Конспект урока по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

 

План - конспект урока русского языка в 9 классе
« Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».
Пояснительная записка.
Урок « Двоеточие в БСП» проводится в 9 классе по программе М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
К этому уроку дети владеют знаниями постановки запятой, точки с запятой и тире в БСП.
Цель урока: формирование новых знаний, практических навыков постановки двоеточия в БСП, развитие орфографической и пунктуационной зоркости.
Задачи:
1. научиться определять интонационные особенности бессоюзных сложных предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; закрепить умения устанавливать смысловые отношения (пояснения, причины, дополнения) между частями бессоюзного сложного предложения; продолжить отработку алгоритма выполнения задания В-8;
2.работать над правильной интонацией, совершенствовать пунктуационные навыки в простом и сложном предложении; развивать внимание, память, логическое мышление, творческие способности; умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
3. формировать личностную позицию учащихся; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек.
Тип урока: открытие нового знания.
На уроке использованы фронтальная, групповая и индивидуальная формы работы.
Оборудование: экран, ноутбук, проектор, CD диск с презентацией по теме урока, таблица «БСП», карточки с текстами, карточки для проведения рефлексии.
Предполагаемые результаты:
1.Умение правильно определять смысловые отношения между частями БСП.
2.Умение правильно находить БСП в тексте.
3.Умение дружно и согласованно работать в команде.
4.Умение оценивать свои результаты.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

I. Организационный момент
Цель этапа: настрой обучающихся на деятельность


II. Постановка цели. Мотивация к учебной деятельности
Цель этапа: включение в деятельность на личностно-значимом уровне
 

Разгадывание грамматической загадки.
-Восстановите пословицы, части которых соединены неверно, заново расставьте знаки препинания и обоснуйте свои действия, используя алгоритм, выстроенный вами на прошлом уроке.
Слайд 1.
1.Ремесло не коромысло: не научишься. 2.Бобы не грибы – хорош и крыжовник. 3.Не удобришь рожь – плечо не оттянет. 4.Не помучишься, не посеешь – не взойдут. 5.Хорош садовник – соберешь хлеба на грош.

-Постановка знаков препинания в каком предложении вызвала у вас затруднение? Почему?
Восстанавливают пословицы, расставляя знаки препинания. Отрабатывают алгоритм действия при Обосновывают постановку знаков препинания. Определяют, в каком предложении не могут обосновать постановку знаков препинания.





Отвечают на вопрос.
Самоопределение, смыслообразование
Целеполагание 
Планирование учебного сотрудничества

III. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
 

Лингвистическая разминка.
Слайд 2.1 Тест: а) оч..рование б) беск..рыстие в) м..лосердие г) распол..жение
Задание: вставить пропущенные буквы и - 1) назвать слова с проверяемой безударной гласной в корне; 2) назвать слово с непроверяемой безударной гласной в корне; 3) назвать слово с чередующейся безударной гласной в корне.
2 Составление схем БСП и распределение их по группам:
1.Добрым быть_ добрым слыть. 2.Делай другим добро_ будешь сам без беды. 3.Живи просто_ тогда проживешь лет до ста. 3.Делаю добро_ чувствую себя хорошо. 4.Совесть потеряешь_ другой не купишь. 5. Лучше добрым на свете быть_ злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) (После выполнения задания последнее предложение учитель прочитывает выразительно сам).
-Какое из этих предложений вы не можете отнести ни к одной из групп? Почему?
-Какой темой объединены эти высказывания?
-Слова Л.Н.Толстого мне бы хотелось предложить вам в качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку не только потому, что речь в нем идет о доброте. На уроке мы с вами выясним, почему именно такую конструкцию предложения для передачи своей мысли он выбрал.
-Устно подберите однокоренные слова к слову «добрый» и определите их лексическое значение.
-Подберите литературные синонимы к слову «доброта» (В случае необходимости учитель напоминает, что такое литературные синонимы).
 
 
Распределяют слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
 

 



Составляют схемы, распределяя их на 2 группы.
 
 




Отвечают на вопросы:
-Какое из этих предложений вы не можете отнести ни к одной из групп? Почему?
-Какой темой объединены эти высказывания?
Определяют, в каком предложении возникает затруднение при постановке знаков препинания (Выявляют проблему).




Подбирают однокоренные слова, определяют значение и подбирают синонимы.












