Классный час на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»


Конспект разработки классного часа
на  тему:
«Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Провела:
 классный руководитель
 5А класса
Орлова Елена Станиславовна
г. Липецк 2014г.
Цель: изучение правил дорожного движения и профилактика травматизма
Задачи:
1.Обучающие:
Продолжить работу по изучению правил дорожного движения
Изучить маршрут передвижения из школы домой с точки зрения безопасности
2. Развивающие:
Способствовать развитию познавательного интереса к своему здоровью, к себе как личности
Учить делать выводы, обобщения, анализ, оценку ситуации
3. Воспитывающие:
Воспитание безопасных для здоровья  форм поведения
Ход мероприятия.
Организационный момент
Вступительное слово классного руководителя.
 - Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь за ними стоят смерть, боль, страдания наших детей. По статистике, примерно три четверти всех ДТП с участием детей происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются: Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест 35–40 %.Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору 25–30 %.Неподчинение сигналам светофора 10–15 %.Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара – 5–10 %.Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге?
Выступления учащихся.
Чтоб тебе помочьПуть пройти опасный,Горим и день, и ночь –          Зеленый, желтый, красный.         Наш домик – светофор,         Мы три родные брата,         Мы светим с давних пор         В дороге всем ребятам.         Мы три чудесных цвета,         Ты часто видишь нас,         Но нашего совета          Не слушаешь подчас.         Самый строгий – красный цвет.         Если он горит – стой!         Дороги дальше – нет,         Путь для всех закрыт.        Чтоб спокойно перешел ты,         Слушай наш совет –          Жди!        Увидишь скоро желтый в середине цвет.         А за ним зеленый цвет         Вспыхнет впереди,         Скажет он:       “Препятствий нет!”, – смело в путь иди.         Как выполнишь без спора         Сигналы светофора,        Домой и в школу попадешь,        Конечно, очень скоро.
Представьте, что в нашем городе вдруг погасли все светофоры. А все инспектора, регулирующие движение, куда-то исчезли. Какие последствия могут быть?
Историческая справка:
- Сегодня Государственная автомобильная инспекция – серьезная сила, в ней служат профессионалы. Им поручено очень важное дело – сохранять порядок на дорогах большой страны и решать много других задач. Передовой и самый мощный отряд Госавтоинспекции – дорожно-патрульная служба (ДПС). В 1998 году Госавтоинспекция была переименована в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения (ГИБДД). Однако широкая общественность новую аббревиатуру не очень жаловала, и было решено оставить два названия – ГАИ и ГИБДД (применительно к аппарату управления).С каждым днем на наших дорогах появляется все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице.
Немного об истории правил дорожного движения.В России правила дорожного движения на лошадях были введены Петром I 03.01.1683 года. Указ звучал так: «Великим государем ведомо учинилось, что многие учли ездить в санях на вожжах с бичами большими и едучи по улице небрежно людей побивают, то впредь с сего времени в санях на вожжах не ездить».Первый светофор был изобретен в 1868 году в Лондоне. Это был газовый фонарь с двумя фильтрами: зеленым и красным. Цвета менялись с помощью ручного привода, которым управлял полицейский. Первый сигнальный светофор появился в США в 1919 году.Из всего числа дорожно-транспортных происшествий половина совершается с участием пешеходов. Это страшный показатель, свидетельствующий о низкой культуре и пешеходов и водителей. Для сравнения: в Швеции ДТП с участием пешеходов всего 7,3 %, а вот в Румынии – 56 %. Еще несколько примеров. Оказывается, пешеходы терпеть не могут подходящего момента, чтобы перейти дорогу. Половина готова стоять на тротуаре всего 4 секунды, на пятой они готовы рисковать жизнью, чтобы оказаться на противоположной стороне дороги. Надо бороться с подобным нетерпением, помня о том, что первым приходит тот, кто «торопится медленно». 
О «Зебре». 
Полосатая дорожка лишь в какой-то степени гарантирует вашу безопасность на дороге. Ученые выяснили. Что семеро из десяти водителей, занятых разговором по сотовому телефону, не уступят на «зебре» дорогу пешеходам. А в Бельгии, например, стоит пешеходу подойти только к краю дороги, как все машины останавливаются, пока человек полностью не перейдет проезжую часть. На Западе даже создана Международная федерация пешеходов. По её инициативе Европарламент принял Хартию о правах пешеходов.
Кл рук: - Сегодня мы с вами попробуем разобраться, что мы делаем на дороге не так.
Начнем с самого распространенного транспортного средства доступного школьникам – велосипеда.Запомним первое: это самое незащищенное транспортное средство. У него нет дверей, предохраняющих от удара сбоку, нет бампера, который отчасти принял бы на себя лобовой удар. Поэтому при любом столкновении или наезде на препятствие велосипедист очень уязвим. А себя надо беречь – полноценных запчастей для человека пока не изобрели.Второе: ездить на велосипеде комфортно там, где для этого создана специальная безопасная зона. Так как таких зон очень мало, старайтесь предупредить любую потенциальную опасность.Третье правило: никогда не пытайтесь проехать между едущим и стоящим автомобилем. Остановитесь, пропустите движущийся на вас автомобиль. Не считайте это за трусость, это всего лишь здравый смысл. Элементарное чувство сохранения. Теперь главное: старайтесь не выезжать на проезжую часть, даже если вам исполни лось 14 лет. На мопеде вы можете выезжать на проезжую часть с 16 лет. Но помните: двигаться вы должны только по крайней правой полосе, в один ряд, как можно правее. Относительная зона безопасности кончается дальше одного метра от тротуара
2.Физкультминутка.  
Дети действуют по сигналу.
Красный - стоят
Желтый - прыгают
Зеленый — маршируют
3.Предлагается блиц-опрос по теме.
 Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, что они обозначают?Как на проезжей части улиц и дорог обозначен пешеходный переход?Где и как должны ходить пешеходы по улице?В каких местах пешеходам разрешается переходить улицу?Где нужно стоять в ожидании трамвая, троллейбуса, автобуса?Какие правила поведения в транспорте общественного пользования вы знаете?Как нужно переходить улицу при выходе из трамвая, автобуса?Каков порядок посадки в автобус и выход из него? Правила перехода улиц и дорог.Как надо правильно переходить улицу, дорогу?Можно ли перебегать через улицу, дорогу?Почему пешеходам нельзя ходить по проезжей части улицы, дороги?Сколько сигналов у пешеходного светофора?На какие группы делятся дорожные знаки?Кто должен знать дорожные знаки?В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?Безбилетный пассажир?Дорога для трамвая?Дом для автомобиля?Безрельсовый трамвай?
 Вывод: сегодня мы с вами узнали, как вести себя за рулем велосипеда. Запомнили главные правила управления этого транспортного средства на дорогах и во дворах нашего города и, и поняли главное – не стоит подвергать свою жизнь неоправданному риску. Быть осторожным на дороге – это не трусость, а расчет.
Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом. Помните, что транспорт сразу остановить нельзя!
Помни! Правила ГАИ – это правила твои!
Помни! Дорога – для транспорта, тротуар – для пешеходов!
4. Игры на закрепление темы.
«Выбери правильный ответ»
1.  Правила дорожного движения должны знать и выполнять:
·        только пешеходы
·        только водители
·        водители и пешеходы
 
