Паспорт проекта модели инклюзивной среды в школе. Ты нам нужен


ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта  ПРОЕКТ «Ты нам нужен! Присоединяйся!»Разработка и внедрение модели инклюзивной среды в школе
Основания для разработки проекта Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании";
Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
Приказ Министерства образования красноярского края от 28.08.2015г. №48-11-04 «Об утверждении порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому и в медицинских организациях»  
Автор – разработчик Абрамкина Л.В. – педагог - психолог
Исполнители МБОУ «Успенская СОШ № 6»
Сроки реализации Срок реализации: 2016 – 2017 гг.
Цель проекта Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Успенской СОШ № 6» в рамках ФГОС.
Задачи: Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
Создание системы позитивных установок по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья в сознании подрастающего поколения.
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Анализ и обобщение развития инклюзивного образования в ОУ.
Основные мероприятия проекта
создание «безбарьерной» среды
адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях; Классные комнаты;
Кабинет логопеда, дефектолога, психолога;
Кабинет ЛФК;
Компьютерный класс, библиотека;
Медпункт, кабинет для физиолечения;
Спортивный зал;
Комната для игр и отдыха;
Дидактический материал для занятий;
Коррекционно-развивающий материал для занятий.;
Программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с нарушением интеллектуального развития. Материал в силу своего содержания обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития: они учатся анализировать, сравнивать изучаемые события и факты, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с пособиями учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся. Систематическая словарная работа на уроках расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.
Познание предметной области детьми предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Все предметы имеют много смежных тем с географией, русским языком, чтением, математикой, изобразительным искусством, музыкой, СБО и другими предметами.
Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, адаптированные программы предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от5 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных знаний умственно отсталыми учащимися.
ПРОЕКТ «Ты нам нужен! Присоединяйся!»Разработка и внедрение модели инклюзивной среды
в МБОУ «Успенская СОШ № 6» Автор-разработчик: Абрамкина Л.В. – педагог - психолог
Пояснительная записка
Введение
Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзия – путь развития общего образования
Школа психологического комфорта и благополучия – нужна всем!
Школа индивидуального подхода - нужна всем!
Школа личностного развития - нужна всем!
Школа здоровья - нужна всем!
Безопасная школа - нужна всем!
Инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ОВЗ.
Процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах
БАЗИРУЕТСЯ НА СЛЕДУЮЩИХ ПОЛОЖЕНИЯХ:
ценность человека не зависит от его особенностей и достижений;
каждый человек способен чувствовать и думать;
каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
все люди нуждаются друг в друге, в поддержке и дружбе;
образование может осуществляться только в реальных взаимоотношений учащихся и учителей;
для всех обучающихся достижение прогресса в том, что они могут делать;
разнообразие усиливает все стороны жизни человека
Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения. В нашей школе обучаются дети данной категории, потому проблемы инклюзивной среды для нас актуальны. В связи с этим, мы решили создать проект и найти пути решения данной проблемы.
Цель:
Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Успенской СОШ № 6» в рамках ФГОС.
Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
Создание системы позитивных установок по отношению к лицам с ограниченными возможностями здоровья в сознании подрастающего поколения.
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование в России
По данным министерства здравоохранения и социального развития, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.
«В целях реализации права каждого человека на образование…создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья….в том числе посредством организации инклюзивного образования» - Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Пункт 5 статьи 5 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Российское законодательство об образовании детей-инвалидов
Закон Российской Федерации «Об образовании»от 31 декабря 2014 г. № 273- ФЗ
Федеральный закон «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации»от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ
Саламанская Декларация
«Все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах»
Всеобщая декларация прав человека
Международно-правовой документ обобщённого характера, признавший право инвалидов на удовлетворительную жизнь, а также все гражданские и политические права.
Декларация о правах инвалидов
Закон Красноярского края «Об образовании в Красноярском крае» № 6-2519 (от 26 июня 2014 года)
Методические рекомендации Министерства образования и науки Красноярского края № 5429 от 17 июня 2013 года по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья в Красноярском крае.
Приказ Министерства образования Красноярского края от 28.08.2015г. №48-11-04 «Об утверждении порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому и в медицинских организациях»
ПРОЕКТ «Ты нам нужен! Присоединяйся!»
Основания для разработки проекта
Закон РФ от 21.12.2012 "Об образовании";
Национальная Образовательная инициатива "Наша новая школа"
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»
Приказ Министерства образования Красноярского края от 28.08.2015г. №48-11-04 «Об утверждении порядка регламентации оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому и в медицинских организациях»
Цель проекта: Разработать и внедрить модель инклюзивной среды, адекватной особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ «Успенская СОШ № 6» в рамках ФГОС.
Задачи: Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процессов
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями
Создать систему позитивных установок по отношению к лицам с особыми возможностями здоровья в сознании подрастающего поколения.
Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.
Анализ и обобщение развития инклюзивного образования в ОУ.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта будет проходить
в четыре этапа:
I этап - подготовительный
(август2016 г. – октябрь 2016г.);
II этап – запуск проекта
(октябрь 2016 г. - январь 2017 г.);
III этап – развертывание проекта
(январь 2017 г. – апрель 2017 г.);
IV этап – завершающий. (апрель 2017г. – август 2017 г.)

