Доклад на тему: Педагогическая культура на современном этапе.


Педагогическая культура на современном этапе развития.
В настоящее время как в мире в целом, так и в России, повышается ценность личности, её человеческих качеств, меняется и отношение к образованию.
Выращивать новую школу, основанную на идеях гуманизации и развития, должен принципиально другой педагог – носитель новой культуры педагогической деятельности. Следовательно, должны меняться и способы деятельности педагога. А для этого необходимо формировать педагогическую культуру. Какой же смысл вкладывается в понятие «педагогическая культура»?
Педагогическая культура - это часть общечеловеческой культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые для обслуживания исторического процесса смены поколений, социализации личности. Сущность педагогической культуры состоит в особом ценностном отношении к детству как уникальному, неповторимому периоду человеческой жизни и каждой детской личности как самоценности.
Попробуем выделить основные аспекты педагогической культуры. Общечеловеческая культура складывается из пяти основных составляющих :- из норм общества;
- мировоззрения как системы ценностей и идеалов личности;
- знаний и умений, реализуемых человеком в деятельности;
- определённого уровня интеллектуального, нравственного и эстетического развития;
- способов и форм общения.
Если наполнить эти составляющие педагогическим содержанием, то получается, что в современной педагогической культуре учителя должны быть следующие компоненты:
Гуманистическая философия образования и воспитания как норма сегодняшнего общества. Гуманистический подход – это когда человек понимается, с одной стороны, как «общественное существо», стремящееся к соответствию определённого стандарта, а с другой стороны, как индивидуальность, которая готова преодолеть любой социальный стандарт. Именно в разрешении этого противоречия – залог существования и развития человека. Каждый человек способен самостоятельно вырастить в себе уникальную и универсальную индивидуальность, если у него возникнут соответствующие мотивы. Задача педагога – создать условия для:
– осознания учащимися своих потребностей и интересов;
– открытие учащимися личной значимости знаний;
– направления усилий школьников на самоопределение и самостроительство, что позволяет максимально реализовать безграничные возможности каждого учащегося.
Знания особенностей гуманистического подхода способствуют формированию новой педагогической позиции. Они актуализируют в педагоге потребность в самоизменении. Сформировать их можно в ходе дискуссий на философские, психологические и педагогические темы, в процессе и в результате которых происходит постепенное переосмысление постулатов, разрушение стереотипов и развитие иных взглядов и убеждений.
Профессиональная компетентность- следующий компонент.
Сегодня общество предъявляет к учителю гораздо более высокие требования, нежели просто обучение. Современный педагог – это грамотный специалист, который непрерывно повышает свою квалификацию, изучает передовой опыт своих коллег, владеет и использует педагогические технологии в своей деятельности.
Субъектом деятельности становится тот, кто обладает профессиональной компетентностью. Для выполнения этого компонента необходимы три условия. Первое условие – это культурологическая подготовка педагога, которая позволяет организовать культурный фон жизни ребёнка и культурное содержание деятельности. Именно культура воплощает стиль мышления и поведения человека. Второе условие педагогической компетентности – философская подготовка. Философская культура педагога – сложное и многогранное качество. Она складывается из ряда взаимосвязанных элементов. Основные из них:-умение видеть множественность смыслов в понятиях, теориях, соотносить их друг с другом и выделять собственные смыслы;
- умение обосновать цели, задачи, содержание и методы своей педагогической деятельности;
- владение основами современной научной методологии;
- представление о современной картине мира и её роли в науке;
- умение оценивать события.
Без философской подготовки педагог функционирует как организатор, информатор, контролёр, но не воспитатель. Третье условие – профессиональная подготовка. Педагог – личность публичная, окружённая повышенным вниманием. Характер, привычки , манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей , либо оттолкнуть их. Поведение учителя зачастую становится образцом для подражания (особенно для учеников младших классов ), поэтому учитель не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым косноязычным. « Заговори , чтоб я тебя увидел» - считали древние. Современный учитель должен быть психологом. Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций. Проблему профессиональной компетентности можно решать путём индивидуальной работы по самообразованию, участия в научно –методических семинарах с использованием групповых форм работы, учебно-тренировочных занятий.
Аксиологические ориентации педагога (ценностное отношение к детству).
Аксиологическая проблематика – это умение ориентироваться и пользоваться свободой выбора многообразия ценностей. Выделяют три основных типа ценностей:
– ценность отношений;
– ценность познания;
– ценность деятельности.
Максимальная реализация человека возможна только при сочетании этих трёх типов ценностей. Для педагога это означает признание и культивирование детской личности, умение изменять свою человеческую сущность ( поиск нового, творческая деятельность) и субъектную позицию. Для формирования ценностных ориентаций целесообразно чаще участвовать:
- в теоретических семинарах;
- в семинарах- практикумах;
- в семинарах- погружениях.


4. Творческие и рефлексивные способности как основа позитивной динамики профессионализма.
В последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя - основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях.
Цель современного образования - учить не знанию о мире, а учить учиться, осваивать любые знания. Отличительной чертой педагога, осуществляющего такое образование, должна стать рефлексивность. Для такого педагога предмет не заслоняет ребёнка, ему интересен не столько предмет, сколько ребёнок в этом предмете. Следовательно, необходимо «взращивать» рефлексивные способности педагога. Начинать можно с различных диагностик. К формам , направленным на развитие педагогической рефлексии относятся:
- анализ «живых» уроков, мероприятий и их видеозаписей с целью обнажения проблем;
- овладение проектной и исследовательской деятельностью.
5. Диалогичность и открытость в общении.
Сюда можно отнести:
- гибкость и вариативность педагога в принятии решений,
- умение вести диалог,
--овладение техникой педагогического общения.
Основной продукт диалога - это понимание. Чтобы понимание произошло, педагог должен научиться «открытой» позиции. Т.е. из позиции руководителя педагог должен перейти в позицию лидера или партнёра. Для осуществления такого перехода можно использовать диагностику различных психологических аспектов личности, деловые игры, тренинги.
Итак , мы рассмотрели с вами основные компоненты, необходимые для формирования педагогической культуры учителя. Сегодня этот вопрос остаётся актуальным. Без решения данной проблемы невозможен переход массовой школы к гуманистической образовательной парадигме, а значит, и развитие общества.
« Не дай Вам Бог жить во время перемен» - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый , выбравший профессию учителя , переодически должен вспоминать очень важные и правильные слова Константина Дмитриевича Ушинского, на них я, пожалуй, и закончу: « В деле обучения и воспитания , во всём школьном деле ничего нельзя улучшить , минуя голову учителя. Учитель живёт до тех пор , пока он учится. Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».