Программа психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей









Программа
психолого-педагогического сопровождения
детей – инвалидов и их семей Пояснительная записка

Инвалидность следует рассматривать не только как нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приведшее к ограничению жизнедеятельности, но и как психологический феномен. Инвалидность – психологическое образование личности, выраженное ее деформацией, тотально препятствующей эффективному социальному функционированию на фоне резко сниженной самооценки, непродуктивных контактов с окружающими.
Данное психологическое образование личности является следствием неадекватного понимания здоровыми людьми феномена «инвалидности», излишней изоляции и исключением инвалидов из полноценного участия в общественной жизни, игнорировании большинством их равных прав с другими гражданами страны, что является явной социально-психологической дискриминацией.
В развитии ребенка все взаимосвязано, взаимообусловлено. Специалистам необходимо определить его «точки роста», зону ближайшего развития, спрогнозировать его реальные перспективы, создать условия для самореализации во всех сферах деятельности. Цель образовательного учреждения – не только обучение, передача ребенку определенной суммы знаний, а, прежде всего – формирование личности человека. Таким образом, в модель психолого-педагогического сопровождения закладывается безусловная ценность внутреннего мира каждого школьника, приоритетность потребностей, целей и ценностей его развития.
Процесс психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями - это целенаправленная, организованная система деятельности психолога, педагогов и администрации школы по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Эта система представляет собой совокупность структурных компонентов, органически связанных между собой.
Цель психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей - создание комфортной образовательной среды на основе индивидуально-дифференцированного подхода к работе с учащимися, а также создание условий для успешной социализации различных категорий учащихся с учетом состояния их физического и морально-психологического здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей.
К основным задачам психолого-педагогического сопровождения детей – инвалидов и их семей относятся:
1.   Проведение диагностики психофизиологического отклонения в развитии ребенка с целью оказания помощи родителям в прогнозировании путей дальнейшего развития ребенка с учетом возможных последствий.
2.  Разработка технологий, методов, приемов и средств психолого-педагогического взаимодействия родителя и ребенка-инвалида с целью его личностного развития.
3. Оказание помощи семьям по предупреждению возникновения нарушений развития вторичных дефектов.
4.   Определение   семьей и школой  общих     и     конкретных     задач психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями.
5.    Трансформирование психологической, педагогической и научной информации в целях эффективного психолого-педагогического сопровождения.
6. Оказание помощи семьям по   целенаправленному   формированию положительной   мотивации участия в процессе психолого-педагогического сопровождения у детей с проблемами в развитии и воспитание у них оптимизма, видения жизненной перспективы, ощущения успеха.
Задачи психолого-педагогического сопровождения определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность субъектов этой сложной системы.
Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:
психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;
консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации.
При рассмотрении вопроса о психолого-педагогическом сопровождении мы опираемся на понимание комплексности в его организации и осуществлении с включением, где есть в этом необходимость, оздоровительной, реабилитационной деятельности специалистов образовательного учреждения.
Программа предполагает ведение Карт психологического и Карт педагогического сопровождения детей-инвалидов. Данные карты сопровождения должны включать в себя годовой план индивидуальной работы с данной категорией детей, а так же в них необходимо отражать результаты проводимой работы.
Данная программа сопровождения может дублироваться на протяжении нескольких учебных лет, так как она включает в себя те мероприятия, которые требуют ежегодного повторения на протяжении всего обучения ребенка-инвалида в общеобразовательном учреждении.
Содержание программы

№ пп
Наименование мероприятий
Сроки реализации
Ответственные

Психологическая поддержка развития и социальная адаптация детей – инвалидов и их семей

1.
Пополнение и корректировка банка данных о детях-инвалидах (ведение картотеки).
По мере поступления
Педагог-психолог, кл. рук.

2.
Дифференцированная индивидуальная и групповая психодиагностика

По мере необходимости
Педагог-психолог

3.
Индивидуальная консультационная помощь для родителей детей-инвалидов, педагогов, учащихся

Консультационные дни,
по запросу
Педагог-психолог, педагоги, кл. рук

4.
Индивидуальная и групповая коррекционно-развивающая и реабилитационная работа с детьми - инвалидами
По запросу родителей,
постоянно
Педагог-психолог, кл. рук

5.
Групповая просветительская работа для родителей детей – инвалидов, педагогов
По запросу
Педагог-психолог,
кл. рук

6.
Привлечение детей-инвалидов к участию в школьных мероприятиях.
Постоянно
Кл. рук.,
пед. орг.

7.
Посещение детей-инвалидов на дому одноклассниками.
Постоянно
Кл. рук.

