Потребитель и его права


Права потребителей.Защита прав потребителей. Опрос Опрошенных 40 человек1. Являетесь ли Вы потребителем?        Да - 40% Нет - 60%2. Какой источник информации для Вас является наиболее достоверным и надежным?а) Советы  друзей и знакомых;- 25% б) Информация производителя  (упаковка);-14% в) Реклама; -27%г) Журнал «Спрос», передача «Впрок»;-0% д) Советы специалистов.- 70%3. Нужно ли хранить чек:а) на все товары;- 65% б) на продовольственные товары;- 0%в) на промышленные товары -28% г) на дорогостоящие товары.- 13%4. Нужна ли реклама?             Да.- 65%   Нет.- 35%5. Есть ли у рекламы положительные черты? Да - 35% Нет- 65% Если  «да», то какие? Знакомит с новинками- 10%6.Приобретаете ли Вы товары,   которые рекламируются на телевидении, радио, в газетах?  Да – 37% Нет- 63%Если «да», то какие: моющие средства- 80% лекарства- 13% техника – 7%7. Какие права имеет потребитель? Назовите те из них, которые Вы знаете.Право на возврат товара- 10%8. Куда вы обратитесь за помощью, если нарушены Ваши  права, как потребителя? Назовите не менее пяти  организаций. - 0% Почему необходимо защищать права потребителей? потребитель чаще всего непрофессионал; потребитель разобщен;потребитель чаще всего юридически безграмотен. Кто может защитить права потребителей? Сам потребительОбщественные организации потребителейГосударство Закон На страже суверенитета потребителя стоит Закон “О защите прав потребителей”, который гарантирует соблюдение их основных прав на рынке. Этот закон регулирует отношения, вытекающие из договоров купли-продажи, имущественного найма, безвозмездного пользования имуществом, найма (аренды) жилого помещения, бытового заказа и абонементного обслуживания, перевозки граждан и грузов, комиссии, хранения, оказания финансовых услуг и других. Предыстория появления Закона о защите прав потребителей. Фигура потребителя появилась в мире вместе с появлением обмена и развитием торговли. Вместе с потребителями на древних рынках появляются и законы о защите их интересов. Так, в 18 в. до н.э., в древнем Вавилоне были статьи о наказании за обсчёт, обвес и торговлю некачественными товарами.На Руси новгородский князь Всеволод в 1135 г. ввёл наказания за обвесы на рынках. В Екатеринодаре в1793 году атаман Захарий Чепига принял ордер, в котором предписывалась необходимость надзора за торговлей. Права Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования взаимоотношений с участием потребителей считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в конгрессе США 15 марта 1962г. Президент в своём выступлении впервые сформулировал четыре основных права потребителя:На выбор товаров и услугНа безопасностьНа информациюПраво быть выслушанным С тех пор 15-е марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей Права 9 апреля 1985 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция "Руководящие принципы для защиты интересов потребителей", которая закрепила восемь основополагающих прав потребителей, добавив к вышеперечисленным: право на потребительское образование; право на удовлетворение основных потребностей; право на здоровую окружающую среду; право на возмещение ущерба В Российской Федерации как самостоятельная отрасль права потребительское право возникло в начале 90-х годов. До этого отношения по удовлетворению потребностей граждан регулировались нормами Гражданского законодательства.Первые потребительские общества в России – клубы потребителей – возникли в 1988 году в Ленинграде, Волгограде, Ростове, Свердловске, Москве. 7февраля 1992г .принят Закон РФ «О защите прав потребителей»Т.о. принят закон, который призван защищать нас с вами, т.е. потребителей Понятие потребителя Потребитель – это гражданин, приобретающий и использующий товары и услуги для личных нужд. Стандарт государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законом устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг) Понятие продавца. Продавец- организация, независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Понятие изготовителя Изготовитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предпринима-тель, производящие товары для реализации потребителям. Понятие исполнителя. Исполнитель- организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору. СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 1 Владимир Л. купил автомобиль. Через некоторое время его внимание привлек стук в двигателе. Владимир обратился в гарантийную мастерскую, но мастера не смогли определить причину стука и отказались принимать меры. Даже назначенный судом эксперт, подтвердив наличие шума в двигателе, утверждал, что автомобиль исправен. Имеет ли право Владимир Л. требовать от продавца замены купленного автомобиля на новый? СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА 2 Нина Сергеевна Г. Решила построить дачу. Договорилась с бригадой строителей, заплатила им, купила строительный материалы. Построив фундамент, строители потребовали увеличить плату. Нина Сергеевна отказалась, а строители прекратили работу. Договор Нина Сергеевна заключала в устной форме, деньги передавала бригадиру без квитанции и без свидетелей. Имеет ли право Нина Сергеевна требовать от строителей продолжения работы? (1) Потребитель ( 1) Санитарные нормы и правила, которые в соответствие с законом устанавливают обязательные требования к качеству товара (работ, услуг). (2) Изготовитель ( 2) Исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги. (3) Исполнитель ( 3) Период, в течение которого, в случае обнаружения в товаре недостатка, продавец обязан удовлетворить требования