Этапы реализации проекта
  этап Задачи сроки
I этап Подготовительный
  изучение потребностей социума в организации инклюзивного образовательного пространства,
изучение возможностей школы для организации инклюзивного образования детей с разными возможностями;
разработка нормативно-правовой базы школы в соответствии с Законодательством РФ об инклюзивном образовании;
разработка программно-методического обеспечения
создание банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях;
создание «безбарьерной» среды (материально-техническое и информационное обеспечение, обеспечение доступности в помещениях школы);
адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях в связи с полученным банком данных о детях;
формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, районе, крае;
курсовая подготовка педагогов. август2016 г. – октябрь 2016г.
II этап - запуск проекта диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивных классов
междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов детей, составление индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных планов
планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей учащихся
организация совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивного класса
оценка эффективности инклюзивного образовательного процесса
непосредственная работа с детьми ОВЗ и детьми-инвалидами
коррекционно-развивающая работа
социальная адаптация
работа «Родительского клуба»
курсовая подготовка педагогов (октябрь 2016 г. - январь 2017 г.)
III этап–развертывание проекта  контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию
обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования
составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении
обобщение опыта, диагностика и контроль (январь 2017г. – апрель 2017г.)
IV этап – завершающий.
Разработанная модель организации инклюзивного образовательного пространства может быть реализована в общеобразовательном учреждении.
Реализация проекта по внедрению инклюзивной модели образования позволит организовать процесс обучения лиц с ОВЗ по замкнутой схеме планирование - учебный процесс - контроль - анализ - коррекция. Это позволит оперативно корректировать действий непосредственно на стадиях учебного процесса, а не по конечным результатам. (апрель 2017г. – август 2017 г.)

Ожидаемые результаты:
Построение модели инклюзивной среды, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников каждый год разный по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка)
Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
Cоздание условий для получения более качественного и доступного образования всеми детьми
Успешная социализация детей с ОВЗ
Сформированность и развитие детей с ОВЗ таких личностных качеств, ключевых компетентностей, которые помогут им адаптироваться к социальным реалиям и позволят реализовать свой потенциал в обществе
Участие детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах, выставках творческих работ, соревнованиях и других мероприятиях
Приобретение учащимися ценного опыта общения и толерантного отношения к людям с особенностями развития и здоровья
Профессиональная ориентация с последующим устройством в средние специальные учебные заведения
Критерии  оценки реализации проекта:
Критерий Показатели
Обеспечение школы необходимым оборудованием:
Оснащение кабинетов УЛО и наглядными пособиями.
Оснащение кабинетов психолога, логопеда.
Сопровождение и доработка ПМО, методического материала, материала по предоставлению технических средств реабилитации.
Обеспечение школы необходимым техническим оборудованием:
Оборудование перилами входов, лестниц, других мест школы.
Специальное оборудование гардероба, умывальников в столовой, учебных кабинетов, кабинета ЛФК, мед. кабинета.
Оснащение специальной техникой учебных кабинетов, библиотеки.
Мероприятия по реализации проекта
№ Наименование мероприятий
  Срок исполнения Исполнители
1.    Нормативно – правовое и организационное обеспечение
1.1. Формирование нормативно-правовой базы. Издание распорядительных документов 1 этап Зав по УВР
Смирнова Е.Ю.
1.2. Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз. 1 этап Психолог
Абрамкина Л.В.
1.3. Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях. 1 этап Социальный педагог Абрамкина Ю.С.
1.4. Организация семинаров по данному направлению. В течение всего проекта Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
1.5. Адаптация содержания образовательной программы. 1 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
1.6. Диагностика педагогического коллектива, организация курсовой подготовки, консультирование педагогов. 1 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
1.7. Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию. 3 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
2. Работа с родителями
2.1 Диагностика, анкетирование. 2 этап Психолог
Абрамкина Л.В.
2.2. Организация родителей в «Родительский клуб». 2 этап Психолог
Абрамкина Л.В.
2.3 Консультации, тренинги. В течение всего проекта Психолог
Абрамкина Л.В.
2.4 Родительские конференции, собрания. В течение всего проекта Зав ВР, классные руководители
2.5 Мероприятия досугового направления (по плану работы школы). В течение всего проекта Зав ВР, классные руководители
3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся
3.1. Формирование банка данных о детях, нуждающихся в особых условиях. 2 этап Социальный педагог Абрамкина Ю.С.
3.2 Диагностика, анкетирование. 3 этап Психолог
Абрамкина Л.В.
3.3 Разработка ИОМ. 2 этап Смирнова Е.Ю.
3.4 Коррекционно-развивающая работа. В течение всего проекта Психолог
Абрамкина Л.В.
3.5 Мероприятия досугового направления (по плану работы школы). В течение всего проекта Зав ВР, классные руководители
Учителя
  3.6. Повышение квалификации. 2 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
3.7 Диагностика, тренинги, консультирование. В течение всего проекта Психолог
Абрамкина Л.В.
3.8 Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях 3 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
3.9 Разработка и реализация ИОМ. 3 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.
3.10 Индивидуальное планирование работы классными руководителями, учителями по инклюзивному образованию. 2 этап Педагоги, классные руководители
3.11 Организация мероприятий досугового направления. В течение всего проекта Зав ВР, классные руководители
3.12 Обобщение результатов и построение системы трансляции опыта ОУ по вопросам инклюзивного образования. 3 этап Зав по УВР Смирнова Е.Ю.