Проект «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»


Проект «Использование возможностей социума в реализации воспитательных задач в соответствии с ФГОС НОО»Аладьина Ирина Алексеевна Перелыгина Светлана Владимировна МБОУ ООШ с.Березняговка Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т. д. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯПри организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей. Что же дает интеграция с учреждениями дополнительного образования всем субъектам образовательного процесса: школе, селу, городу, обществу в целом? Проблемы нашей сегодняшней школы настолько сложны, что порой кажутся неразрешимыми. Падение нравов, употребление наркотических веществ, потеря ценностных ориентиров и смысла жизни заставляют учителей и родительскую общественность оставлять процесс развития успешной личности школьника под пристальным вниманием. …воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно…Л.Н.Толстой, русский писатель Автор книг, переведенных на многие языки: «Педагогическая симфония», «В школу с 6 лет», «Здравствуйте, дети», «Как живете, дети?», «Единство цели», «Личностно-гуманная основа педагогического процесса», «Школа жизни», «Созидание человека», « Амон Ра» и др.В 60 - 70-х годах возглавил массовый эксперимент в школах Грузии, имевший широкий отклик по всему миру в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием "Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе".– известный психолог, педагог, доктор психологических наук, почетный профессор Тюменского государственного университета, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском Городском Педагогическом Университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.-Петербурге , Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах.Шалва Александрович Амонашвили − Шалва Александрович, что Вы считаете самым главным в воспитании детей?− Дети – это изумительный народ со своими привычками, характером, традициями игры, общения, даже шалостей. Самое лучшее определение понятия «дети» я нашел в книге «Словарь сути слов»: «Дети – народ, живущий в истине». И действительно, дети любят истину, а точнее не знают что такое ложь. Но живя в социуме, они видят, как взрослые лгут, ругаются, и дети адаптируются, теряя свою истинную природу.Может потому и сказал Иисус Христос: «…Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Ибо дети – народ, живущий в истине.− И что же самое главное в воспитании детей, если исходить из такого понимания?− Нужно воспитывать в детях честность, совесть; хотя изначально дети живут по совести, но еще этого не понимают, нужно дать им возможность осознать, что такое совесть и придерживаться ее. Направляйте детей на благородство, т.е. создавайте из них благородных людей. Я задавал вопрос и учителям и родителям: «Что для Вас значит благородство?» И каждый раз они не ошибались, абсолютно точно определяя смысл слова «благородство»: это доброта, любовь, честность, порядочность, великодушие, сострадание, сочувствие. Как идеал для человека и для гуманной педагогики я задался целью воспитать детей такими. Все мои коллеги стараются придерживаться именно этого и с ранних лет воспитывать в детях благородство – величайшее состояние духа.В 60-е годы в СССР ставили целью воспитать хороших строителей коммунизма, это, конечно, хорошо, но людям же надо и отношения строить, и семью создавать, и детей воспитывать. Потом в нашей стране произошел раскол, и все стали воспитывать хороших строителей капитализма. Но все партии приходят и уходят, правительства приходят и уходят, мода меняется, но народ не должен терять благородства, честности и любви в душе. Вот если бы каждый, живущий в городе, был бы благородным, каким бы был этот город? Чистым, красивым, уютным, мирным. Поэтому, на мой взгляд, самое главное в воспитании детей – это благородство− А с какого возраста, на Ваш взгляд, начинается воспитание детей?− Многие считают так: сначала ребенок должен родиться, затем немногоповзрослеть, и потом можно уже начинать его воспитание. У одного философаспросили:- Когда начинается воспитание детей?