Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении конструкт урока с использованием проектной технологии с позиции развития УУД обучающихся (9 класс)


Конструкт урока «Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении»
Предмет: технология
Класс: 9 класс
Форма урока: получение новых знаний
Тип урока: комбинированный
Цель: Создание условий для формирования у обучающихся сознательного отношения к выбору своей будущей профессии.
Задачи:
1. Способствовать повышению уровня мотивации к профессиональному самоопределению; развитие у обучающихся психологической готовности к профессиональному самоопределению.
2. Познакомить с понятиями «темперамент» и «характер»; научить определять тип своего темперамента и характерологические особенности и соотносить эти характеристики с личным профессиональным выбором.
3. Способствовать развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.
УМК: Технология 9 класс: учебник для образовательных учреждений: (А.Н.Богатырев, О.П.Очинин, П.С. Самородский ; под редакцией В.Д. Симоненко) 2-е издание. - М.: Вентана-граф, 2009.
Оборудование: ПК, проектор с экраном, ноутбуки.Планируемые результаты:
Личностные Предметные Метапредметные
Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).
Понимание понятий «темперамент», «характер».
Умение определять тип темперамента и черты своего характера.
Умение объективно осуществлять самоанализ сформированности личных психологических особенностей и соотношение их требованиям профессий, сфер трудовой деятельности.
Регулятивные
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе уже известного и ещё неизвестного материала).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата)
Познавательные
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую (решать проектные задачи).
Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности).
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия Продукт (результат)
Организационный момент
1 мин. Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку. Отмечает отсутствующих. Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку Личностные: самоорганизация.
Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Готовность учащихся к уроку
Постановка учебной задачи
Мотивация к учебной деятельности
2-3 мин.
2-3 мин. Постановка проблемного вопроса:
«Понимание того, что все мы – разные, приходит к нам в детстве.
Как вы думаете, почему еще не зная значения слова «характер», мы делим своих знакомых на добрых и злых, веселых и грустных, любимых и не очень?
Поиск решения
Позднее, во взрослой жизни, мы стараемся избегать людей с «тяжелым» характером и, напротив, приближаем к себе тех, с которыми нам легко, приятно и интересно. Так практически на подсознательном уровне мы огораживаем, а иногда и «чистим» пространство вокруг себя, зачастую и не задумываясь над тем, что же именно привлекло или насторожило нас в том или другом человеке.
Ребята, вы уже наверно поняли, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?»
Определение цели и задач урока, настрой на учебную деятельность. Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.
Слушают учителя
Высказывания учащихся
Беседуют с учителем
Формулируют тему, цели урока, определив границы знания и незнания. Личностные:
имеют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес, внимание, удивление.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
Пробуждается мыслительная деятельность учащихся.
Учащиеся подведены к формулировке темы урока.
Учащиеся определили тему и цель урока.
Освоение нового материала
5 мин.
5 мин.
3 мин.
15 мин.
«Среди индивидуальных особенностей личности, характеризующих ее активность, особенное место отводится темпераменту и характеру»
Рассказывает о типах темперамента и классификации черт характера с обращением к материалу учебника и показом мультимедийной презентации.
- Используя диагностическую методику Ганса Айзенка и методику К.Леонгарда – Г.Шмишека вы уже определили свой тип темперамента и акцентуации характера.
На основании полученных результатов исследований разделитесь на 4 группы по типу темперамента и выполните следующие упражнения: 1.упражнение «Темперамент и профессия»;
2. упражнение «Девиз»
3. упражнение «Герб моего характера».
Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы обучающихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания. В сотрудничестве с обучающимися формулирует вывод Работают с учебником, анализируют информацию в учебнике, на слайдах презентации. 
На основании полученных результатов индивидуального исследования решают проектные задачи:
1. Делятся на четыре группы (по типу темперамента), каждая группа составляет список из 10 профессий, которые будут лучше всего подходить к определенному типу темперамента.
2. Учащиеся определяют/характеризуют профессию людей, живущих под следующими девизами (см. Приложение 1)
3. Составляют и презентуют герб своего характера по основным чертам характера, используя программу PicCollage.
Решают проектные задачи, в сотрудничестве и одноклассниками находят решения учебной задачи; делают вывод; презентуют решение задачи классу.
Формулируют выводы по решаемым проблемам.
Коммуникативные:
обмениваются мнениями, умеют слушать учителя, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы, слушать и слышать собеседника.
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу урока, ориентируются в учебнике
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; уважительно относиться к чужому труду
Познавательные:
умеют определять тип темперамента используя диагностическую методику; формулировать выводы, определяют черты характера;
умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять решение 1 проектной задачи на основе анализа, устанавливать причинно-следственные связи, подводить решение под понятие во 2 задаче);
умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Регулятивные:
умеют контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками; преобразовывать практическую задачу в познавательную;
корректируют, вносят необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона с продуктом (профессия человека-девиз)
Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения Выяснение типов темперамента и основных черт характера человека.
Знакомство с новыми понятиями и категориями.
Результат решения проектных задач:
1. список профессий, соответствующий определенному типу темперамента.
2. таблица «Девиз»
3. индивидуальный мини-проект «Герб моего характера»
Приходят к выводу, что знание особенностей своего характера и темперамента необходимо при выборе профессиональной деятельности. От личностных характеристик зависит не только ход выполнения какой-либо деятельности, но и конечный результат.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
2 мин Организовать обсуждение и запись домашнего задания:
информирование учащихся о представлении темы и практической возможности самодиагностики в сети интернет (ссылки на сайты). Слушают учителя.
Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы. Регулятивные: умение слушать в соответствии с целевой установкой. Рефлексия деятельности
5 мин. В процессе анализа работы учитель организует беседу по вопросам:
1. Почему люди ведут себя по разному в одинаковых условиях?
2.Как вы думаете, возможно изменение свойств темперамента в течение жизни человека или нет? Почему?
2.Почему при выборе профессии так важно учитывать тип темперамента? и все положительные и отрицательные черты характера? Анализируют свою деятельность на уроке. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Личностные: сориентированы на уважительное отношение к труду одноклассников
Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о решенных проектных задачах
Коммуникативные: умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Ученики переосмысливают урок и задаются вопросом: какое значение, смысл имел для меня урок, что я узнал на уроке, тем самым подводят итог урока.
Заключение
В результате можно сделать вывод, что смоделированный урок является эффективным инструментом, способствующим:
- решению актуальной для обучающихся проблемы – самоопределение, на основе выявления своих индивидуальных особенностей;
- формированию у детей устойчивой потребности в саморазвитии и реализации своего потенциала в профессиональной деятельности;
- самостоятельной проектно-исследовательской деятельности каждого обучающегося;
- развитию адекватной самооценки и уровня притязаний, развитию рефлексивных навыков и умений.
Список литературы
Технология. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-граф, 2010.
Технология. 9 класс: материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д. Симоненко / авт.- сост. А.Н. Бобровская.- Волгоград: Учитель, 2009.- 171с.
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника. Авторы Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Б. Просихина.
Приложения
Приложение 1
Упражнение «Девиз»
Вам необходимо охарактеризовать профессию людей, живущих под следующими девизами:
Девиз Профессия (область деятельности)
- Не верь, не бойся, не проси
- Делай, что должен, и будь что будет
- Бери от жизни все
- Ты этого достоин
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе
- Работа не волк, в лес не убежит
- Если ты ничего не можешь, ты ничего не должен хотеть
- Не в свои сани не садись
- Хочешь жить - умей вертеться
- Кто не работает - не ест
- Падающего подтолкни
- Цель оправдывает средства
- Честь превыше прибыли