8.
Психолого-медико-педагогический консилиум
Постоянно
Члены ПМПк,
кл. рук

9.
Обеспечение комфортности школьной среды.
Постоянно
Педагогический коллектив школы

10.
Групповые тренинги общения
По запросу
Педагог-психолог

11.
Коррекционно-развивающая работа с детьми-инвалидами по индивидуальному плану
По запросу
Педагог-психолог

Профессиональная ориентация детей-инвалидов

12.
Проведение индивидуальных консультаций и тестирования детей-инвалидов по вопросам профориентации.
По мере необходимости
Педагог-психолог,
кл. рук

13.
Индивидуальное консультирование родителей детей - инвалидов по вопросам профориентации.
По мере необходимости
Педагог-психолог,
кл. рук

Обеспечение разноуровневого обучения и воспитания детей – инвалидов, реализация интегрированного обучения

14.
Обеспечение обучения на дому детей-инвалидов по программе общеобразовательной школы.
Постоянно
Зам. директора по УВР

15.
Обеспечение условий для обучения детей-инвалидов в общеобразовательных классах.
Постоянно
Зам. директора по УВР

Физическая реабилитация детей-инвалидов

15.
Создание условий для занятий детей-инвалидов спортом в школе (при отсутствии противопоказаний).
Постоянно
Учителя физкультуры

Информационно-аналитическая работа

16.
Ведение Карт психологического и педагогического сопровождения ребенка-инвалида, содержащих сведения о состоянии его здоровья и развитии интеллектуальных возможностей растущего организма с целью определения условий для оптимальной работоспособности и жизнедеятельности.
Постоянно
Педагог-психолог,
кл. рук, зам. директора по ВР

Профилактическая работа

17.
Организация питания (достаточность, сбалансированность, правильность сочетания продуктов).
Постоянно
кл. рук, мед. работник

18.
Помощь в организации ежегодного отдыха в оздоровительных лагерях и санаториях, для детей имеющих проблемы со здоровьем.
Постоянно
кл. рук, зам. директора по ВР

19.
Разработка и внедрение в образовательный процесс технологий, укрепляющих и сохраняющих здоровье
Постоянно
зам. директора по ВР, педагоги школы

20.
Внедрение образовательных программ, учебных курсов воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни.
Постоянно
зам. директора по ВР, УВР

21.
Формирование систем непрерывного образования по здоровому образу жизни;
Постоянно
зам. директора по ВР

22.
Родительские лектории, с целью привлечения внимания родителей к проблеме здоровья.
По запросу
Педагог-психолог,
кл. рук, зам. директора по ВР

23.
Пропаганда ЗОЖ.
Постоянно
Педагоги школы,
кл. рук, зам. директора по ВР


Ожидаемые результаты данной программы

Процессы, подвергающиеся
воздействию
Ожидаемые результаты

1. Изменение (повышение) воспитательного потенциала семьи;
снижение общей неудовлетворенности при оценке состояния семьи;
снижение нервно-психического напряжения в семьях;
снижение показателя семейной тревожности;
повышение ориентации на кооперацию и партнерство как социально-желательные образы родительских отношений;
снижение показателей конфликтности и враждебности в семейных отношениях.

2.Развитие технологического обеспечения педагогического сопровождения семейного воспитания;
овладение диагностическим инструментарием в работе с родителями;
расширение арсенала педагогических приемов и техник в организации взаимодействия педагогов и родителей;
расширение форм взаимодействия ШКОЛЫ с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида.

3.Динамика личностного развития ребенка-инвалида
снижение показателей тревожности и возбудимости;
повышение ресурсов адаптации;
развитие психических познавательных процессов;
развитие эмоционально-волевой сферы;
развитие саморегуляции и др.

4. Личностное развитие учащихся школы
Формирование стойкого понимания необходимости ЗОЖ у учащихся







Карта психологического сопровождения ребенка-инвалида
1. ФИО учащегося______________________________________________________
2.Дата рождения_____________
3. ФИО родителей______________________________________________________
4. Домашний адрес______________________________________________________
5. Заболевание __________________________________________________________
6. Возраст получения инвалидности__________________
7. Особые медицинские рекомендации______________________________________
8. Краткая характеристика ребенка_________________________________________
_______________________________________________________________________

Качества личности







Достаточная мотивация к учению







Эмоциональная устойчивость







Осознанное отношение к своему здоровью







Открытость, контактность в общении







Адекватная самооценка







Негативное отношение к школе







Агрессивность







Тревожность







Сформированности общеучебных навыков







Скрытость, замкнутость








9. Особенности семейного воспитания________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Основные направления работы___________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Дополнительные сведения______________________________________________
_______________________________________________________________________


Заголовок 2 Заголовок 315