Методическая разработка урока истории на тему Византия и Юго-Восточная Европа в X-XV вв


Технологическая карта урока истории
Класс – 6 Б (19.11), 6 А (26.11)
Тема - Государства Юго-Восточной и Центральной Европы в XII – XV – вв. Тестирование по теме: «Развитие европейских государств в XII – XV веках».
Цели:
ознакомить обучающихся с особенностями развития государств Юго-Восточной и Центральной Европы в XII – XV – вв.
закрепить умения обучающихся работать с исторической картой, историческими источниками, сравнивать и обобщать материал.
сформировать уважительное отношение к истории и культуре Восточной Европы.
Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
Орг. момент Приветствие, организация рабочего пространства. Личностные.
Актуализация ранее изученного материала. Работа в ТПО стр. 59- 60. УУД: познавательные, регулятивные развитие умений сравнивать, обобщать.
Определение темы и цели занятия В какие земли осуществлялись все крестовые походы?
Что стало с Византией?
О чем будем вести речь на уроке?
Какую цель поставим перед собой? УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
Изучение нового материала Византия.
После Четвёртого крестового похода на развалинах Византийской империи возникло несколько греческих государств – Никейская империя в Малой Азии. Её император Михаил VIII Палеолог в 1261 году захватил Константинополь и восстановил Византийскую империю. Угасание империи: рост привилегий феодалов, складывание вотчин.
В культуре – «Палеологовское Возрождение» - создавались научные труды по истории, географии, математике, астрономии, развивалась медицина.
1453 г. – поход на Византию турецкого султана Мехмеда II.
Работа с текстом и картой учебника стр. 202-203. Задание: причины падения Византии.
Второе Болгарское царство. Чтение по цепочке с составлением опорного конспекта стр. 204-206.
1185 г. – освободительное восстание под руководством Фёдора и Асеня. Образование Второго Болгарского царства. Столица – город Тырнов.
Расцвет царства в правление Ивана II Асеня.
1235 г. – основание самостоятельной болгарской церкви.
1285 г – признание зависимости от монгольского хана.
Ересь богомилов. Распад на мелкие владения.
Сербия.
IX век – первое сербское государство Рашка. Распространение христианства. Конец 12 века – Стефан Неманя и его сын Стефан Первовенчанный добились признания независимости от Византии.
Расцвет в середине 14 века – правление Стефана Душана. Титул царя. Образование Сербской патриархии. «Законник Стефана Душана».
15 июня 1389 г. – битва на Косовом поле с турецкой армией султана Мурада I. Зависимость от Османской империи.
Самостоятельная работа с текстом учебника – Развитие культуры в балканских странах стр. 209-210. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся; создание благоприятной атмосферы заинтересованности;
развитие умений сравнивать, обобщать; развитие умений формулировать вопросы по тексту, умение участвовать в коллективном диалоге.
Закрепление Работа в тпо стр. 60-61. познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия Продолжи предложение… Итог, домашнее задание. Параграф 25,даты, определения. УУД: познавательные, регулятивные:
Обобщить, сделать выводы, самооценка