2. Как называется место на улице, где можно ходить детям:
·        велосипедная дорожка
·        проезжая часть
·        тротуар
3. Во сколько лет можно выезжать на велосипеде на проезжую часть
·        4
·        14
·        44
4. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?     сигналам светофора
сигналам регулировщика
никому
5.  Знаки дорожного движения нужны:
·        для красоты проезжей части
·        для установления порядка движения пешеходов и транспорта на дороге
·        для пешеходов
 
6.  Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть:
·        компасом
·        биноклем
·        пешеходным переходом.
 
7.  Какая машина может проехать на красный сигнал светофора с включенным проблесковым маячком на красный сигнал светофора?
·        Пожарная
·        «Скорая помощь»
·        Милиции
5. Словесная игра  «Это я, это я....!»"Это я, это я, это все мои друзья!", а если вы не поступаете так, как говорится в загадке, то молчите. 
Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?Знает кто, что красный свет – это значит: хода нет? Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? Кто из вас идет вперед только там, где переход? Кто бежит вперед так скоро, что не видит светофора? Кто в свои двенадцать лет оседлал велосипед и не растерялся – по шоссе помчался?
 
Используемая литература.
 Дмитруп В. П. Правила дорожного движения для школьников.- Ростов Н\Д: Феникс, 2005.-160с.  
Чермашенцева О. В. Основы  безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации.- Волгоград: Учитель, 2008.-207с.
Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку.- «Издательство скрипторий 2003», 2008.-88с.
Калашникова М. С. Путешествие в страну дорожных знаков и сказок.- Волгоград: Учитель. 2001.-70с.
Кузьмина Т. А., Шумилова В. В. Профилактика детского дорожно- транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении. - Волгоград: Учитель, 2007.-111с.