Конспект занятия на тему Волшебные секреты или как выучить правило

Тема: «Волшебные секреты или как выучить правило».

Цель: определить пути успешного запоминания правил.

Задачи:
1)организация творческой, исследовательской деятельности детей по поиску образов известных правил (с помощью разных видов аналогий и ассоциаций);
2)развитие эмоционально-образной, кинестетической, тактильной памяти, развитие абстрактного мышления; ассоциативности, коммуникативности через работу в группах;
3)формирование у учащихся умения самоконтроля и самооценки.
4)воспитание товарищества.

Ход урока.

Организационный момент.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начнем наше занятие.

II. Мотивирование.
- А занятие наше необычное. Сегодня вы будете помогать самим себе, своим товарищам открывать секреты запоминания. А для того, чтобы работа была интересной и результативной, трудиться будем группами – вместе.

III. Вступительная беседа-дискуссия.
Что вы можете сказать об этом?

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Обсуждение по группам (1 минута), заслушивание вариантов ответов.

Работа со словарем.
- Проверьте правомерность своих суждений по словарю. Найдите лексическое толкование этого слова. (Зачитывают вслух)
- Сколько толкований имеет значение этого слова? (Три).
- Мы будем опираться на 1- е толкование: правила грамматики.
IV. Формулирование темы занятия.
- Сейчас восстановите в памяти все, о чем мы с вами рассуждали в начале урока, и сформулируйте тему нашего занятия. (Выслушиваются предполагаемые темы). Учитель открывает на доске тему занятия. Дети сигналами показывают совпала ли их формулировка с тем, что открыто на доске.
(Волшебные секреты или как выучить правило).

V. Рисунки-образы словарных слов.
1. Художник зашифровал правило (с бака). Через 1 минуту обсуждений в группах, вы должны сказать, с какой целью он это сделал.
(Заслушиваются версии).
Вывод: художник придал букве образ, чтобы её легче было запомнить.
- Вы открыли 1волшебный секрет запоминания правил:
Слово трудное попалось –
Это, братцы, не беда.
Нарисуем в слове букву,
Не забудем никогда. (На доске помещается образ волшебного секрета в виде таблицы).

2. Работа в группах.
- Сейчас вы тоже поработаете художниками. Возьмите лист бумаги, фломастеры, конверт №1 и по алгоритму, данному на конверте выполните работу. Работаем пока звучит музыка.
Музыкальный ряд: Вагнер.





3. Объяснение у доски выбранного образа буквы (ассоциации).

VI. Исследование слов с помощью лупы.
- Чтобы раскрыть второй секрет запоминания, вам потребуется прибор, которым часто пользуются сыщики. Покажите этот прибор. Возьмите конверт №2 и выполните задание по алгоритму.
- Поделитесь своим открытием. (Дети высказывают свои версии о том, как помогает лупа при запоминании).
- Вы открыли 2 волшебный секрет запоминания:
Чтоб в словах не ошибиться,
Надо с лупой подружиться.
Нам волшебное стекло
Их запомнить помогло. (На доске вывешивается образ волшебного секрета).


VII. Конструирование буквы.
- Итак, два волшебных секрета открыты. Посмотрим, существуют ли еще секреты запоминания правил? Для этого выполните задание из конверта №3 по алгоритму.
(Дети конструируют букву из наждачной бумаги на пластилиновой основе).
- Поделитесь открытиями.
-Вами раскрыт 3 волшебный секрет:
В слове мы не ошибемся,
Если делом мы займемся:
Слепим буковки, согнём,
Все ошибки отпугнем. (На доску вывешивается образ волшебного секрета).


VIII. Изображение букв с помощью тела.
- А сейчас немного поработаем стоя. Работать можно одному, в паре, втроем и т.д. Я называю слово, вы определяете звук в слабой позиции и показываете при помощи своего тела букву, которую надо писать в этом слове.
Заяц, капуста, улица, морковь.
- Посовещайтесь 1 минуту и расскажите, какой волшебный секрет вам удалось раскрыть.
(Выслушиваются версии групп).
- Вы открыли 4 волшебный секрет:
Чтоб ошибок нам не делать,
Поработает пусть тело,
Ручки, ножки изогнем,
Правильно писать начнем. ( На доске образ волшебного секрета).


IX. Составление схем по правилам.
- Что общего между всеми словами, которые нам встретились во время работы?
(Словарные).
- Только ли в словарных словах нам встречаются правила?
1. Прочитайте правило:
(Чтобы найти проверочное слово для корня, надо:
Объяснить значение проверочного слова с помощью другого однокоренного слова.
Изменить проверяемое слово по числам или по вопроам)
- Сформулируйте 5 волшебный секрет.
Дети высказывают свое мнение.
-Вы открыли 5 волшебный секрет. На доске появляется образ волшебного секрета.

2. Возьмите конверт №4, выполните задание по алгоритму.
Дети по группам читают правила и сравнивают получившиеся схемы, выбирают более точную.
X. Итог.
- Сколько волшебных секретов запоминания вам удалось сегодня открыть? (5).
- На самом деле таких секретов гораздо больше и мы с ними будем продолжать знакомиться на уроках не только русского языка, но и на уроках по другим предметам, а так же на внеклассных занятиях.
XI. Рефлексия.
1.Таблицы.
- Заполните каждый свою таблицу: какие секреты запоминания были известны ранее, а какие узнал сегодня на занятии?
2. Выбор каждым наиболее эффективных приемов запоминания.
Подойдите каждый к тому волшебному секрету, который именно вам помогает лучше всего в запоминании.








Пожелание: теперь при запоминании правил, используйте эти секреты, чтобы знания были прочными. А я благодарю вас за работу – вы настоящие исследователи.

Приложение 1
Алгоритм №1.
Прочитайте слово.
Выделите сильную позицию.
Найдите орфограмму.
Нарисуйте образ буквы.
Поместите результат своей работы на доске.
Объясните, почему такой образ буквы выбрали.

Алгоритм №2.
Прочитайте слово.
Выделите слабую позицию.
Найдите орфограмму.
Исследуйте эту орфограмму при помощи лупы.
Какое открытие сделали?
Поделитесь своим открытием с другими.


Алгоритм №3.
Прочитайте слово.
Выделите сильную позицию.
Найдите орфограмму.
Сконструируйте букву при помощи чаши с пластилином и наждачной бумаги.
Погладьте букву пальцами.
Расскажите о своих ощущениях и сформулируйте волшебный секрет.

Алгоритм №4.
Прочитайте правило.
На листах формата А – 3 по этому правилу составьте схему.
Поместите свою схему на доске.
Сформулируйте волшебный секрет запоминания правил.

Ф.И. ученика

Волшебные секреты запоминания
Эти секреты я знал или применял

Эти секреты я узнал сегодня


1. Рисование образов букв



2. Запоминание орфограммы при помощи лупы



3. Конструирование буквы



4. Изображение буквы с помощью своего тела



5. Составление схемы по правилу

























правило



15