Эссе на тему Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения лиц с СНР».


Эссе на тему : «Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения лиц с СНР».
Автор- Харитонова Анна Григорьевна
Термин «множественные нарушения» или «сложное нарушение развития» используется как в России, так и за рубежом. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, сложное нарушение является специфически-целостным феноменом, характеризующим принципиально особую ситуацию развития.
Современная практика работы с детьми с сложными нарушениями развития весьма разнообразна. В этом разнообразии особенно ясно выступают нерешенные и слабо изученные проблемы. Одной из таких важнейших проблем является разработка системы психолого-педагогической помощи, адекватной качественному своеобразию развития этих детей. Вопросы организации психолого-педагогической помощи детям данной категории, создания условий для их развития давно волнуют профессионалов-педагогов, психологов, родителей и общество.Одним из самых актуальных направлений специальной (коррекционной) педагогики на современном этапе как в России, так и во всем мире, является раннее психолого-педагогическое сопровождение детей с отклонениями в развитии. Несмотря на постоянно меняющиеся технологии, методы, цели и формы образования, проблемы, сопровождающие развитие ребенка, становление его личности остаются неизменными. Принцип «Каждому конкретному ребенку - индивидуальную траекторию развития, с учетом его возможностей, способностей и здоровья» никогда не потеряет своей актуальности. А значит, потребность в психолого-педагогической и медико-социальной помощи будет постоянной. Поэтому разработка модели межведомственного взаимодействия призвана осуществлять комплексное сопровождение ребенка, целью которого является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессом развития и обучения детей и их потенциальными возможностями, а также создание условий для социально-психологической адаптации ребенка к полноценной жизни в социуме. Такое внимание объясняется рядом причин: увеличением удельного веса перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости; патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в биологической и социальной дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе. Но на данный момент система комплексного сопровождения детям со сложными нарушениями развития остается не совершенной.
Для детей со сложными нарушениями отсутствуют специальные (коррекционные) учреждения. Отсутствие вариативных форм обучения для таких детей - это также является одной из главных проблем. Несмотря на разнообразие форм обучения, качество получаемого образования не соответствует требованиям современности и затрудняет дальнейшую адаптацию детей со сложными нарушениями развития в социуме. Причинами трудностей в обучении и появления особенностей в поведении детей являются несоответствие педагогических требований психофизическим возможностям,  уровню умственного развития, соматического и нервно-психического состояния ребенка, либо неготовность к школьному обучению (недоразвитие отдельных психических функций, навыков общения, незрелость эмоционально-волевой сферы) и др. Все это является основанием для поиска новых путей помощи детям.
На мой взгляд, проблема интегрированного обучения в образовательной среде также является актуальной проблемой. Когда речь идет об интеграции образовательной, то имеют в виду совместное обучение одного-двух учащихся, имеющих проблемы развития, в одном классе с нормально развивающимися детьми. Традиционная практика раздельного обучения нормально развивающихся детей в массовой школе, а детей с проблемами в развитии в специальной (коррекционной) школе имеет как достоинства, так и недостатки. Основной недостаток раздельного обучения заключается в том, что обучаясь отдельно от нормально развивающихся детей, дети с проблемами в развитии так и остаются не включенными в общий жизненный поток как лишенные реальной практики взаимодействия с «не себе подобными». Сложности интегрированного образования в России обусловлены тем, что интегрированное образование у нас не обеспечено законодательной базой, поскольку отсутствует федеральный Закон о специальном образовании. Дело в том, что образовательная интеграция на порядок дороже традиционного специального образования, поскольку помимо прочего, введение этого закона автоматически выдвигает требования бесплатного обеспечения классов специальным оборудованием. Интегрированное обучение требует также обеспечения профессионально грамотными специалистами-дефектологами, способными одинаково успешно вести процесс обучения с нормально развивающимися детьми и детьми, отстающими в развитии. А это, кстати, также является актуальной проблемой, т.к. отсутствуют специальные кадры для обучения детей со сложными нарушениями развития, и нет системы обучения и повышения квалификации, а это в свою очередь вызывает опасность игнорирования особых образовательных потребностей детей со сложными нарушениями развития, обучение которых может сводится к их формальной интеграции в структуру массовой школы.
В целом, образование детей со сложными нарушениями в развитии является довольно серьезной, но недостаточно изученной проблемой коррекционной педагогики. До недавнего времени многим детям с такими нарушениями в нашей стране невозможно было предоставить какой-либо эффективной систематической помощи. В настоящий момент все еще преждевременно говорить о наличии системы помощи детям со сложными нарушениями в развитии, однако некоторые виды помощи уже начали функционировать. В коррекционных школах соответствующих типов действуют специальные классы, как и в некоторых учреждениях Министерства социальной защиты, для умственно отсталых глухих и слабослышащих, умственно отсталых слепых и слабовидящих, умственно отсталых детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутичных детей с сенсорными нарушениями и др. Все же для большинства лиц с комплексным дефектом довольно сложно организовать обучение в рамках государственного образовательного учреждения. 
Список литературы.
Баяртуева С. С. Информационные и коммуникационные технологии в психолого-педагогическом сопровождении детей с ограниченными возможностями: моногр. // Коллективная монография / С. С. Баяртуева, И. А. Алтухова, Н. М. Байков, Т. В. Бармина, Л. А. Бисюрко, Л. Н. Блинова [и др.]. Хабаровск: Изд-во ДВГАГС, 2007. 185 с. 
Программы обучения детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития предметно-практической деятельности, элементам художественного творчества, ведения домашнего хозяйства и трудовой (допрофессиональной) деятельности.Источник: http://aupam.narod.ru/pages/deti/programmih_obucheniya_deteyj_s_tyazhyolihmi_i_mnozhestvennihmi/oglavlenie.htmlПсихолого-педагогическое сопровождение процессов развития ребенка: материалы межрегиональной научно-практической конференции/ под ред. С.В. Тарасова. – СПб.: ЛОИРО.- 2012. - 122с.
Электронный ресурс http://www.mylect.ru/pedagog/logoped/430-logopediaspec.html?start=2