- А сколько лет Вашему ребенку? – в ответ спросил он у матери.- 6 недель от зачатия.Так вот, Вы уже на 6 недель опоздали.А я бы добавил, что воспитание начинается еще до зачатия ребенка, а именно с мысли, с желания, с мечты о своих детях в умах и сердцах будущих родителей.Когда ребенок появляется в утробе матери, он начинает подавать знаки, воспринимать внешнюю информацию, чувствовать, что к нему обращаются, с ним общаются.Экспериментально доказано, что если во время беременности рядом с ребенком играет приятная тихая музыка, например Моцарта, Баха, Чайковского, то ребенок спокоен, как будто прислушивается. Но если включить вместо этого шумную дисгармоничную музыку – ребенок начинает дергаться, как будто пытается закрыть ручками уши. Значит, изначально в ребенке живет гармония, а все что дисгармонично ему не нравится. А представьте, что ребенок часто находится в дисгармоничной среде: мама смотрит низкопробные телевизионные передачи, читает дурные книги, желтую прессу, не дай Бог, курит, пьет, вокруг грохот, кто-то ругается, хамит, грубит. И вот рождается ребенок, который 9 месяцев формировался в дисгармоничной среде. Естественно, он будет склонен к раздражительности, гневу, капризам. Мне хочется пояснить это древнее слово «воспитание». Ведь это− то слово, от которого зависит судьба наша и наших детей. Заглянем «внутрь» слова, в нем кроется глубочайшая мудрость: «воспитание» - это «питание оси». А какой оси? – духовной, конечно. А чем эта ось питается? – она питается образами. Изначально в ребенке присутствует Творец, который раскрывается в нем с помощью потоков красивых, мудрых, возвышенных, наполненными всеми благими чувствами и намерениями образов. Родители должны думать, какие образы они дают своему ребенку до зачатия, во время беременности, после рождения, в детском саду, в школе. Ребенок должен «купаться» в этих красивых, возвышенных образах: приятной речи, искренних отношениях, мудрых и полезных знаниях, нежной и верной любви. А где же современный маленький человек может в полной мере почувствовать свою значимость, нужность, любовь? Ответ напрашивается сам собой – в семье, в детском саду, школе и во всем своем окружении – социуме. «…нельзя, чтобы ребёнок взрослел, обновлял свою жизнь только в школе или только в семье. Если мы хотим воспитать в нем личность, то всё его окружение, все люди, которые направляют этот процесс, должны составлять целеустремлённую воспитывающую среду» Социум – окружение, в котором формируется человек.Социум – коллектив людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни. Какую же «ось питания» предлагаетпедагогический коллектив, родители, учреждениядополнительного образования в микрорайоненашей школы - социум МБОУ ООШ с.Березняговка ?Наш образовательно-воспитательный потенциал: (Совокупность всех имеющихся возможностей, средств в какой-л. области, сфере) Школа Интернет конкурсыЦентр детского творчества2 раза в неделю занятия внеурочной деятельностью «Я - исследователь»2 раза в неделю занятия в театральном объединении «Ларчик»Участие в районных конкурсах, выставках, марафонахСельская библиотекаПроведение совместных праздников и утренниковПосещение читального зала и абонентского отделаПериодические изданияСтанция юных натуралистовОлимпиады, интеллектуальные марафоны, «Умники и умницы»Участие в районных, областных, всероссийских мероприятиях, конкурсах, олимпиадах, выставкахУчастие в районных конкурсах, выставкахБассейн «Олимпийский»1 раз в неделю тренировочные общеукрепляющие занятияДосуговые центры с.Грачевка с.Березняговкаг.