Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Волшебница вода» (опытно-экспериментальная деятельность) для детей подготовительной к школе группы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № «СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»








Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию на тему:
«Волшебница вода»
(опытно-экспериментальная деятельность)
для детей подготовительной к школе группы








Разработал: воспитатель
Елена Владимировна Пушкарёва




Смоленск
2016 год
Цель: закрепить и систематизировать знания детей о значении воды для всего живого.

Задачи:

обобщить представления детей о свойствах воды: вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы, вода текучая, может быть в жидком, твёрдом и газообразном состоянии;
развивать память и логическое мышление;
воспитывать умение концентрировать внимание, аккуратность при выполнении опытов.



Предварительная работа:
наблюдение за дождём, снегом; замораживание и размораживание цветных льдинок; изготовление фигур из снега; чтение сказки А. Толстова «По-Щучьему веленью», заучивание стихотворения И. Бунина «Родник»; просмотр фильмов «Серая шейка», «На воде».

Методы и приёмы:
игровой, проблемная ситуация, моделирование, пояснение, работа подгруппами, указание, поощрение, наглядные.

Оборудование:
два цветка в горшках: один красивый, другой засохший, карточки для моделирования, наборы стеклянных мензурок и пузырьков для проведения опытов; 2 пипетки, бутылка с водой с надписью «Источник жизни, здоровья и красоты».















Ход мероприятия

Дети входят в групповую комнату из спальни и становятся на коврик.
- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь. Улыбнитесь гостям. А теперь всё внимание на меня и слушаем только меня.

Элементы психогимнастики.

- Ребята, возьмитесь за руки и сделайте круг. Приложите обе руки к своей груди, послушайте, как бьётся сердце. Представьте, что у вас в груди маленький кусочек ласкового солнышка. Солнышко тёплое, ласковое, радостное. Передай те через ручки тепло своего солнышка всем деткам. Вот мы, какие добрые и дружные, с таким настроем мы и проведём сегодняшний день.

- Ребята, я сегодня утром пришла в садик и увидела под дверью конверт, а в конверте письмо. Вот его содержание: «Здравствуйте, Земляне! Мы роботы с планеты Кибертрон. Мы узнали, что на Земле находится источник жизни, здоровья и красоты. Мы отправляемся на его поиски, но без вашей помощи нам не справиться! Помогите нам найти источник!»
- Ребята, поможем роботам?
- Я в вас и не сомневалась!
- Многие, наверно, догадались, что мы сейчас пойдём в нашу лабораторию.
(подходим вместе с детьми к столу, на котором стоят два горшка с комнатными цветами: один красивый цветок, другой – увядший)
-Хм В Нашей лаборатории есть цветы, посмотрите, все ли они одинаково красивы?
- Что же с ним произошло?
- Неужели ему нельзя помочь? Что нужно сделать?
- Ребята, как вы думаете, могут ли все цветы жить без воды?
- Посмотрите, здесь лежат карточки. Я прошу смоделировать условия, необходимые для роста и развития растений.
(подходим к столу, дети самостоятельно составляют модели)
- Какой вывод можно сделать? (вывод делают дети)
- Правильно, растениям необходимы все условия, которые вы указали, и особенно вода.
- Кто ещё не может жить без воды?
- Вывод: всё живое не может жить без воды!
- Ребята, а что же такое вода? Почему без неё не может жить ни одно живое существо?
- Ребята, вода – это необычная жидкость, она обладает определёнными свойствами, давайте их вспомним, а в этом нам помогут опыты.
(подходим к столам, садимся, на столах стоит оборудование, необходимое для опытов)

ОПЫТ 1 Вода – это жидкость.
- Ребята, как доказать, что вода – жидкость?
( дети переливают воду из одного стаканчика в другой)
Вывод: вода текучая, она течёт, поэтому вода – жидкость.

ОПЫТ 2 Вода не имеет форму.
- Ребята, есть ли форма у воды?
- Докажите.
(дети переливают воду в сосуды разнообразной формы, вода принимает форму сосуда)
Вывод: у воды нет формы, вода принимает форму сосуда, в который налита.

ОПЫТ 3 Вода не имеет цвета, она бесцветная.
- Ребята, имеет ли вода цвет?
- Подтвердите опытом.
(дети берут, приготовленные заранее, листы бумаги с текстом и определяют, что через стакан с водой можно прочитать текст)
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

ОПЫТ 4 Вода не имеет запаха.
- Ребята, как вы думаете, имеет ли вода запах?
- Подойдите, пожалуйста, к моему столу. Посмотрите, вот сосуд с водой, понюхайте, чем пахнет? А теперь, добавим в воду сок лимона. Понюхайте, чем теперь пахнет вода? Теперь, в другой сосуд с чистой водой добавим клубничное варенье. Чем пахнет вода?
Вывод: вода не имеет запаха. Вода приобретает запах добавленных в неё веществ.

ОПЫТ 5 Вода не имеет вкуса.
- А теперь, проверим, имеет ли вода вкус.
(воспитатель берёт пипетку и капает каждому ребёнку на язык чистую воду)
- Имеет вода вкус?
- А теперь?
( воспитатель капает каждому ребёнку на язык воду с лимонным соком, а затем с вареньем)
Вывод: вода не имеет вкуса. Вода может иметь вкус растворённого в ней вещества, а сама вода безвкусная.

- Какой вывод мы можем сделать, исходя из всех проделанных опытов?

Общий вывод – делают дети.

- Молодцы! Ребята, вы уже знаете, что вода может быть в трёх состояниях: жидкое, твёрдое и газообразное.
- Давайте поиграем! Проходите на ковёр. Представьте, что вы молекулы воды, вставайте в кружок. Сейчас вы все вместе капелька воды, то есть жидкость. (Дети стоят в кругу, держась за руки) Теперь капельку воды заморозили. (Дети прижимаются друг к другу) Теперь лёд положили разогревать. (Дети расходятся, держась за руки) Воду налили в чайник и закипятили. (Дети, кружась, разбегаются по ковру)
- Молодцы! Поиграли хорошо!
- Посмотрите, ребята, у меня на столе какая-то записка.
(записку читает или воспитатель, или ребёнок)
Содержание записки: «Источник жизни, здоровья и красоты находится в шкафу, расположенном слева от двери спальни, на второй полке»
(дети ищут бутылку)
- Давайте посмотрим, что в бутылке!
(действия производит воспитатель)
(воспитатель вместе с детьми определяет, что в бутылке вода с помощью миниопытов)
- Правильно, ребята, оказывается, что «Источником жизни, здоровья и красоты» является обыкновенная вода!

- А теперь, я предлагаю вам присесть на стульчики в зоне слушания.
(дети садятся на стульчики, поставленные полукругом)
- У нас есть очень интересные познавательные сообщения о воде, которые подготовили Милана и Артём. Послушаем Милану.
Сообщение

- Да, ребята, воды на земле много, но пресной воды, пригодной к пище, мало, поэтому воду надо беречь.
- У нас есть ещё одно сообщение, которое подготовил Артём.
Сообщение

-Спасибо, ребята, за интересные сообщения.
- Сегодня в нашей лаборатории мы сделали большую работу: вспомнили и определили свойства воды и помогли роботам с планеты Кибертрон найти «Источник жизни, здоровья и красоты»
- Я вами очень довольна! Вы все молодцы!
- Вечером мы с вами напишем сообщение роботам о том, что мы знаем, где находится «Источник жизни, здоровья и красоты».
- Занятие окончено.



15