Родительское собрание в 11-м классе «Как противостоять предэкзаменационному стрессу».


Родительское собрание «Как противостоять предэкзаменационному стрессу». Собрание подготовлено классным руководителем 11«А» Бабаян А.Г.
Цели: – проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; – дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготов-ки к итоговой аттестации. Участники: родители учащихся выпускных классов, классный руководитель. Подготовка. 1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме. Подготовка справочно-информационного материала. 2. Анкетирование учащихся (Приложение №1, 2, 3). Анкетирование проводится в период подготовки к родительскому собранию. 3. Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования. 4. Изготовление памяток. На доске оформлены высказывания психологов: – «Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье) – «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать находить правильный выход». (Д. Карнеги). Ход собрания: 1. Знакомство с повесткой дня и с порядком проведения собрания. 2. Выступление классного руководителя с использованием результатов анкети-рования. Объяснение того, как родители могут помочь в подготовке детей к экзаменам. Знакомство с рекомендациями, предложенными в памятках. 3. Обсуждение родителями памяток с приведением примеров из жизни, которые подтверждают либо опровергают рекомендации и выдвижением своих предложений. 4. Принятие решения родительского собрания.
Вступление. Десятки тысяч людей в Украине каждый год сдают экзамены. Что такое экзамен по своей сути? Это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. Испытывают школьников, студентов, выпуск-ников академий и т д. Поскольку многие из этих десятков тысяч недостаточно хорошо знают предмет, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнуются, беспокоятся, напрягаются, боятся. Экзаменуемые психологически не защищены ни от негативных переживаний, обрушивающихся на них как перед экзаменом, так и во время него, ни от нервных болезней, порожденных этими за-болеваниями. Сколько сердечных расстройств было вызвано экзаменами, к кото-рым люди оказались не готовыми! В анкетировании и тестировании «Предэкзаменационный стресс старшеклассни-ков» приняли участие 16 человек. Выводы: 1. Предэкзаменационная тревожность учащихся 11 «А» класса нашей школы среднего уровня. 59% опрошенных старшеклассников находятся в зоне риска, 41% относительно благополучны . 2. Сильный стресс наблюдается лишь у 16% опрошенных старшеклассников. 3. Часто испытывают стресс 34% выпускников школы. 4. Среди причин развития экзаменационного стресса старшеклассники выделяют: • плохо дается изучение некоторых предметов, не понимают материал (25%); • боятся процедуры сдачи экзаменов (33%); • неуверенны в себе (66%); • недостаточность своей подготовки отметили 31% опрошенных учащихся. 5. Среди способов снятия стресса старшеклассники чаще используют: • переключение на любимые занятия (83%); • усиливают учебную подготовку (66%); • обращаются за помощью (8%). Как помочь подготовиться к экзаменам Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испыта-ниями, сложными, подчас драматичными, становятся ВНО. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадца-тикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ВНО. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. Вы уже знаете, какие экзамены ребёнку придется сдавать. Выясните, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена (ВНО). Например, возьмите один из вариантов ВНО по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ВНО). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свобод-ный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. Важную роль в преодолении стрессовой ситуации играет мотивация. Предлагается в следующих ситуациях рекомендовать ребёнку проанализировать возникающие проблемы и настроится на их разрешение. Проблемы мотивации и как вы можете с ними справиться (самоанализ личного стресса) Проблема 1: Вы бросаете через короткое время книги в угол, т.к. думаете, что вы глупы и это бесперспективно, и вообще вы все равно провалитесь на экзамене или получите плохую оценку. Решение: Скорректируйте вашу установку. Скажите себе: "Все эти сомнения мне не помогут. Напротив. Тем самым я только себя парализую и создам себе еще больше трудностей. Я не ясновидящий и поэтому не могу знать, как все полу-чится на экзамене. Шанс сдать экзамен все-таки будет больше, если я сейчас сяду и буду учить вместо того, чтобы сходить с ума. Я делаю все, что от меня зависит". Проблема 2: Вы чувствуете внутреннее сопротивление против необходимости готовиться к экзамену, поскольку вы себе постоянно внушаете, что вы должны учиться, и вас мучают угрызения совести, если вместо учебы вы занимаетесь чем-то для вас приятным. Решение: Вы говорите себе: «Я не должен учиться, если мне не хочется. Но поскольку я очень хотел бы сдать экзамен, то я принимаю решение учиться, даже если мне это не доставляет большого удовольствия. Разнообразие очень важно. Я могу себе вполне осознанно предусмотреть в моем рабочем плане время для расслабления. Мне ничего не дает - постоянно только учиться. Это неэффективно. После паузы я смогу еще лучше готовиться к экзамену". Проблема 3: Вам не доставляет удовольствия учиться. Решение: Представьте себе, какой выигрыш вы получите, если успешно сдадите экзамен. Нарисуйте преимущества сдачи экзамена самым яркими красками. Подумайте о том, что экзамен и связанные с этим усилия в обозримом времени будут позади, и что эта пара недель или месяцев тоже окажутся позади. Затем садитесь за письменный стол. Проблема 4: Вы все отодвигаете вашу подготовку к экзамену до тех пор, пока страх провалиться на экзамене становится больше, чем чувство нежелания поработать. Решение: Вы относитесь к людям, которые мотивируют себя страхом. Это совер-шенно не спасительная стратегия, потому что вы учитесь, исходя из негативных чувств. Скажите себе вместо этого: «Я с сегодняшнего дня сажусь и готовлюсь. Тогда у меня каждый день будет чистая совесть, я смогу быть горд собой. Если подготовку к экзамену я буду постоянно отодвигать, то это вряд ли меня будет украшать». Проблема 5: Вы себе говорите, что до сего момента не слишком много сделали для экзамена, и что уже поздно догонять, и поэтому вы обязательно провалитесь на экзамене. Решение: Вы говорите себе: «Я уже не могу вернуть того, что было, т. к. я недо-статочно учился. Вместо того, чтобы тратить время на упреки себе, я лучше начну прямо сейчас. Каждый день на счету. Я приложу максимум усилий, чтобы в оставшееся время, насколько это возможно, подготовиться. До тех пор, пока я не сдаюсь, у меня остается шанс не проиграть». Проблема 6: Вы постоянно теряетесь в тех случаях, когда при подготовке к экза-мену наталкиваетесь на те места, которые вы не понимаете. Вы тогда сомневаетесь в себе и в вашем разуме. Решение: Говорите себе: «Без паники. Ты, возможно, и не Эйнштейн, но если ты не будешь терять головы, то ты это еще усвоишь. А если нет, тогда спроси кого-нибудь. Если ты что-то не сразу понимаешь, то это еще не катастрофа. У тебя есть время в этом разобраться».
