Олимпиада по СБО, как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах овладевать навыками социализации.


Статья (из опыта работы)
Олимпиада по СБО (участие в отборочных турах), как средство позволяющее учащимся с ОВЗ в младших классах овладевать навыками социализации.
Участие детей в подготовке к Олимпиаде по СБО – это система коррекционной учебно-воспитательной работы, которая представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, его социализацию, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Внеурочная деятельность – подготовка и участие в праздниках; классные часы; трудовая деятельность; выполнение поручений; экскурсии в ближайший социум; агитбригады; соревнования.
Учебная деятельность –дидактические, сюжетно-ролевые игры; групповое чтение, обсуждение прочитанного; рисование; работа с пословицами; дифференцированная работа в группах; практические работы; проектная деятельность.
Направления внеурочной деятельности:
Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование
способов усвоения социокультурного опыта.
Физическое воспитание и развитие детей.
Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):
а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;
б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.
4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
5. Трудовое воспитание и обучение детей с ОВЗ:
а) занятия ручным трудом;
б) воспитание навыков самообслуживания;
в) воспитание уважения к труду взрослых.
6. Нравственное воспитание детей.
7. Эстетическое воспитание детей.
Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы:
«Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».
Для стимулирования внутригруппового общения:
с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».
Для формирования гигиенических навыков и культуры поведения:
Классный час «Шли на угощение, а тут ещё и общение», Трудовой час «Чтобы класс спасти от пыли», игра «Мы принимаем гостей», кл. час «Если хочешь быть здоров».
Для развития межличностного общения в коллективе класса:
игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».
Для развития коммуникативных способностей:
ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».
Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом:
классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых):
упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций
«Я на улице», «Общественный транспорт».
Для развития положительной самооценки, самоорганизованности:
игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».
Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца:
классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».Ориентация в социуме
Экскурсия по школе (кабинет директора, столовая, мед.кабинет, библиотека, гардероб, школьные мастерские).
-Клубный час: «Где живу Я».
-Классный час: «Кто о нас заботится» (С последующей экскурсией по школе — столовая, вахта, пожарный щит, пожарный выход, пожарные лестницы в школе).
Гигиена питания
-Классный час: «Что мы любим есть?»
-Клубный час: «Правильное питание - здоровое питание»
-Внеклассное мероприятие: «Если хочешь быть здоров…»
(Игровая программа).
-Клубный час: «Всё про витамины» (Игровая программа).
Личная гигиена
-Классный час: «Надо, надо умываться…»
-Клубный час: «Правила ухода за телом» (Беседа-практикум).
-Урок-практикум: «Чистота- залог здоровья» - генеральная уборка в классе.
Работа по социальному развитию
в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы. Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны.
Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе:
Товарищество.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть сильным, ловким.
Подготовки к Олимпиаде по СБО поможет ребенку приобрести:
Культурно-гигиенические навыки.
Навыки самостоятельности, предотвращения иждивенчества в посильных для него заданиях по самообслуживанию.
Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
Умения чувствовать и понимать других людей.
Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
Увидит ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Работа с родителями при подготовке учащихся к Олимпиаде по СБО
Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.
Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.
Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.
С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни.
Первоклассники наравне со всеми учащимися школы включаются в подготовку к Олимпиаде по СБО.
Для успешного прохождения отборочных туров необходима помощь родителей, а именно: работа по конкретизации и уточнению жизненных планов каждого ученика (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление, с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
(Приложение – АНКЕТА)
Составление социального паспорта:
Семья:
полная – 2 семьи;
неполная – 3 семьи;
с одним ребенком – 2 семьи;
с двумя– 3 семьи;
многодетные –
родители-инвалиды –
дети-инвалиды – 5 человек;
опекаемые дети – 1 человек
благополучные – 2 семьи
формально-благополучные – 3 семьи
Состав семьи:
межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –
двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.
Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:
денег в основном хватает – 2 семьи
живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи
Педагогический стиль:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи
родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» - 2 семьи
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%
не испытывают проблем – 27%
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
Изучив психо- физиологические особенности учащихся данного класса, подготовка к Олимпиаде по СБО должна быть направлена на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность, преодолевать трудности.

Первый вопрос, который решается – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде, что является одной из важнейших задач Олимпиады по СБО.