Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе


Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапе

В.А. Сухомлинский писал:
«Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что он учитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника. Такой учитель знает самые сокровенные уголки сердца своего воспитанника, и слово в его устах становится могучим орудием воздействия на молодую, формирующуюся личность. От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско-пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной проблемы не был случайным.
«Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
И ликвидируются они уже в семье с самого раннего возраста.Приведу пример.Мы очень часто и много говорим о том какое огромное значение для воспитания ребёнка имеет семейный уклад. Семья иерархична, и это очень важно, но для воспитания требуется правильная иерархия: отец — мать — дедушка и бабушка — старшие братья и сестры — я — младшие. У каждого члена должно быть свое место в этой иерархии. Эта правильная иерархия не должна нарушаться. Но часто негласной главой семьи является ребенок. Задавая родителям вопрос: «Кому в вашей семье достается лучший кусок?» — «Конечно, ребенку», — следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевернуты. Начнем с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. Первый и самый большой кусок должен доставаться отцу. Отмечу еще раз: не лучший, а первый и самый большой. Второй кусок и поменьше — матери, а далее всем остальным — дедушкам и бабушкам, и, наконец, деткам. Так всегда было в семьях с традиционным православным укладом. За что ребенок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький? Тогда берегитесь, родители! Ребенок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький.
У ребенка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать свое место в семье. Сначала он маленький, потому что еще не ходит в школу. Потом он маленький, потому что еще только учится в школе. Затем он маленький, потому что еще только учится в институте.. И все это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький. На современном этапе развития общества мы видим, что нравственные ценности, хранимые и передаваемые веками нашими предками, постепенно дополняют иные качества, которыми «отягощаются» современные молодые люди. Таким образом, можно констатировать, что новое поколение не приобретет, а теряет основы духовно-нравственной культуры
У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа.
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания связана ещё и с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера (это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, неорганизованные события окружающей среды), которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства молодого человека, на его формирующуюся сферу нравственности.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Статистические данные показывают, что в России рождается 17% детей с психическими отклонениями, 15млн. наркоманов, 35 млн. алкоголиков. На одного человека России приходится более 25 л алкоголя в год, тогда как при 8 л алкоголя в год начинается вырождение нации. Могут быть признаны здоровыми лишь 15-19% детей и подростков, не менее 75% детей и подростков нуждаются, в той или иной степени, в психиатрической помощи и лечении. По данным экспертов ЮНЕСКО и Всемирной организации здравоохранения, при коэффициенте жизнеспособности по шестибалльной шкале в России он составляет всего 1,4 балла. Это, по сути, смертный приговор нации. Поэтому, несомненно, вопросы нравственного воспитания подрастающего поколения выходят в нашем обществе на первый план.