Доклад по теме: «Воспитание ребенка в семье»

Доклад.
Воспитание ребенка в семье.

Взаимосвязь мини-центра (детского сада) и семьи необходимое условие успешного воспитания ребёнка дошкольного возраста. Как общественное, так и семейное воспитание ставит своей главной целью формирование у ребёнка с самых ранних лет тех навыков и привычек поведения, тех качеств личности, которые необходимы будущему школьнику.
Ценно, что воспитание детей в мини-центре (детском саду) осуществляется педагогами-специалистами на основе общей для всех детей и обязательной для воспитателя государственной программы, в специально организованных условиях, которые соответствуют возрастным особенностям и потребностям ребёнка. Мини-центр (детский сад) располагает большими возможностями для всестороннего воспитания детей. Воспитание дошкольников протекает в обществе сверстников и поэтому имеет особенно большое значение для формирования у детей с самого раннего возраста инициативы и активности, коллективизма в его первых проявлениях, умения и желание сочетать свои личные интересы с интересами и стремлениями своих товарищей. В это же время воспитание в дошкольном учреждении направлено на то, чтобы в условиях жизни ребёнка в складывающемся детском коллективе могла развиваться его личности, сохраняться индивидуальность.
В установлении живой связи и согласованности между семьей и мини – центром ведущая роль принадлежит мини-центру. Совместная работа педагогов и семьи строится на следующих основных положениях, которые определяют содержание, организацию и методику этой работы:
1.Единство в работе мини-центра (детского сада) и семьи по воспитанию детей. Цели и задачи должны быть понятны не только воспитателям, но и родителям, когда родители знакомы с основным содержанием, методами и приёмами воспитания; укрепление авторитета педагога в семье и родителей в мини-центре. Установление правильных отношений на основе доброжелательной критики и самокритики.
2.Взаимопомощь в совместной работе по воспитанию детей. Мини-центр повседневно и разнообразными путями помогает родителям в воспитании детей. В свою очередь родители помогают детскому саду в многообразной воспитательной и хозяйственной работе, заботясь тем самым о воспитании не только своего ребёнка, но и других детей.
3.Взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями, понимание нужд и интересов ребёнка и своих обязанностей как воспитателей.
4.Изучение лучшего опыта семейного воспитания пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского учреждения положительных методов семейного воспитания.
5. Использование разнообразных форм работы мини-центра с семьёй в их взаимосвязи;
Ознакомление с жизнью детей дома в семье; педагогические беседы с родителями и другими членами семьи, консультации, лектории, родительские университеты, вечера вопросов и ответов, устные журналы, наглядные формы педагогической пропаганды.
Индивидуальные и коллективные формы работы с родителями дополняют друг друга. Ежедневное общение воспитателя с родителями создает большие возможности для индивидуальной работы, для укрепления связи между семьёй и мини-центром.
6.Систематическое по определённому плану осуществление связи между дошкольным учреждением и родителями в нескольких лет с учётом задач и содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
7.Привлечение актива родителей (родительский комитет), общественности к деятельности дошкольного учреждения, работе с семьями.
В семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, наиважнейшим моральным, идейным культурным ценностям.
Общение отца и матери с детьми необходимо как детям, так и родителям. Мать, лишённая заботы о своём ребёнке лишается и очень важной части своей жизни, что воспитание собственных детей для родителей есть в то же время и самовоспитание.
А.С. Макаренко видел в родительской любви основу влияния семьи на ребёнка. Именно на эту любовь, на её благотворную силу, говорил он, рассчитывает общество.
Наиболее велико значение этого фактора для формирования личности ребёнка в дошкольном возрасте. Маленький ребёнок особенно нуждается в любви и ласки родителей, у него огромная потребность в общении со взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь ребёнка к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца, определяют прочность воздействия на ребёнка их примера.
Семью называют «Школой чувств».
В семье в общении с родителями, с братьями и сестрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь близких к ребёнку, их забота о нем вызывает у него ответный отклик.
С раннего детства закладывается эмоциональный фундамент, на котором в дальнейшем будут строится более сложные социальные чувства.
Досуг - важная сторона семейного быта, а организация досуга- одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией.
Особое значение для эмоционально- нравственного развития ребёнка имеет его общение с матерью. Но материнская любовь, не подкреплённая нравственной культурой, педагогическими знаниями, может да же принести вред формированию личности ребёнка.
Особо пристального внимания дошкольных учреждений требуют так называемые неблагополучные семьи. Частые ссоры, безнравственное поведение взрослых в такой семье пагубно отражается на ребёнке. Воздействовать на родителей в этом случае нужно объединёнными усилиями педагогического коллектива мини-центра (детского сада), родительской и производственной общественности.
Поскольку самая близкая, значимая для ребёнка среда - это семья, он прежде всего подражает родным, впитывает дух внутрисемейных отношений и переносит его в свои отношения со взрослыми и детьми вне семьи. По этому по поведению ребёнка в детском саду, как правило, можно судить о его семье, о характере семейного воспитания.
К неблагополучным семьям должны быть отнесены и такие, где родители стараются создать ребёнку материальный комфорт, но совершенно не заботятся о его всестороннем воспитании.
Среди неблагополучных нередко оказываются и неполные семьи. Наиболее частая причина возникновения такой семьи - развод.
От воспитателей требуется большой такт и терпение в установлении контакта с такими семьями. Это повышает у отцов чувство ответственности, благотворно сказывается на развитии личности ребёнка.
Воспитание - сложное и ответственное дело. Это процесс творческий и процесс двуединый; в нем происходит не только формирование личности воспитанника, но и личности воспитателя - его самовыражение, самоутверждение и нравственное самосовершенствование.



15