Презентация проекта Проекта «Формирование толерантности у дошкольников через создание инклюзивной развивающей среды в ДОУ»


Проект «Формирование толерантности у дошкольников через создание инклюзивной развивающей среды в ДОУ»Подготовила воспитатель: МБДОУ д/с № 122 «Лучистый» г.Брянск Протасова Лариса Алексеевна Инклюзивное обучение — это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию для детей с особыми образовательными потребностями Краткая информация идеи проекта В Брянской области около 11 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья). Однако специализированных учреждений для детей данной группы, где они имели бы возможность развиваться, участвовать в коррекционных мероприятиях не достаточно. На базе нашего МБДОУ проводится реализация проекта по инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные группы. Многие дошкольники с особыми образовательными потребностями не владеют навыками культурного поведения и общения со сверстниками, что естественно затрудняет их социализацию в обществе.Краткая информация идеи проекта В Брянской области около 11 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями здоровья). Однако специализированных учреждений для детей данной группы, где они имели бы возможность развиваться, участвовать в коррекционных мероприятиях не достаточно. На базе нашего МБДОУ проводится реализация проекта по инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные группы. Многие дошкольники с особыми образовательными потребностями не владеют навыками культурного поведения и общения со сверстниками, что естественно затрудняет их социализацию в обществе. Идея проекта: Инклюзия детей с ОВЗ в образовательные группы, формирование культуры поведения, навыков общения и проявления доброго отношения к окружающим при обеспечении их психолого-медико-педагогического сопровождения. Работа по данному проекту способствует не только реабилитации дошкольников с ОВЗ, но и нравственному воспитанию наших воспитанников. Тип проекта: практико-ориентированныйУчастники проекта: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети общеразвивающих групп, родители, специалисты, воспитатели.Возраст детей: 4-7 лет.Значимая для детей с ограниченными возможностями здоровья проблема, на решение которой направлен проект: недостаточная сформированность культуры поведения, навыков общения и проявления доброго отношения к окружающим. Цель проекта: Создание условий для формирования толерантности у дошкольников и коммуникативной культуры общения, воспитание добрых чувств и умение успешно адаптироваться в различных социальных условиях у детей с ОВЗ. Задачи проекта:Для детей:- развитие положительных эмоций и выбор форм поведения в разных жизненных ситуациях в совместной деятельности с детьми с ОВЗ;- формирование умений практического овладения вербальными и невербальными средствами общения;- воспитание правильного отношения к результатам своей деятельности и деятельности детей с ОВЗ;- привитие навыков общения c детьми с ОВЗ Для родителей:- привлечение родителей к проблеме толерантного отношения к детям с ООП и развитие коммуникативной культуры общения с ребенком ОВЗ;- стимулирование творческой активности родителей через участие в конкурсах и мероприятиях; - установление партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей в образовательном учреждении;- привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом;- оказание, по необходимости, квалифицированной помощи родителям в воспитании ребенка. Для педагогов:- Знакомство дошкольников со знаниями об особенностях детей с ОВЗ;- знакомство дошкольников с правилами поведения в обществе детей с ОВЗ;- разработка формы взаимодействия и сотрудничества между детьми с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками. Для педагогов:- Знакомство дошкольников со знаниями об особенностях детей с ОВЗ;- знакомство дошкольников с правилами поведения в обществе детей с ОВЗ;- разработка формы взаимодействия и сотрудничества между детьми с ОВЗ и нормально развивающимися сверстниками. Факторы, способствующие формированию толерантности: организация инклюзивной развивающей среды; соответствие содержания профессиональной деятельности психолога и педагога возрастным особенностям формирования толерантности у детей; готовность педагога к работе в пространстве инклюзивного образования; участие родителей в инклюзивном психическом развитии детей Принципы развития инклюзивного образования:Принципы развития инклюзивного образования: Алгоритм построения модели инклюзивного образования в МБДОУ Алгоритм построения модели инклюзивного образования в МБДОУ Цель ДОУ по реализации модели инклюзивного образования: обеспечить инклюзию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников (объединить с нормально развивающимися детьми) и оказывать диагностическую и коррекционно-педагогическую помощь детям. Профессиональная среда методического обеспечения в модели инклюзивного образованияПрофессиональная среда методического обеспечения в модели инклюзивного образования Дополнительное медицинское сопровождение врачами-специалистами в условия инклюзивного образованияПМПкПМПкДополнительное медицинское сопровождение врачами-специалистами в условия инклюзивного образования Методы и формы работы с детьми Методы и формы работы с детьмиСказкотерапия где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.Например, игры и игровые упражнения, направленные на:- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;- развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;- развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»; Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный».Этюды и упражнения направленные на:- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;- воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля». -Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.-Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт. -Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов. Ожидаемые результаты по проекту:Для детей:Сформированность навыка общения и культуры поведения у детей дошкольного возраста с детьми с ОВЗ.Развитие доброго отношения к окружающим людям.Сформированность адекватного поведения ребенка с ОВЗ на неудачи, умение исправить допущенные ошибки, принять помощь и поддержку со стороны сверстников.Расширение словарного запаса и речевой активностиОсвоение коммуникативной культуры общения со сверстниками и взрослыми. Для педагогов:Повышение уровня педагогической компетентности в усвоении современных образовательных технологий (метод проектов).Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных технологий, (мнемотехники, электронных образовательных ресурсов).Систематизация повышения качества работы с детьми по развитию коммуникативной сферы через различные виды продуктивной деятельности.Повышение профессионализма воспитателей в вопросах работы с семьями воспитанников с ОВЗ.  Для родителей: Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации в жизни группы комбинированной направленности и общеобразовательных групп, куда интегрированы дети с ОВ.Совместный поиск оптимальных форм организации деятельности детей и взрослых.Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей.Приобретение родителями знаний и практическими навыками при взаимодействия с ребенком.принимать активное участие в образовательно-воспитательной работе.Создавать вместе с детьми рисунки по теме проекта. Достижение каждого воспитанника, даже самое маленькое, это путь к большой жизни