УсманьПроведение совместных праздников и утренниковУчастие в сельских праздниках и концертахСовместные Дни здоровьяИнформационно-ресурсный центрПожарная частьУчастие в конкурсах Цели: создание благоприятных условий для развития детей и реализации их потенциала; развитие основ самоутверждения ребёнка; развитие коммуникативных способностей учащихся. Задачи: помочь каждому учащемуся самоопределиться в коллективе сверстников; выявлять и развивать способности каждого учащегося в различных видах деятельности;способствовать активному включению родителей во все виды деятельности детей;совершенствовать всестороннее воспитание и развитие детей, всемерно укреплять их здоровье, совершенствовать физическое развитие; формировать навыки учебной деятельности, развивать познавательные интересы, воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, поддерживать интерес к учебной деятельности. Совместная воспитательная работа данной образовательной среды имеет свои цели и задачи Условиями и источником развития взаимодействия школы и социума будет рассматриваться:чёткая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа; наличие концепции развития; наличие кадрового обеспечения; материально-технической базы;ресурсов для предстоящей работы;благоприятный социально-психологический климат в коллективе; готовность педагогов к реализации программы развития;удовлетворённость субъектов текущими результатами работы;сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;использование образовательного потенциала социума;расширение внешних связей. Кружки (объединения) – одна из форм внеклассной работы.Цель работы кружков для учащихся начальных классоввводить ребенка в мир науки,развивать творческие способности и дарования,формировать у учеников практические умения и навыки, учить детей использовать знания, полученные в кружковой работе, на уроках. Воспитательные возможности школы Школьные кружкиВокально-хореографический «Капельки»Театральный «Ларчик»Сольного и хорового пения «Веселые нотки»«Я – исследователь» внеурочные занятия проектной деятельностью«Юный чемпион» внеурочные занятия спортомХудожественного творчества «Волшебные ножницы» Постановки театрального коллектива «Ларчик» не раз становились призерами районных и областных конкурсов: региональный этап конкурса литературно-музыкальных композиций «Да святится Имя Твое» литературно-музыкальная композиция «Сказ о деревьях» -3 место среди коллективов образовательных учреждений и победители в номинации «За режиссерское воплощение» (2014г); районный конкурс театрального творчества «Там, на неведомых дорожках» представление «Ярмарка у Лукоморья» - победители в номинации «За лучшую режиссуру» (2012г); районный фестиваль «Театральная весна» - 1 место (2012г); районный фестиваль «Театральная весна» сказка «Журавль и цапля» - победители в номинации «Художественное оформление»; районный этап регионального конкурса литературно-музыкальных композиций «Да святится Имя Твое» литературно-музыкальная композиция «Сказ о деревьях» - 1 место (2013г); районный конкурс детского театрального творчества «Театральная весна, посвященный году культуры» - 1 место (2014); районный этап регионального конкурса литературно-музыкальных композиций «Да святится Имя Твое» литературно-музыкальная композиция «Научи меня, Боже любить» - 1 место (2014г).Информационно-ресурсный центр Центр детского творчества Учащиеся, под руководством учителей начальных классов, выполняют исследовательские работы по многим направлениям. На углубленное изучение русского языка направлены проекты: «Гласные прекрасные», «Весны неслышное дыханье», «Рассказ о слове» и др. На развитие интереса к математике: «Математика вокруг нас», «Математические сказки». Для познания окружающего мира выполняли проекты: «Снова осень стоит у порога», «Птицы - наши друзья», «Грибное царство», «Осенние изменения в живой и неживой природе», «Звездное небо» и др. На развитие литературного таланта направлены проекты: «Мой любимый сказочный герой», «Моя азбука», «Мои первые сказки», «Волшебные сказки». Межпредметные связи прослеживаются в проектах: «Моя семья», «Моя малая Родина», «Семейные традиции», «Красавица зима», «Гордость земли Грачевской». «Я-исследователь»Сельская библиотекаПериодические изданияСеть интернет Районный конкурс учащихся начальных классов по защите творческих проектов «Мир увлечений» 2013г - Александрова Яна «Душистая корзиночка для мамы», 2014г – Александрова Яна проект «Необыкновенный веер»; районный конкурс исследовательских работ и творческих проектов младших школьников «Я - исследователь» - 2010г -3 место Кысса Анастасия и Черных Валентина с проектом «Создание сказки «Колобок» на новый лад», 2014г – Бокарев Антон и Александрова Яна проект «Яблоня здоровья» 3 место.