Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»


Урок русского языка в 9 классе по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»
Учитель русского языка и литературы Мартюкова Ирина Леонидовна
Тема: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Цели:
Образовательные: усвоение обучающимися особенностей постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать.
Воспитательные: воспитание уважения к предмету, воспитание любви к слову на примере материала урока.
Ход урока:
Мобилизующий этап.
В окна снег валит клоками, буря свищет у ворот.
Мокрый снег, валивший хлопьями, покрывал мостовую; я промочил ноги и промок до костей.
Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.
- что общего и чем отличаются данные предложения?
- с условиями постановки каких знаков препинания вы уже знакомы? Объясните.
Что вам неизвестно?
- какова тема сегодняшнего урока?
- Цель? На какой вопрос ответим в конце урока?
Новая тема.
Работа с правилом.
Распределите предложения в таблицу, сделайте вывод

- еще раз прочитайте предложения союзные и бессоюзные. Меняется ли интонация? (предупредительная, пояснительная). Почему она играет такую важную роль?
(Интонация играет главную роль в БСП, так как только с ее помощью связываются части предложения.)
Закрепление.
а) упражнение 195 (устно) , объяснить постановку двоеточия.
Б) упр. 196 : выписать 2 любых предложения, объяснить знаки препинания.
- третьей - часть речи, признаки
В) упр. 198 (2, 3 предложения)
Г) карточка №1.
- На сколько групп и по какому признаку можно разделить данные предложения?
- какого типа предложения не хватает? Составьте свое.
- есть ли данных предложений односоставные? Определите их тип.
Д) карточка №2
- сформулируйте задание к карточке.
- какие условия постановки двоеточия повторили?
- найдите словосочетания со связью согласование, переделайте в управление.
Итог.
- ответили на вопрос, поставленный в начале урока?
- были сложности?
- какие задания показались интересными?
Домашнее задание ( по выбору)
- упр. 197
- упр. 276
- выписать из произведений художественной литературы 6 бессоюзных сложных предложений с двоеточием.
№1
Ворох листьев сухих все сильней веселей разгорается и трещит и пылает костер.
Я взглянул в окно ветер штормовой ревел с ночи дождь лил как из ведра.
Когда настанет утро двинемся в путь.
Чувствовалось что победа будет за нами.
5. В тот вечер моросил осенний дождик и мне было грустно одному.
-- какого типа предложения не хватает? Составьте.
№2
Он поднял глаза маленькое облачко неприметно неслось по небу. Снег лежал повсюду на дорогах и крышах домов, на деревьях и кустах.
Мальчик тихо спросил А ты еще придешь? Я смотрел на лодку, на японские батареи нигде никакого движения.
Я был для него всем и родственником, и другом, и издателем. Я без колебаний ответил Конечно!
- сформулируйте задание к карточке.
- найдите словосочетания со связью согласование , перестройте со связью управление.
Смысловые отношения Какой союз можно вставить Примеры
Пояснение А именно,
то есть Дополнение Что
И увидел, что Причина Потому что
Так как А. Моруа верил: время – самый честный критик.
Стоило вглядеться в эту картину: в ней открывалось столько таинственного и бесконечного.
Весна затягивалась: то теплело, то ударял мороз.