Конспект урока русского языка в 9 классе по теме Двоеточие в бессоюзном сложном предложении


План-конспект открытого урока
по русскому языку в 9 классе по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении со значением причины, пояснения, дополнения». Закрепление
Учитель: Митрофанова Т.А.
Цели:
Образовательные: закрепить правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении; формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений.
Развивающие: формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей.
Воспитательные: воспитание умения определять роль синтаксических норм при построении сложных предложений в культуре речи учащихся; вызвать интерес к урокам русского языка.
Планируемые результаты: учащиеся должны сформировать представление о том, когда ставится двоеточие в БСП со значением причины, пояснения и дополнения; Задачи урока через планируемые результаты:
- Личностные УУД:
Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;
-Регулятивные УУД:
Понимать и строить планируемые действия;
Проговаривать вслух последовательность производимых действий.
- Коммуникативные УУД:
Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли; развивать внимание, память, логическое мышление; умение сравнивать, классифицировать, обобщать.
Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;
Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Познавательные УУД:
Правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с текстами и заданиями. Тип урока:  урок закрепления умений и навыков по теме «Двоеточие в БСП».
Эпиграф.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью
Л.Н.Толстой.

-Верность этих слов великого классика мы и проверим сегодняшним уроком.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний
Для актуализации имеющихся знаний учащихся по изученной теме предлагается работа с предложениями. 
1. Повторение усвоения постановки знаков препинания. В предложениях, записанных на доске, 2 ученика расставляют и объясняют постановку знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
1 карточка
1. Погода стояла совсем неблагоприятная: по временам шёл мелкий осенний дождь и постоянно дул страшный ветер. 2. Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.   3.Шутить с болотом было опасно: зайдёшь в трясину и не вернёшься. 4. Я знал: удар судьбы меня не обойдет
2 карточка.
1.Степан боялся подойти к обрыву: скользко.
2.Усталасть начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стлать постель и укладываться на ночь. 3.Идти было трудно: густые, частые колючие кусты разрослись густо, и нужно было обходить их или пробираться через них. 4. Все волновало нежный ум: цветущий луч, луны блистанье.
2. С места учащийся объясняет постановку знаков препинания в домашнем упражнении №196.
III. Фронтальный опрос.
1. Проверка знаний учащихся по изученному материалу.
а) - Что такое бессоюзное сложное предложение? Назовите его признаки.
(Бессоюзное сложное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения объединены между собой только по смыслу и интонационно ( без помощи союзов и союзных слов).
б) - Когда между частями бессоюзного сложного предложения ставится запятая?
(Между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления)
в) - Когда следует ставить точку с запятой в бессоюзных сложных предложениях?
( В бессоюзных сложных предложениях ставится точка с запятой, если внутри частей сложного предложения уже имеются запятые или другие знаки препинания. Иногда точка с запятой ставится и в том случае, когда внутри частей бессоюзного сложного предложения нет знаков препинания, но эти части менее связаны между собой по смыслу, более самостоятельны).
г) – Когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
1.Вторая часть разъясняет, раскрывает содержание первой части (можно вставить слова: а именно). 2. Вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из её членов. (что, как 3.Между частями причинные отношения. (Между обеими частями можно вставить союз потому что).
2. Самостоятельная работа. Из простых предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП? 
Пользуйтесь алгоритмом.
На доске спроецирован алгоритм постановки знаков препинания в БСП (кроме тире). Слайд №1. Материал для работы у каждого на парте.
Алгоритм постановки знаков препинания в БСП
Доказываем, что предложенное для разбора предложение является бессоюзным сложным. (Находим простые предложения в составе сложного, устанавливаем вид связи).
Если предложения, входящие в БСП, равноправные со значением перечисления - ставим запятую.
Обращаем внимание на то, есть ли внутри частей сложного предложения запятые или другие знаки препинания и насколько тесно связаны между собой по смыслу эти предложения.
Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или распространены и имеют внутри запятые – ставим точку с запятой.
Если нет условий для постановки запятой и точки с запятой в БСП, обращаем внимание на то, какие смысловые отношения между частями БСП.
Если мы можем поставить между частями предложения союзы потому что, а именно, что или слова «и увидел что», «и услышал что» - ставим двоеточие.
1.Я взглянул в окно. На безоблачном небе разгорались звёзды. 2. Однако пора спать. Уже без четверти шесть. 3. Останавливаться было нельзя. Ноги засасывало и следы наливались водой. 4. Я внимательно поглядел кругом. Все лица отражали напряженное ожидание. 5 Я поднял глаза и увидел. Высоко в небе неслись над станицей птицы.

3. Задание по вариантам.  Прочитайте предложения. Запишите номера бессоюзные сложные предложения, в которых вторая частьI в. а) раскрывает, поясняет содержание первой части;II в. б) дополняет смысл первой части;III в. в) указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 
Учащиеся получают карточки с напечатанным материалом.
1) Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.  2) И вдруг чувствуешь: вот схватила, вот завладела, вот пришла зима настоящая!  3) Я взглянул на неё и испугался: её лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы.  4) Погода была ужасная: штормовой ветер ревел с ночи, дождь лил как из ведра. 5) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 6) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.  7) От себя могу обещать одно: будем работать, беззаветно работать. 8) Я убедился на своем опыте: книга — умный и честный советчик в жизни
I вар. 4, 6, 7 II вар. 2, 8 III вар. 1, 3, 5
4. Перепишите предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Вставьте пропущенные знаки препинания, объясните (Слайд №2).
1) В Мексике похвалить вещь в чужом доме нельзя: её заворачивают вам в бумажку. (В.В. Маяковский)
Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А.И. Иванов)
Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными волосами. (М.Ю. Лермонтов)
Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально
доказанным. (В.С. Пелевин)
Тёмный лес хорош в яркий солнечный день: тут и прохлада и чудеса световые. (М.М. Пришвин)
VI. Подведение итогов урока.
- Какие смысловые отношения между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, обозначаются двоеточием?
- Какие союзы и слова в этом случае можно поставить между предложениями?
- С какой интонацией произносятся бессоюзные сложные предложения, если в них стоит двоеточие?
-
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: упр. 197, выучить теоретический материал по теме урока.