Информационно-ресурсный центрЦентр детского творчества Всероссийские олимпиады «Альбус», «Инфоурок», Видеоурок, олимпиада по Основам православной культурыРайонные конкурсы: интеллектуальный марафон, «Умники и умницы»Информационно-ресурсный центрЦентр детского творчестваБиблиотекиЛипецкая и Елецкая епархия Объединение «Волшебные ножницы»Конкурс «Ярмарка «Карусель», Конкурс-выставка «Город мастеров» ,Конкурс декоративно-прикладного творчества «Новогодние сюрпризы», «Вместо елки-новогодний букет»Центр детского творчестваСтанция юных натуралистов Вокально-хореографический ансамбль «Капельки»,сольного и хорового пения «Веселые нотки»Районные конкурсы: фестиваль хореографии «Овация»,юных вокалистов «Хрустальная нота», «Утренняя звезда»,участие в концертных программахДосуговые центры с.Грачевка с.Березняговкаг.Усмань
«Юный чемпион» внеурочные занятия спортомДень здоровьяВеселые стартыБыстрая лыжняВесенний и осенний кроссыБыстрые, смелые, ловкиеПлаваниеДосуговые центры с.Грачевка с.Березняговкаг.УсманьБассейн «Олимпийский Центр детского творчестваПожарная частьАгитбригада «Мы вместе» не раз становилась призером районных конкурсов среди дружин «Юный пожарный», «Юных инспекторов дорожного движения» Что же дает интеграция с учреждениями дополнительного образования всем субъектам образовательного процесса: школе, селу, району, обществу в целом? Дети приобретают:возможность получить дополнительное образование; есть время на занятия по интересам (спорт, творчество, исследования и др.); гуманистическая, личностно-ориентированная, адаптивная среда, вариативные учебные планы, индивидуальные образовательные маршруты позволяют создать позитивно окрашенную и богатую эмоциями учебную атмосферу, в которой раскрывается творческая индивидуальность каждого. Общеобразовательная школа приобретает специалистов высокого уровня, которые активно участвуют в организации культурной жизни всей школы (не только младшего звена); расширяются и укрепляются контакты школы с учреждениями культуры, дополнительного образования детей, что открывает новые возможности для воспитательной работы. Родители получают возможность дать детям полноценное дополнительное образование одновременно с основным школьным (отпадает необходимость провожать ребенка в учреждения дополнительного образования и обратно, затрачивая на это рабочее или личное время). Учреждения дополнительного образования: стабилизируетсяся контингент учащихся; расширились и укрепились контакты с учреждениями системы образования, что открыло новые возможности для воспитательной работы и методического совершенствования. Общество:возникновение нового образовательного пространства объединило в себе учреждения образования и культуры. Общая работа сгладила границы между ведомствами; вместе с детьми к сотрудничеству приобщаются и их родители; динамичное, постоянно расширяющееся образовательно-воспитательное пространство, существующее вокруг школы, предоставляет широкие возможности для утверждения детей в социуме, для становления гражданской позиции и патриотического сознания, творческого развития школьников, умственного и физического совершенства. Таким образом, при тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования со школой решается целый комплекс задач: интеграция ресурсов дополнительного и общего образования; возможности развития личности ребенка; возможность обеспечения каждому ученику ситуации успеха; возможность самореализации личности ребенка и педагога.

Разными бывают учителя В человеческом общежитии, Но на них держится наша земля, Наши открытия… Они не ожидают от нас Непременной известности, Но предпочитают известный запас Порядочности и честности. Многие морщатся от болтовни, Пустопорожней бойкости, Личным примером учат они Элементарной стойкости… Имеют крепкий душевный костяк, Уважают свое призвание. Некоторые - заслуженные, Прочие - так, Без всякого звания! Когда постигнешь, что в личной судьбе Не все теоремы докажутся, Старые учителя тебе Такими родными кажутся! Незримо поддерживают плечом Птенцов своего племени. Поговорить бы с ними - и есть о чем - Да все как-то нет времени.