Памятка родителям Проект решения родительского собрания: 1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам. 2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания школьников. 3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятках. Список литературы: 1. Вольф Д., Меркле Р. Так преодолеете вы страх перед экзаменами. Психологические стратегии оптимальной подготовки и сдачи экзаменов. Томск: факультет психологии ТГПУ(перевод и научная редакция), 1996. 2. Доскин В.А. Профилактика экзаменационного стресса. Школа и психическое здоровье учащихся. М.: Медицина, 1988. С.147-160. 3. Такман Б.В. Педагогическая психология. М.: Прогресс, 2004. - 602 с. 4. Чибисова М.Ю. Единый государственный экзамен. Психологическая подготовка. М.: Генезис, 2004 г. Приложение №1 Анкета. 1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? 2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? 3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день? 4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? 5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным? 6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как? Приложение №2. «Стресс-тест». Проводится в период подготовки к родительскому собранию во время классного часа. Учащимся предлагается прочитать включенные в тест утверждения и вы-разить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу: 1. почти никогда; 2. редко; 3. часто; 4. почти всегда. 1. Меня редко раздражают мелочи. 2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать. 3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею. 4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть. 5. Не переношу критики, выхожу из себя. 6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое. 7. Все свободное время чем-нибудь занят. 8. На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю. 9. Не умею выслушивать, вставляю реплики. 10. Страдаю отсутствием аппетита. 11. Беспричинно бываю беспокоен. 12. По утрам чувствую себя плохо. 13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться. 14. И после продолжительного сна не чувствую себя нормально. 15. Думаю, что сердце у меня не в порядке. 16. У меня бывают боли в спине и шее. 17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой. 18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю. 19. Думаю, что лучше многих. 20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется. Шкала оценки: 30 баллов и меньше. – Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. Эти люди часто видят себя в розовом свете. 31-45 баллов. – Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, Вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя. 46-60 балов. – Ваша жизнь – беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызван-ный мелочами. Не пытайтесь добиться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку. 61 балл и больше. – Вы живете, как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни. Стресс, которому Вы подвер-жены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему. Приложение №3. Рекомендации для родителей. Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тре-вожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрица-тельно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутом-лением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообща-ющие о том, что он испытывает стресс. Признаки стресса: физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различ-ного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ноч-ные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невоз-можность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря инте-реса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занима-ется преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам". Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домаш-них не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансирован-ный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага сти-мулируют работу головного мозга. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. На этапе подготовки очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпуск-ники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать. Некоторые особенности запоминания: 1. Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение. 2. При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания. 3. Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с пере-рывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу. 4. Чем большую часть времени тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее. 5. Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего. 6. Во сне человек не запоминает, но и не забывает. Условия поддержки работоспособности: 1. Чередование умственного и физического труда. 2. Выполнение гимнастических упражнений (кувырок, свеча, стойка на голове), так как они усиливают приток крови к клеткам мозга. 3. Бережное отношение к зрению. (Делать перерыв каждые 20-30 минут: взгляд вдаль, оторвать глаза от книги). 4. Минимум телевизионных передач! Приемы психологической защиты: 1. Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для Вас актуальном, полез-ном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет. 2. Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и Вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у Вас. Это ослабит Ваше переживание. 3. Накопление радости. Вспоминайте события, вызывающие у Вас даже маленькую радость. 4. Мобилизация юмора. Смех – противодействие стрессу. 5. Интеллектуальная переработка. « Нет худа без добра». 6. Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия). 7. Быстрое общее мышечное расслабление (релаксация).