Презентация на тему Характеристика компонентов развивающей предметно – пространственной среды.


Характеристика компонентов развивающей предметно – пространственной среды.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому развитию детей №43 «Малыш»»  Воспитатель:Шмонина Светлана ВладимировнаГО Сухой Лог 2015 Развивающая Предметно - пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. В период детства маленький человек активно познает окружающий мир. И наша задача — сделать окружение для ребенка ярким, интересным, запоминающимся, эмоциональным, активным, мобильным. Правильно организованная развивающая предметно-пространственная, игровая среда, помогает взрослому обеспечить гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, устраивать и проводить игры-занятия и таким образом приучать детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием. В моей группе совместно с родителями была создана развивающая предметно-пространственная среда, разделенная на игровые центры с учетом возрастных особенностей детей, что позволяет использовать помещение группы наилучшим образом. Игровые зоны организованы таким образом, чтобы у детей была возможность в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Организованы центр интеллектуального развития, центр сюжетно-ролевых игр, художественно-эстетического развития, физического развития, уголок природы и экспериментирования, уголок речевого развития, нравственно-патриотического воспитания, уголок безопасности. В центре художественно-эстетического развития организованы уголки: изодеятельности «Радуга», театральный «В гостях у сказки», музыкальный, уголок книги. В уголке изодеятельности «Радуга» имеется большое разнообразие материалов для продуктивной деятельности дошкольников: карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски гуашевые и акварельные, пластилин, шаблоны, линейки, раскраски, различные виды бумаги, ножницы, клей – карандаш, материал для ручного труда. В уголке собраны образцы декоративно – прикладного творчества, есть «Полка красоты», где расположены предметы декоративно-прикладного искусства. В музыкальном уголке есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, а кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у детей. Также присутствуют фонотеки с записями детских песен, звуками природы. В театральном уголке «В гостях у сказки» мы знакомим воспитанников с различными видами театра, чтобы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый, би - ба – бо, теневой, фланелеграф, театр-топотушки и т. д., маски для драматизации. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. В книжном уголке группы много яркой, красочной и интересной детской литературы, которая является верным спутником детей на пути познания большого и загадочного мира. Так как развитие активной речи является основной задачей развитие детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по речевому развитию. Книги в уголке обновляются 1 раз в одну-две недели, в зависимости от темы недели.. Центр интеллектуального развития направлен на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрёшки с вкладышами, вкладыши разной формы, набор палочек разных цветов, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактические панно с пуговицами, кнопками, разные виды мозаик, лото по разным темам, настольно-печатные игры. Дидактический стол является частью развивающих игр. Мы используем его для проведения игр-занятий с небольшой группой детей и индивидуально с целью развития сенсорных способностей. Наполняемость дидактического стола периодически меняется, ведь оборудование дидактического стола очень мобильно. Центр сюжетно-ролевых игр оснащен уголками :«Салон красоты», «Айболит», «Почта», «Магазин, «Шоферы», «Семья», и атрибутами для сюжетно – ролевых игр подобранных с учётом возрастных, индивидуальных особенностей и половой принадлежности детей. Так, например, для девочек имеются утюги, куклы, пупсы; для мальчиков – наборы инструментов, техники, сюжетно-ролевые игры: «Моряки», «Пограничники». Уголок речевого развития устроен с учетом возрастных особенностей младшей группы. В наличии большой выбор массажёров для самомассажа, которыми малыши с удовольствием занимаются каждый день, например: су-джоки, прищепки для пальчиковых игр, массажные расчески «Ежики», колючие коврики, массажные мячи, палочки ребристые и т.д. Также в этом уголке имеются наборы предметных и сюжетных картинок, дидактические игры на звукопроизношение, игры на поддувание. В уголке Безопасности расположен макет – улица по ПДД, наглядные пособия (плакаты, наборы картинок), игрушки по данной тематике (машинки, лото «Транспорт»), настольные игры («Правила дорожного движения для маленьких») В уголок природы и экспериментирования помещены комнатные растения в соответствии с программными требованиями и средства для ухода за ними: лейка, опрыскиватель, клеёнчатые фартуки, деревянные палочки, тряпки. В уголке имеются муляжи фруктов и овощей, животных, настольные игры («Земля и её жители», «Чей домик», «Мир растений», «Поймай рыбку», лото «Животные», домино «Ягоды-овощи – фрукты» и т.д.); материалы для экспериментирования: природный материал (шишки, ракушки, каштаны, камни), разные виды бумаги. Центр физического развития. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. В «Зоне двигательной активности» есть «дорожка здоровья», массажные коврики, мячи, кольца, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики, имеются мячи, кегли, кольцеброс, скакалки, султанчики, погремушки. Центр Нравственно-патриотического воспитания. В этот центр входят уголки: «Наш город», «Музей куклы», декоративно –прикладное творчество русского народа, геральдика.В уголок «Наш город» помещено фото с изображением герба нашего города, макет улицы со знакомыми детям зданиями (детский сад, больница, магазин, парикмахерская), папка-раскладушка с фото детей на улицах нашего города, альбомы с изображением узнаваемых детьми мест Сухоложья. Семейные альбомы воспитанников. «Музей куклы Развивающая предметно – пространственная среда группы соответствует следующим принципам:1) Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;возможность самовыражения детей.2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.3) Полифункциональность материалов - существует возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, например, шишки, семена различных плодов и т.д. (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды :наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; осуществлениепериодической сменяемости игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.5) Доступность среды:доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;исправность и сохранность материалов и оборудования.6) Безопасность предметно-пространственной среды. Соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.- принцип информативности (предметно - развивающая среда группы информативно богатая, что обеспечивается разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала). СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!