Создание условий для позитивной социализации и личностного развития младших дошкольников.


Саяпина С.Е.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г.Мичуринска
Создание условий для позитивной социализации и личностного развития младших дошкольников.
Основные направления государственной политики в сфере воспитания и обучения детей-дошкольников на современном этапе определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Дошкольное образование признается самостоятельным элементом современной модели образования и должно осуществляться в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами. ФГОС ДО является основой для разработки Образовательной программы, которая должна быть направлена:
на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Таким образом, обновление содержания образования в соответствии с ФГОС ДО требует от педагогов поиска новых методов, приемов, педагогических технологий для создания условий, развивающих личность ребенка в процессе различных видов деятельности.
Я уже много лет работаю с детьми раннего возраста и знаю, что главная роль в становлении личности принадлежит окружающим его взрослым. От того, насколько они смогут окружить малыша вниманием и любовью, создать условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь дошкольника. Ведь ранний возраст-это время активного познания окружающего мира. База, заложенная в этом периоде, во многом определяет успешность дальнейшего развития ребенка. Поэтому так велика значимость этого начального этапа педагогического процесса, когда у ребенка закладываются основы физического, психического, нравственного и эстетического развития, строится фундамент будущей личности.
Специфика работы с детьми младшего возраста такова, что организуя педагогическую деятельность, особое внимание я уделяю созданию условий для позитивной социализации и личностного развития воспитанников. Эта работа ведется в нескольких взаимодополняющих направлениях.
Психолого-психологическое сопровождение периода адаптации. Это обеспечивает комфортные условия в соответствии с возрастными индивидуальными особенностями детей в группе и строится по следующему алгоритму: взаимодействие с родителями воспитанников; психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации совместно с педагогом-психологом;
Создание психологически комфортных условий. Для того чтобы каждый малыш чувствовал себя комфортно в группе, постоянно накапливал опыт положительных поступков и доброжелательного отношения с взрослыми и детьми следует:
- формировать положительный образ группы, как носителя моральных норм (в нашей группе все дети дружные, никто не обижает других, всегда рады гостям, помогаем малышам);
- побуждать детей проявлять сочувствие, помогать друг другу;
- приучать использовать нормативные способы разрешения конфликтов (считалку, установление очередности);
- включаясь в игру учить детей вести конструктивный диалог - договариваться, планировать действия, распределять роли;
- вести консультационную работу с родителями воспитанников;
И, конечно же, во всех видах деятельности показывать личный пример, давать модель доброжелательного, уравновешенного поведения.
Правильная организация игровой деятельности. Игра – обязательный спутник детства, своеобразный способ освоения детьми жизни. Это деятельность, развивающая психические процессы (воображение, образное мышление, память), формирующая личностные качества (самостоятельность, активность), дающая опыт общения со сверстниками и взрослыми.
Это позволяет использовать игру как универсальное средство, обеспечивающее широкий комплекс психолого-педагогических влияний на процессы развития, обучения и воспитания детей.
Моделирование ВОП на эмоциональной основе с учетом личностных интересов и способностей ребенка.
Это направление педагогической деятельности осуществляется на основе: обеспечения психологического комфорта для детей; уважения личности ребенка, ориентации на его интересы, эмоциональную и эмоциональную и мотивационную сферы; определения зоны ближайшего развития ребенка, его способностей и возможностей; вовлечения ребенка в педагогическую деятельность посредством разнообразных форм общения с ними (индивидуальное общение, занятия в малой подгруппе детей; занятия по интересам; интегрированные модули занятий; самостоятельная деятельность ребенка в обогащенной среде); осуществления обучение ребенка в удобном для него темпе, на доступном для него уровне требований и заданий, адекватных его уровню развития; предоставления детям свободного выбора деятельности, дидактического и другого материала для решения образовательных задач.
Реализуя личностно – ориентировочный подход к построению ВОП, считаю необходимым строить его таким образом, чтобы: реализовывать педагогику сотрудничества; создать в группе атмосферу эмоционального тепла, защищенности; обеспечивать удовлетворение интересов малышей в познании окружающего его пространства; ориентироваться на “зону ближайшего развития” каждого ребёнка; обеспечивать свободу выбора и волеизъявление ребёнка, учитывать направленность его интересов.
Чтобы реализовать все вышесказанное, необходимо учитывать, что образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда в группе детей раннего и младшего возраста должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям малышей, быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной и эстетичной.
Так, принцип вариативности подразумевает включение в среду различных компонентов, способствующих формированию различных видов деятельности; принцип гибкости позволяет преобразовывать и обновлять компоненты, стимулируя физическую, творческую и интеллектуальную активность; принцип доступности подразумевает, что материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребёнка и доступны, чтобы ребёнок мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому; принцип индивидуальной комфортности подразумевает предоставление “личного” пространства, возможности уединиться, заняться любимым делом.
Таковы, на мой взгляд, условия для создания позитивной социализации и личностного развития младших дошкольников в контексте ФГОС ДО.