СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ


УДК 37.018.26
СУЩНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
С.В. Бродинская,
Бектауская средняя школа Республика Казахстан
Статья посвящена определению сущности психолого-педагогического сопровождения в школах для качественного самоопределения старшеклассников в условиях современности. Раскрываются понятия «карьера», «призвание», «профессиональное самоопределение». В статье рассматриваются вопросы раннего самоопределения и приводятся взгляды известных психологов и педагогов на решение данного вопроса.
Ключевые слова: «карьера», «призвание», «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация».
THE GIST OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS
S.V. Brodinskaya,
Bektau Secondary School Republic of Kazakhstan
This article is devoted to defining the gist of psycho-pedagogical support to schools for the qualitative determination of students in the conditions of modern times. There are "career", "vocation" and «professional self-determination" terms in this article. This item is discussed about considering of the early self-determination and provides views of the famous psychologists and educators to address this issue.
Keywords are "career", "vocation ", "professional self-determination" and "vocational guidance".
В современном социальном обществе возросли требования к уровню профессиональной подготовленности кадров.
Отличительной чертой современного общества является высокоразвитая, поликультурная, конкурентно-способная личность, включенная в социально-экономический процесс, способная быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям. Бесспорно, для того чтобы модернизировать общество недостаточно переоснащать экономику совершенными технологическими моделями, необходимо развивать обучение и воспитание потенциала человека. Подготовка трудолюбивых, профессионально грамотных, компетентных, ответственных молодых людей– это задача, решить которую невозможно без своевременной подготовки нынешних учащихся к их осознанному профессиональному самоопределению, без позитивного отношения к труду.
Карьера-это успешное продвижение в какой-либо деятельности, род занятий, профессия [1, 479]. Конкурентоспособность государства складывается из конкурентоспособности отдельных личностей - его граждан. Образ конкурентноспособной личности, способной к вхождению в социально-профессиональную среду, борьбе за лучшее положение в социальном пространстве, достижению намеченной цели, овладению новыми знаниями, умениями и навыками, быстрому преодолению препятствий, не причиняя вреда своему психическому и физическому здоровью и сохраняя психическую устойчивость, выступает на первый план. Чтобы достичь поставленных задач, необходимо начать формировать личность с устойчивым ядром ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, переходящие стремления в общие.
На данном этапе времени необходимо повысить у современной молодежи конкурентноспособность при поступлении в ВУЗ[2]. Современный рынок труда требует не только специфических способностей и склонностей, но и немалой личностной зрелости. В наши дни жизненный успех определяется не столько усвоенными навыками, сколько личностной позицией [3, 470].
Формирование личности начинается с ее мечты, где всё по плечу, все досягаемо и возможно, и идеала как абстрактного, иногда заведомо недосягаемого образца постепенно вырисовывается более или менее реалистический, ориентированный на действительность план деятельности, или профессиональный маршрут, направление [4, 196].
План жизни как социальное явление вырастает из вопросов, кем быть? (профессиональное самоопределение) и каким быть? (моральное самоопределение).
Но как найти свое призвание? И чем шире диапазон выбора, тем он психологически сложнее[4, 196].
Понятие «призвание» имело первоначально религиозный подтекст: раньше говорилось, что бог зовет каждого человека к определенной деятельности, дав ему соответствующий социальный статус или путем индивидуального откровения. На сегодняшний день призванием обычно принято называть единство субъективных способностей, в которой личность видит главную форму самореализации. Но при этом склонности и интересы сами формируются и изменяются в процессе деятельности ребенка. Наиболее выраженные и очевидные, активные склонности у детей встречаются в нашей жизни не так уж и часто[4, 196].
Итак, подросток стоит перед выбором путей и дорог дальнейшей его деятельности. Но подходит она ему или нет, это выяснится позже, в результате его практической деятельности. К сожалению, все формы деятельности испробовать ребенку невозможно, поэтому, откуда он знает, есть ли у него талант музыканта или художника, например? [4, 196].
Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать под разными углами зрения. (Д. Сюпьер,1953). Во-первых, как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени. Во-вторых, как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [4, 197].
