Статья Применение арт-терапии и артпедагогики на общеобразовательных уроках, как фактор развития речевой коммуникации детей.

Применение арт-терапии и артпедагогики на общеобразовательных уроках, как фактор развития речевой коммуникации детей.
Одной из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания является артпедагогика. Ее поле деятельности  использование в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства. Сущность артпедагогики состоит в том, чтобы помочь детям с ограниченными возможностями увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Используя свой опыт работы в сфере арт-терапии и артпедагогики, я начала применять их на своих общеобразовательных уроках в начальной школе. Применение данных методов на уроках дали высокие результаты в усвоении общеобразовательной программы.
Одним из методов арт-терапии, который я широко использую, является метод «Sand-art».
«Sand- Art» – это рисование песком по плоской стеклянной поверхности, освещаемой снизу.
Развивающий потенциал метода «Sand-Art»:
развитие познавательных процессов;
расширение кругозора и общей осведомленности;
развитие мелкой моторики и координации движений;
развитие воображения и творческих способностей;
формирование эмоциональной устойчивости;
развитие коммуникативных навыков;
интеллектуальное и психоэмоциональное развитие
Пройдя курсы повышения квалификации по данному методу, я разработала собственную методику и стала применять ее на своих уроках.
Одним из наиболее ярких примеров помощи данного метода в изучении русского языка являются упражнения на закрепление знаний о частях речи. Перед началом выполнения данных упражнений дети с трудом могли определить, какой частью речи является то или иное слово. Перед учениками стояла задача нарисовать несколько любых предметов, которые отвечают на вопрос кто или что. Затем мы перешли к определению предмета как к части речи, имени существительному. По мере усвоения знаний , я усложняла их задачи. После того, как дети стали безошибочно определять предмет, то есть имя существительное, мы перешли к изображению действия предмета. В задачу учеников входило не только изобразить имя существительное, но и описать действие предмета, т.е.изучение глагола, и.т.д.
На данный момент дети безошибочно определяют части речи, предусмотренные общеобразовательной программой. В положительном результате метода «Sand-art» также убедились и коллеги, которые присутствовали на проведенном мной открытом уроке по теме «Личные местоимения», где ученики показали уровень усвоения знаний, ничуть не уступающий уровню общеобразовательной школы.
В начале 3-ей четверти было дано внеклассное мероприятие по теме «Современный алфавит», где дети познакомились с историей нашей азбуки. Усвоенные ими знания по данной теме нашли применение в этом методе на уроках русского языка.
Вариантов выполнения упражнений очень много в зависимости от темы и целей. Я хочу привести в пример одно упражнение, которое мы сейчас активно выполняем. Ученикам раздаются карточки с заданными частями речи и стоящими в определенном порядке, которые они должны написать на глаголице, используя тонкую кисть. При этом предложение должно обязательно нести смысловую нагрузку.
Например: Местоим. 1 лиц. Ед.ч. Д.п.+гл 2спряжения + сущ.1 склонения,ж.р.,В.п.
Далее дети занимаются взаимопроверкой, расшифровывают записи друг у друга , находят и исправляют ошибки. Одной из ключевых задач здесь является правильная постановка предложения, т.е. развитие речи детей.
Все упражнения выполняются под комфортную музыку, которая способствует стабилизации психоэмоционального состояния детей. Это понизило уровень агрессии и срывов дисциплины на уроках до нуля.
Цели данного упражнения многообразны: от закрепления знаний до коррекции дисграфии.
В своей работы я активно использую метод музыкотерапии. Он помогает ученикам намного легче запоминать информацию, которую требуется заучить наизусть. Примером могут служить: песенка про падежи, песенка про лица местоимений. На данный момент с помощью песенных форм мы учим таблицу умножения.
На уроках литературного чтения с помощью метода «Sand-art» дети погружаются в сказкотерапию .
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем:        интеграция личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Одной из главных задач этого метода является развитие речи детей.
Дети рисуют пальцами на манке наиболее запоминающиеся им моменты в литературных произведениях, затем пытаются пересказать этот отрывок. Ученики анализируют рассказы друг друга и исправляют речевые ошибки.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи, и для достижения этих целей я использую различные арт-терапевтические методы.
Помимо сказкотерапии на уроках литературного чтения мы ставим мини- спектакли театра-теней.
Целью данного метода являются развитие воображения, речи, памяти.
Дети учатся взаимодействовать с другими детьми и персонажами.
Ученики узнают и запоминают новые стихи и сказки, погружаются в мир музыки.
Разговаривая за персонажей, учащиеся тренируют правильное произношение.
Так же мы ставим сценки, которые учат детей различным моделям поведения и показывают разные выходы из сложных ситуаций.
В нашем классе царит особый творческий дух, ребята становятся более общительными, активными.
Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений и просторечных слов, заменяя их литературными. Для этих целей учениками ведутся литературоведческие словарики.
На уроках русского языка я ввела новую модель словарной работы, ориентирующую на отбор такого словарного запаса, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими.
Специальными приемами я добиваюсь, чтобы дети не только знали и понимали смысл различных слов, но и активно использовали их в своей речи, и у них развивались интерес и внимание к слову. Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?
Каждый день мы изучаем по новому слову и стараемся использовать его в течение дня как можно чаще. По итогам недели мы проводим соревнование: кто придумает наиболее большое и правильное предложение, состоящее из тех слов, которые мы изучили. У учеников начинает появляться интерес, и они с нетерпением ждут конца недели, чтобы показать свои знания и умения на практике.
Факторов, которые влияют на развитие речи детей, очень много. И,
конечно же, в этом вопросе немаловажную роль играет сам педагог. Своим примером чтения литературных произведений я показываю, насколько важным является правильное использование интонации в речи, логическая выразительность, ударение, ритм, паузы. После прочтения мной стихотворения «Лебедушка» ученики увлеклись выразительным чтением литературных произведений и старались соревноваться в правильности постановок ударения, соблюдения пауз и.т.д.
Самое главное для меня - это видеть результат моей работы. Все то, что я успела дать детям за этот недолгий период, не осталось незамеченным. С каждым днем я все больше вижу плоды своих трудов и стараний. Моя цель - доказать, что дети с ЗПР могут не хуже среднестатистического ребенка усваивать знания. Именно на это направлена моя работа.