Реализация развивающей предметно-пространственной среды в образовательном процессе ДОУ


Реализация развивающей предметно-пространственной среды в образовательном процессе ДОУ Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 02.07.2013 № 185 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда обеспечивает и гарантирует: охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей; максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и прилегающей территории; свободный выбор детьми материалов для совместной деятельности как с детьми разного возраста, так и с взрослыми; создание ежедневной трудовой деятельности детей; вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность; создание равных условий для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям. Элементы развивающей предметно-пространственной среды (игрушки, оборудование и другие материалы) не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия;  вызывать у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых могут выступать играющие партнѐры (сверстники, взрослые);  провоцировать ребѐнка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей. Все элементы РППС должны иметь все необходимые сертификационные документы. Развивающая предметно-пространственная среды тесно взаимодействует с пятью образовательными областями Направления образовательных областейСоциально-коммуникативное развитие Знакомство детей с профессиями взрослых.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Развитие трудовой деятельности.Нравственно-патриотическое воспитание детей. Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности.Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Речевое развитие Развитие словаря. Развитие связной речи. Воспитание звуковой культуры. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Формирование грамматического строя речи. Воспитание любви и интереса к художественному слову. Овладение речью как средством общения и культуры.Формирование звуковой аналитико-синтетическойактивности как предпосылки обучения грамоте.Обогащение активного словаря.Развитие речевого творчества.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Познавательное развитие Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Знакомство с социальным миром. Развитие элементарных математических представлений.Формирование познавательных действий, становление сознания.Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.) Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. Художественно-эстетическое развитие Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы. Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира. Чтение художественной литературы.Продуктивные виды деятельности. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мираПрирода.Становление эстетического отношения к окружающему миру.Формирование элементарных представлений о видах искусства.Восприятие музыки, художественной литературы,фольклора.Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.) Физическое развитие Двигательная активность детей. Закаливающие мероприятия. Формирование здорового образа жизни.  Развитие различных физических качеств.Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики. Правильное выполнение основных движений. Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта. Овладение подвижными играми и правилами. Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни. Гибкое зонирования группового помещения Учебная зонаЗона подвижной двигательной активностиЗона средней активности Уголок экологииУголок семьиУголок релаксацииУголок конструированияСпортивный уголокУголок безопасностиИгровой уголокУголок «В гостях у книги»Нравственно – патриотический уголокУголок уединенияУголокИЗО деятельностиРазвитие математических представлений Организация пространства– зона театрализованная деятельность, уголок ряжения; – зона познавательной активности; – зона самостоятельной деятельности детей – зона двигательной активности – зона отдыха Развивающая предметно-пространственная среда- это естественная комфортная, уютная обстановка. Рационально-организационная и насыщенная разнообразными игровыми материала.