В психологии профессиональное самоопределение подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап– это детская игра, когда ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» различные ситуации, связанные с ними. Второй этап – это подростковая фантазия, когда в своих мечтаниях ребенок ощущает себя в той или иной профессии. Наконец, третий этап – когда подросток, юноша или девушка непосредственно выбирают себе будущую профессию [4, 198].
Разумеется, способности и интересы, ценности и приоритеты проявляются на любой стадии выбора. Но ценностные аспекты, как общественные, так и личные, являются более обобщенными и обычно созревают и осознаются позже, чем интересы и способности, дифференциация и консолидация которых происходит параллельно и взаимосвязано. Интерес в школе к предмету стимулирует его заниматься усиленно, а вследствие этого развиваются его способности, а когда способности станут выявленными, повышается мотивация к обучению, что ведет к его успешной деятельности [4,198].
Четвертый этап – практическое принятие решения, то есть выбор профессии. Он включает в себя два компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и деятельности подготовки к нему, выбор специальности [4,199].
Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной специальности зависят от объективных условий. Прежде всего, это социальное положение, а именно, материальное благосостояние семьи, а также уровень образованности родителей. Дети из образованных и материально обеспеченных семей обычно идут по стопам родителей или поступают в престижные ВУЗы с высоким уровнем оплаты за обучение. Есть подростки, стремящиеся получить образование выше, чем у родителей: обучаются за рубежом на иностранных языках. Судя по многолетним социологическим данным, чем выше уровень образования родителей, тем выше вероятность обучения их детей в ВУЗах, осуществления их мечты [4,199].
Много зависит от престижа той или иной профессии. Он находится в обратном соотношении к ее массовости. Например, космонавтов или юристов требуется значительно меньше, чем разнорабочих. В.Н. Шубкин представляет это в виде зеркальных пирамид: первая изображает реальную потребность общества в кадрах, вторая – перевернутая – степень привлекательности профессий для молодых людей [4,199].
Динамика престижа профессии – дело тонкое. Когда в 90-е годы, когда возросли у населения материальные трудности, связанные с перестроечным периодом, резко упали конкурсы в инженерные ВУЗы и наоборот – возросли в торгово-экономические. В настоящее время наиболее востребованы современные профессии: дизайнер, маркетолог, стилист, косметолог и др. [4,199].
Профессиональная ориентация – это сложная психологическая проблема. К ней есть три подхода: первый исходит из идеи стабильности и практической неизменности индивидуальных качеств, от которых зависят способы и успех деятельности, акцент делается при этом на отборе и подборе людей, наиболее подходящих для той или иной работы, а с другой – на подборе работы, соответствующей индивидуальным качествам того или иного человека [4,199].Второй подход исходит из идеи направленного формирования способностей, полагая, что у каждого человека можно выработать нужные качества [4,199].
Оба подхода могут формулироваться по-разному, но их недостаток в том, что индивидуальность и трудовая деятельность рассматриваются как независимые и противостоящие друг другу величины, одна из которых подчиняет себе другую [4,199].
В выборе профессии очень важна консультация. Но большинство старшеклассников выбирают свою профессию стихийно. Особенно это происходит, когда сумма баллов, набранных на ЕГЭ, не соответствует необходимого порога при поступлении в заранее намеченный ВУЗ на грант. Вот и приходится выпускникам метаться из крайности в крайность, лишь бы поступить куда-либо.
В рамках исследования В.Н. Шубкина был особый раздел под названием «Цена пророков». Его суть заключалась в том, что после окончания школы задавались вопросы выпускникам о их дальнейшей учебе, учителям, родителям. Оказалось, что сами дети, одноклассники были лучшими «пророками» в определении будущей профессии, чем их родители и, уж, тем более учителя. В 90-е годы XX века профориентационная работа была налажена очень слабо, и по данным Н.О. Щипачева наибольшее влияние на будущую профессию подростков оказали их друзья [4, 200].
