Доклад Формирование потребности в самообразовании и саморазвитии












ДОКЛАД НА ТЕМУ:
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В САМООБРАЗОВАНИИ И В САМОРАЗВИТИИ».








Выполнила: Кладка С. Н.









Формирование потребности в самообразовании и саморазвитии.

С самого начала учебной деятельности детей происходят значительные изменения в направленности их интересов. Исследования Л.И. Божович, Л.С. Славиной, М.Ф. Морозовой и других психологов показывают, что в конце дошкольного возраста в результате образовательно – воспитательной работы у ребят обычно возникает новая высшая потребность – учится. В связи с этим появляется интерес к школе, к учению, ко всей школьной жизни.
Ученые выделяют, во-первых, стремление ребёнка занять новое, привлекательное для него положение в обществе - положение школьника. Это значит: ходить, как все старшие ребята в школу, сидеть за партой и т.д.
Однако такая устремленность к внешнему положению школьника быстро угасает. Эта потребность, как и всякая другая, после её удовлетворения исчезает. Если в первые дни маленький школьник Действительно радостно переживает своё новое положение среди других ребят и в своей семье, то уже в течение первых недель эти переживания тускнеют и наконец совсем исчезают. Новое, становясь повседневным и привычным, теряет оттенок загадочной неизвестности и привлекательности. Мотив «хочу стать школьником» перестаёт действовать. Но устремленность к школе у детей выражено и в их к самой учебной деятельности.
Этот мотив при рационально организованной учебной деятельности детей не только не угасает, но с каждым месяцем усиливается и нарастает. На основе интереса к учебной деятельности у детей формируется специально познавательные интересы, потребность в самообразовании и в саморазвитии, т. е. стремление к узнаванию нового в пределах определенного учебного предмета. Это стремление возникает только тогда, когда дети начинают изучать математику или русский язык, историю или природоведение.
Интерес – это познавательное отношение человека к окружающему, к какой-то его стороне, к определенной области, в которую человек хочет проникнуть глубже.
Интерес основан на ориентировочно – исследовательском рефлексе. Павлов назвал его рефлексом «Что такое?». Характеризуя особенности познавательного интереса можно выделить его существенные признаки:
А) Интеллектуальную направленность поиска нового в объекте, стремление ознакомиться с предметом ближе, узнать его глубоко и разносторонне.
Б) Осознанное отношение человека к предмету своего интереса.
В) Эмоциональную окрашенность: интерес всегда связан с желанием что-то узнать, радостью искания, горечью неудачи.
Г) Выражение в волевом действии: интерес направляет усилия человека на открытие новых сторон и признаков предмета.
В этой характеристике обращает на себя внимание эмоциональная окрашенность и действенность интереса, который становится значимым мотивом поведения школьников.
Интересы младших школьников отличаются подражательностью (случайностью возникновения), непостоянством, поверхностностью (интересны только внешние факты, особенно яркие), близостью к собственному жизненному опыту, разбросанностью, направленностью на ближайший результат. В среднем и старшем звене всё меняется. В течение всего обучения дети начинают всё больше интересоваться отдельными предметами, явлениями природы, событиями из жизни людей. У школьников возникает множество вопросов, связанных с содержанием учебных предметов и с разнообразными событиями общественной жизни.
Исследования психологов показывают, что потребности в самообразовании и саморазвитии возникают и закрепляются, если соблюдается ряд условий:
Правильное соотношение нового и уже известного является существенным условием возникновения познавательного интереса у детей. Это значит, что необходимо наличие у школьников каких-то знаний о явлениях природы, действиях с числами, о составе слова, чтобы вызвать более глубокий интерес к соответствующим учебным предметам. То, что совершенно не известно детям, не может вызвать у них вопросительно – поискового отношения. Но и то, что уже хорошо известно, тоже не интересно. Учитель должен уметь в старом, известном показать новое содержание: признаки, свойства, отношения с другими объектами.
Возможность использовать свою инициативу, свою активность для творческого преобразования предмета повышает интерес ученика к работе.
Интерес возникает и поддерживается достигаемым успехом деятельности.
Огромное значение для упрочения интереса имеет открытие для ребят практического использования изучаемого материала, и его применения в жизни людей.
Интерес детей возникает тогда, когда они встречают в учителе человека, увлеченного своей работой и обладающего мастерством передачи знаний детям.
Формированию учебных и познавательных интересов способствует вся внеучебная и внешкольная работа.
Учитель должен показывать новейшие достижения науки, знакомить с историей научных открытий.
Проведение учащимися и учителем опытной и исследовательской работы
Строить работу чтобы у ученика возникала потребность заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе учения школьник должен находить привлекательные стороны.
Сначала интерес детей направляется на познание новых для них фактов, явлений. Потом всё больший интерес вызывает у них те разнообразные признаки явлений и особенно их взаимозависимости и связи, которые ученики раскрывают по мере усвоения учебного материала. Такой интерес развивается особенно тогда, когда учитель привлекает детей для совершения открытий.
Ярко выраженная потребность детей в активной умственной деятельности мобилизует их познавательный интерес. Если содержание и организация повседневной учебной работы школьника удовлетворяет эту потребность, интерес ребят к учебной работе усиливается и наростает.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15