Анализ объектов с целью выделения признаков; целеполагание 
Выполнение учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения 
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений 

IV. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления обучающимися информации о смысловых отношениях между частями сложного предложения со значением причины, пояснения, дополнения и выражения их с помощью интонации
 

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю проанализировать предложения и выявить, какие смысловые отношения присутствуют между частями данных вам сложных предложений.
-Создайте общую схему для этих предложений.
- Какую закономерность вы выявили в ходе анализа предложений? Назовите интонационный и смысловой опознавательный признак постановки двоеточия. Какие способы проверки можно использовать? Назовите союзы, которыми можно проконтролировать постановку двоеточия.
-Донесите до слушателя информацию, содержащуюся в предложении, другим способом, измените предложении, перестроив его в СПП. (Создание синтаксических синонимов).
-Что нового появилось в предложениях?
Карточки с предложениями для анализа:
Задание для групп на карточках:
№1.Тогда произошло на даче событие, похожее на чудо: куст шиповника, угнетенный, вышел на свет и цвел до морозов. Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает.
№2. Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. Останавливаться было нельзя: ноги засасывало и следы наливались водой. Нижние камни оказались мокрыми: на дно бассейна натекла лужица чистой воды.
№3. Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица. И вдруг чувствуешь: вдруг схватила, вдруг завладела, вдруг пришла зима настоящая.
Предоставляет слово каждой группе
- Обменяйтесь мнениями и проанализируйте работу другой группы
- Оцените свою работу?
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?
- Сделайте вывод
Использование 3 слайда:
Схема правила, «проверочные» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и слова
1) [ ] : [причина] потому что, так как
2) [ ] : [пояснение] а именно
3) [ ] : [дополнение] что, как
(и увидел, и услышал, и почувствовал)
-Наша задача уяснить условия постановки двоеточия в БСП.
Класс делится на 3 группы. Каждая группа из 4-5 человек анализирует свои предложения.
 
 
Анализ работ и вывод внутри группы
 
 
 

 Выступление по результатам работы.
Обмен мнениями.
Представляют продукт своей деятельности.

Общий вывод: первая часть БСП произносится с интонацией, которая указывает на незавершенность, и требует от второй части дополнения, объяснения причины и произносится с интонацией пояснения, уточнения.
Схема правила «проверочные» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и слова
1) [ ] : [причина] потому что, так как
2) [ ] : [пояснение] а именно
3) [ ] : [дополнение] что, как
(и увидел, и услышал, и почувствовал)






Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений при выстраивании ответа

V. Первичное закрепление
Цельэтапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления обучающихся; провести коррекцию
 