Выбор профессии – сложный и длительный процесс, требующий тесной взаимосвязи как школы, так и семьи, где проживает ребенок. Здесь существует две опасности: первая – затягивание и откладывание старшеклассником самоопределения в связи с отсутствием устойчивых интересов, чему, несомненно, должна способствовать школа, а попытки родителей, чаще в интеллигентных семьях, сфокусировать внимание на данной проблеме «Когда же ты определишься? Вот я в твои годы…» путем нажима, ни к чему хорошему не приведут. Это вызывает у ребенка чувство тревожности, порой и стресса, а иногда порой отказ от всякого самоопределения, уход в разного рода хобби и т.д. На помощь к нему может прийти только школа с расширением его кругозора, интересов, ознакомление школьника с разными видами деятельности [4, 200]. Представляет интерес трактовка профориентации Озгамбаевой Р.О.: выбор профессии является совокупностью социального, профессионального и личностного аспектов самоопределения личности [5, 26]. «Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации. Она представляет собой единство практической деятельности и развивающейся междисциплинарной теории и реализуется не только в учебно-воспитательном процессе работе с учащимися» - так определяют профориентацию А.П. Меньшиков, А.Д. Сазонов, Н.И. Калугин [6, 272].
Раннее самоопределение считается фактором положительным. Но здесь есть свои минусы. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными факторами. Подросток ориентируется на содержание и внешний престиж профессии. Мир профессий в их возрасте кажется черно-белым: в «хорошей» профессии все хорошо, в «плохой» - все плохо [4, 200].
Категоричность их выбора часто служит защитным механизмом, средством уйти от мучительных колебаний и сомнений. Ранняя профессионализация на сегодняшнем этапе времени связана с несколькими факторами: первый – низкий уровень мотивации к обучению у школьников и, как правило, желание побыстрей уйти учиться в колледжи городов, думая, что там им будет гораздо легче, второй – боязнь сдачи ЕГЭ, что на сегодняшний день очень актуально, да сама процедура сдачи ЕГЭ кажется ребенку очень сложной и мучительной.Чем старше люди, тем больше разветвляются их жизненные пути, а параллельно этому меняются и жизненные ориентации. Так, кто хотел поступить и поступил в ВУЗ, удовлетворены этим, а кто остался «за бортом» не удовлетворены жизнью.
На выбор профессии у каждого подростка влияет не только его собственное мнение, но и окружающая среда, предшествующее воспитание и много другое. Как правдиво отмечает В.Н. Шубкин, «наряду с путями, которые мы выбираем, существуют пути, которые выбирают нас». Принадлежность к тому или иному потоку дифференцирует наших подростков. Те юноши и девушки, окончившие ВУЗ, выше всех остальных ценят образование. Они видят итог в этом как средство сделать жизнь содержательной и осмысленной. Многие, особенно в наше время, не останавливаются на одном образовании, они стремятся к самоусовершенствованию через самоактуализацию и личностную ориентацию. Но, к сожалению, как показала практика, многие выпускники стремятся получить образование просто как дань моде. Так как по окончанию учреждения большинство не могут себя реализовать на практике, либо разочарованы в профессии, либо их не устраивает заработанная плата, либо работодатель принимает на работу тех, у кого есть хоть небольшой стаж работы по специальности [4, 200].
Несмотря на то, что в настоящее время вопросам профориентации в школах и семьях уделяется достаточное внимание, многие молодые люди в нашей республике не довольны своим образованием.
Таким образом, можно сказать, что жизненный план у современных людей возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому захотел идти человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности, поэтому он останавливается в первую очередь на выборе профессии.
Библиографический список
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с.
2 http://www.debotaniki.ru/Трудоустройство выпускников. - М.: Просвещение, 2011. - 4с.
3 Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо, 2005. – С.470-482
4 Кон И.С.Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 1989.- С.196
5 Озгамбаева Р.О. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ в условиях рыночных отношений (на материале Мангыстауского региона РК). Автореф. дис.к.п.н. - Алматы: Каз.инст-т проблем образования им.И.Алтынсарина, 1995. - 26 с.
6 Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация молодежи / А.Д. Сазонов, И. Калугин, А.П. Меньшиков. - М.: Высшая школа, 1989. - 272 с.