Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию Что такое нравственность?


Тема: Что такое нравственность?
Цель: сформировать понятие нравственности, уточнить смысл понятий мораль, нравственные законы: побудить детей задуматься о смысле жизни, о добре и зле.
Задачи:
1. Развивать желание знать понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
2. Воспитывать умение бороться и выживать в экстремальных ситуациях.
3. Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи.
Участники: Дети старшего возраста
Форма: дискуссия
Оборудование: Плакат неоконченных предложений, карточки ранжированные понятии
План.
1. Рассмотрение приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей детей.
2. Изучение детьми собственных волевых качеств, своих возможностей.
3.Методика неоконченных предложений.
4. Ранжирование понятий
5. Рефлексия.
Ход проведения.
Мы с вами будем говорить о нравственности. Прежде чем начать беседу, давайте определим смысл некоторых понятий.
-Что такое нравственность?
Нравственность – это личное качество человека, его внутренний закон.
Часто мораль и нравственность употребляются как синонимы.
-Чем мораль отличается от нравственности?
Моралью следует именовать целостную систему взглядов, относящуюся ко всему обществу.
-Зачем людям нужны такие законы?
На нравственности основывается поведение людей, строятся личные и общие представления о приличиях.
Действительно, трудно представить человеческое общество на любом этапе его истории без нравственных норм. Даже во времена тотального нравственного падения имелись какие – то представления о добре и зле, о хорошем и плохом.
-Может ли человек иметь собственные нравственные законы – не такие, как в обществе?
Нравственность каждого человека неотделима от существующих в обществе норм морали. Жизнь общества, его культура, опыт поколений должны быть осмыслены, чтобы последующие поколения совершенствовали и продолжали лучшее во имя людей, добра и справедливости. Человеческая жизнь также должна быть осмыслена самой личностью, дабы каждый задался вопросом, для чего он живет, и попытался ответить на него.
-С чего бы вы начали такое осмысление?
-Человек – люди – общество – человечество – эти понятия взаимосвязаны. Чем, как вы думаете?
Память и душа каждого человека хранит в себе опыт поколений, все наиболее ценное в системе человеческих отношений к миру, людям, окружающей действительности. Этот опыт и есть культура в самом широком смысле этого слова. И именно здесь виден и ощутим след добра и зла, прекрасного и безобразного, щедрого и корыстного, оставляемый людьми. Отсюда и следует черпать понимание этической культуры, основой которой является, по выражению И. Канта, нравственный закон в душе каждого человека.
Диагностика:
1. Методика незаконченных предложений.
Продолжить предложения.
Добро – это
Зло –
Любовь –
Ненависть –
Дружба –
Враждебность –
Честность –
Открытость –
Подлость –
Совесть –
Наглость –
Порядочность –
Право –
Обязанность –
Хитрость –
2. Ранжирование понятий.
Проранжируйте понятия по степени личной значимости.
Друзья
Профессия
Слава
Семья
Богатство
Здоровье
Общение
Родина
Деньги
Квартира
Любовь
Талант
Способности

Рефлексия: Наша жизнь – сложная цепь поступков, восприятия и реакций на эти поступки другие. И эту цепь плетем мы сами, но не всегда сознаем это. А ведь это наш след в жизни.
-Какой он, как вы думаете?
Мы родились, чтоб оставить след: дом или тропинку, дерево или слово.
Сегодня, наверное, пришла пора и вам задуматься над этим.