I. Предлагаются задания разного уровня сложности.
1 уровень сложности:
1) Выполнить упражнение 221 (Составьте из двух простых предложений сначала СПП с придаточными причины или изъяснения, потом БСП. Запишите составленные вами предложения, расставляя знаки препинания. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. В каких случаях пауза длиннее?)
2) Творческая работа. По опорным материалам составьте бессоюзные сложные предложения со значением пояснения.
О б р а з е ц. Мне нравится смотреть передачи о природе: из них всегда узнаёшь много нового.
1. Я не люблю смотреть передачи о ... . 2. Мне неприятно ... . 3. Меня радует .... 4. Меня огорчает ... . 5. Меня всегда удивляет ... .
2 уровень сложности. 1)  Выборочно-распределительная работа
Спишите сначала бессоюзные сложные предложения со значением перечисления, времени, условия, противопоставления затем бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений.
1. Сердце Марии колотилось руки дрожали (В. Закруткин). 2. Тут Полина ахнула это же почки берёзовые распускаются! (А. Адамович). 3. Печка накалилась стало тепло можно было раздеться (Ю. Казаков). 4. Ему кажется он спит у костра повернёшься одним боком холодно другому (В. Распутин). 5. Солнце было огромным и ярким [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] искрились вокруг (В. Белов). 6. Он не помнил как это случилось машина его почти мгновенно набрала скорость (В. Агафонов). 7. Мне повезло почти сразу я нашёл нужную улицу. 8. Я был в совершенно непонятном состоянии в голове образовалась путаница (В. Белов). 9. Из-за перегородки пахло жареной картошкой шумел у шестка самовар (В. Белов).
3 уровень сложности. 1) Работа с карточкой. Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях. Укажите части речи в 1-2-м предложениях. Произведите словообразовательный разбор слова беспамятливый.
1) Мы порой не ощущаем вечности добра_ разменной монетой его живем_ ты – мне, я – тебе. 2) А ведь мудрость щедрости только в одном_ я – всем. Память и доброта в человеке неотделимо живут и пожалованы ему природой_ чтобы щедро одаривать других и тем крепить меж людьми связь человеческую. 3) Беспамятливый и скупой что усохшее дерево_ ни глубин прошлого корнями не ощутит_ ни шумливой кроной в будущее не заглянет. 4) Не человек_ а сирота вселенская.
Вывод: БСП широко используются в худ. описаниях, т.к. позволяют воссоздать сложную картину (зрительную или звуковую) и обладают большой выразительностью и экспрессией.
II. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой. Готовимся к ГИА. Слайд 5
1.Тест.
1) Укажите номера бессоюзных сложных предложений. 1.Ученого учить только портить. 2.Хочешь человека узнать дай ему власть. 3.Повсюду мох и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек ни поляны ничего не видно нам. 7.Нынче жарко парит на дворе тепло. (В случае затруднения учащимся рекомендуется выделить грамматические основы).
Слайд 6. Правильный ответ: 2 4 5 7
1.Ученого учить - только портить. 2.Хочешь человека узнать - дай ему власть. 3.Повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветвях деревьев. 4.Игнат спустил курок - ружье дало осечку. 5.Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза. 6.Ни дорожек, ни поляны - ничего не видно нам. 7.Нынче жарко, парит, на дворе тепло.
Слайд 7.
2.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Учился Слепцов хорошо, но с товарищами сходился трудно и неохотно: мешали замкнутость и нелюдимость, которые с годами не только не исчезли, а наоборот, усилились (Н. Якушин).
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает условие того, о чём говорится во второй части.
2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает причину того, о чём говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит в себе вывод из того, о чём говорится в первой части.
Правильный ответ: 3
2. Упражнение «Корректор». Прочитайте текст «Доброта», исправьте пунктуационные ошибки. Составьте письменно БСП с двоеточием, опираясь на 7 предложение текста.
«Доброта человека! Каждый понимает ее на своем уровне. Бездушных людей, которые для других жалеют даже капельку своей души раздражает ее тепло. Она им неприятна. Ее щедрость их обременяет. Самодовольные люди считают, она свойственна утомительным занудам.
Многие скептики убеждены, что доброта – прикрытие лицемерия.
Некоторые думают – у доброго человека нет противников, он нравится абсолютно всем. Нет, конечно! Полезно помнить: что истинно добрый человек может быть бельмом на глазу у посредственности, что он может быть неприятен в глазах подлецов и лентяев, двуличных и хитрых людей.
Трудно определить добрый ли ты человек. Дождись чтобы тебя оценили другие. Доброта связана со многими нашими чувствами, но она возможна только при отсутствии эгоизма. А большинство людей непрестанно нам напоминают, что наша эпоха невероятно динамична, что сейчас ни у кого нет времени на добрые чувства, что надо экономить душевные силы. Эта категория людей считает, что доброта полезна в самых умеренных дозах, что проявлять ее надо только в крайних случаях. А как считаете вы?»
Слайд 8. Самопроверка.
«Доброта человека! Каждый понимает ее на своем уровне. Бездушных людей, которые для других жалеют даже капельку своей души, раздражает ее тепло. Она им неприятна. Ее щедрость их обременяет. Самодовольные люди считают: она свойственна утомительным занудам.
Многие скептики убеждены, что доброта – прикрытие лицемерия.
Некоторые думают: у доброго человека нет противников, что он нравится абсолютно всем. Нет, конечно! Полезно помнить, что истинно добрый человек может быть бельмом на глазу у посредственности, что он может быть неприятен в глазах подлецов и лентяев, двуличных и хитрых людей.
Трудно определить, добрый ли ты человек. Дождись, чтобы тебя оценили другие.
Доброта связана со многими нашими чувствами, но она возможна только при отсутствии эгоизма. А большинство людей непрестанно нам напоминают, что наша эпоха невероятно динамична, что сейчас ни у кого нет времени на добрые чувства, что надо экономить душевные силы. Эта категория людей считает, что доброта полезна в самых умеренных дозах, что проявлять ее надо только в крайних случаях. А как считаете вы?»








Выполняют задание различного уровня сложности.
 
Проверяют и оценивают
 
Краткий ответ
 
 
 
 
Оценивают свою работу

















Выполняют задание различного уровня сложности.
 
Проверяют и оценивают
 
Краткий ответ
 
 
 
 
Оценивают свою работу









Отрабатывают навыки выполнения экзаменационных заданий
Оценивают свои результаты.














































Выполняют работу по формированию пунктуационной зоркости.

Оценивают свои результаты











Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений 
Оценивание усваиваемого содержания 
Контроль, коррекция, оценка 

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
 

Использование 9 слайда.
Вернемся к эпиграфу урока «Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно». (Л.Н. Толстой)
-Как вы думаете, почему для передачи своей мысли он выбрал конструкцию БСП?
-В чем он видит предназначение человека?
Карточки.
Упражнение «Закончи предложение» (дети выбирают значимые для себя варианты предложений).
Я вспомнил
Я понял
Особенно интересно
Трудно
Нужно





Дают ответы на вопросы
 (Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

 
 Анализируют работу на уроке через самооценку

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности 
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям 
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений 

VII. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.



Задание на выбор:
Задание первого уровня сложности: упражнение № 223.
Задание второго уровня сложности: упражнение 234 и 226
Задание третьего уровня сложности: напишите сочинение- миниатюру с использованием БСП на тему “Добрый человек в моем понимании” (Можно использовать текст из упражнения «Корректор»).
Определяют для себя выбор варианта для выполнения домашнего задания.


 














15