потребителя. (4) Продавец (4 ) Объявление в газете: “Организация предлагает юридическим и физическим лицам участие в долевом строительстве 1-2-3-х комнатных квартир…” (5) Срок службы ( 5) Изготовитель обязан установить его на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары. (6) Срок годности ( 6) Гражданин Иванов купил холодильник и телевизор. (7)Гарантийный срок (7 ) Разрешение (право) на осуществление определённого вида деятельности при обязательном соблюдении установленных требований и условий, выданное уполномоченным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. (8) Договор (8 ) Объявление по радио: “Организация продаёт автомобиль “Москвич”…” (9) Лицензия ( 9) Период, в течение которого изготовитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара по назначению и нести ответственность за существенные недостатки, возникшие по его вине. (10) Стандарт (10 ) Организация или индивидуальный предприниматель, производящий товары для реализации потребителям. Задания для учащихся: Опираясь на изученный материал, попытайтесь решать, являются ли потребителями следующие лица:- гражданин России, заключивший договор о ремонте квартиры;- гражданин Казахстана, проживающий в Брянске, пригласивший бригаду «шабашников» с Украины для ремонта гаража;- гражданин Германии, ожидающий очереди в волгоградской парикмахерской;- служащий автосервиса, приобретающий на заводе запчасти для ремонта автомобилей клиентов;- служащий банка, покупающий краску для ремонта своего дома. Какие документы являются правовой основой реализации и защиты прав потребителей. № 1.Вчера в продуктовом магазине я купила рыбные консервы «Сардина». Пришла домой, а крышка вздутая. Что нужно делать? №2.В субботу я купила на рынке молоко и творог. Молоко оказалось несвежим, свернулось при кипячении, а творог прокисшим. Поможет ли мне в этом случае закон о защите прав потребителей? №3.Два дня назад в магазине «Фея» я приобрела платье. Но, примерив его дома, при ярком освещении, поняла, что его расцветка мне не подходит. Я обратилась в магазин с просьбой заменить данное платье на другое, другой расцветки. Но мне отказали. Объяснили так, что вещь качественная, значит обмену не подлежит. Прав ли магазин? №4. У нас произошло несчастье. Новый телевизор через неделю взорвался. К счастью, никто не пострадал, но было испорчено много вещей, находившихся в квартире. Что нам делать? №5.7 мая 2006 года в фирме «Салют» я купил посудомоечную машину «Аристон-457». В июне она вышла из строя, и я сдал её в магазин на гарантийный ремонт за счет продавца под расписку. Прошло уже полгода, а машину не отремонтировали. Каковы мои права? №6. Позавчера я приобрела в магазине набор косметики французского производства. Придя домой, не обнаружила аннотации на русском языке. Я вернулась в магазин и потребовала русский текст к товару, но продавец мне отказала, объяснив тем, что аннотаций на русском языке у неё уже нет: «были – все раздала», а перевод можно сделать за отдельную плату – 100 рублей. Что мне делать? Если в течение гарантийного срока вам отказывают в бесплатном ремонте, замене или уценке товаров, подавайте в обидевшее вас предприятие письменную претензию. Претензию надо составлять правильно.Составляйте претензию в двух экземплярах: копия потребуется, если затем вам придётся обращаться в суд или прокуратуру.Сформулируйте свои требования полно и точно.Претензию надо подавать руководителю предприятия (или администратору) под подпись. Если у вас отказываются принять претензию, отправляйте её по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.Если реакции не последовало, обращайтесь в суд.Исковое заявление можно подавать по месту нахождения ответчика, по месту вашего проживания или по месту причинённого вреда.Правила составления и форма искового заявления вывешены в зданиях судов 1. Гражданин приобрел в магазине пачку стирального порошка. Вскрыл её и попытался засыпать порошок в стиральную машину. Оказалось, что порошок давно превратился в прочный кирпич. Покупатель вернулся в магазин. Предъявив чек и вскрытую пачку, потребовал вернуть деньги. Продавец деньги вернул, но 75%, т.к. пачка вскрыта.Как вы думаете, прав ли продавец? 2. Гражданин решил приобрести дорогой холодильник, на который долго копил деньги. Он хотел быть уверенным в том, что это именно та вещь, которая ему нужна. Продавец объяснил, что холодильники все хорошие и вскрывать их некому и некогда. После долгих споров выяснилось, что магазин закрывается. У покупателя пропали продукты для свадьбы дочери на 50 человек. Он записал в магазине имена и адреса свидетелей, заготовил справку об испортившихся продуктах. Потребовал в суде 1 млн.руб. Как вы думаете, что решит суд? В каких случаях товар по требованию покупателя обязательно должен быть заменен на другой:- гражданин купил стереосистему, но, не вскрывая упаковки, через месяц попросил заменить её с доплатой на более дорогую;- гражданин купил литровый электрочайник, в течение недели кипятил воду, а потом попросил обменять его на двухлитровый;- гражданин приобрёл микроволновую печь с 6 месячным гарантийным сроком, которая на 27 недели вышла из строя из-за бракованной детали;- гражданин купил японский телевизор, но, не разобрав инструкцию, напечатанную на японском языке, включил его в сеть с нестандартным напряжением и аппарат сгорел.Какими правами обладает потребитель при покупки товара? Как читать маркировку Знак «Зелёная точка» - производство данного товара экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке. Предметы поддающиеся переработке или предметы из вторсырья Не нарушают озонового слоя.