Презентация к уроку ИЗО Русская красавица (4 класс)


Русская красавицаПрезентацию подготовил:учитель ИЗО МБОУ «СОШ № 16» города БратскаПреина Елена Владимировна О какой царевне идёт речь?За морем Царевна есть ,Что не можно глаз отвесть:…………………………………………Месяц под косой блестит,А во лбу звезда горит.А сама-то величава,Выступает, будто пава;А как речь-то говорит,Словно реченька журчит… А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»Но царевна молодая, Тихомолком расцветая,Между тем росла, росла,Поднялась – и расцвела.Белолица, черноброва,Нраву кроткого такого… А. С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»…Правду молвить, молодицаУж и впрямь была царица:Высока, стройна, бела,И умом и всем взяла;Но зато горда, ломлива,Своенравна и ревнива. Сказка «Морозко»НастенькаМарфушка Лягушка - ЦаревнаЦаревна-Несмеяна Снегурочка Представления о трёхчастности мира и русский костюмМиф о Мировом древе – это универсальный образ Вселенной. По представлениям древних славян мир делился на три уровня: верхний - небесный, средний - земной и нижний -подземный. Представления о трёхчастности мира находили своё символическое выражение в конструкции женского народного костюма.
Верхняя часть костюма – «Небо»В представлении древних славян верхний мир – небесный, был населён Солнцем, Луной и звёздами, а также птицами. Там находится славянский рай, обитают светлые боги, которые правят людьми. Верхняя часть народного костюма – головной убор. У головных уборов были «птичьи» названия: «сорока», «кокошник», «кичка». Девичьи головные уборыПтицы символически обозначали женское начало. По головному убору женщины можно было судить о её семейном положении. Девушки носили венец или кокошник, украшенный вышивкой, жемчугом, самоцветами. Венец оставлял волосы открытыми. Женские головные уборыЗамужние женщины волосы тщательно прятали под головным убором. Женщины, у которых были дети, часто носили «рогатые» головные уборы: кичку рогатую, сороку рогатую. Средний мир - земнойСредняя часть костюма символизировала «земной» мир. Это место, где обитает человек и животные. Одежда щедро украшалась обережной вышивкой. Мотивы вышивки- древо жизни, богиня плодородия, конь как мужское начало, знаки солнца, земли, воды. Нижний мир - подземныйНа мир нижний, подземный, был в одежде только намёк. Например, концы пояса с головками змей. В самом низу, по подолу – элементы, символизирующие землю: знаки распаханного поля (ромбы и точки). Древнейшая одежда -рубахаБез рубахи не носили ни один вид одежды. Рубаха была главной. Но у мужчин она была короткой, а у женщин – длинной. Древнейшая одежда - рубахаЗамужней женщине показываться перед посторонними в рубахе считалось неприличным. Девушки же могли носить одну рубаху, подпоясанную поясом. В длинных подпоясанных рубахах ходили дети. В подростковом возрасте мальчики под рубаху надевали порты. ПоясРубаху всегда подпоясывали. Пояс появлялся в гардеробе человека со дня его рождения и до самой старости с пояском не расставались. В дохристианские времена пояс считался оберегом, так как имел форму круга – солярного знака. Пояс был тканый с обережными узорами. Понёвный ансамбльНаиболее древней русской одеждой был понёвный ансамбль. Это многослойная одежда, состоящая из рубахи, понёвы, запона-передника, навершника, шушпана. Смысл такой многослойности был в том, чтобы скрыть фигуру, уберечь женщину от непристойных взглядов. ПонёваПонёва представляла собой три куска ткани, вздетые на специальный шнур. Понёву надевали поверх рубахи, носили её не на талии, а на бёдрах. Понёву ткали клетчатой, а клетка , квадрат- это знак поля. Таким образом замужней женщине желали плодородия, плодовитости. Девочки, девушки не имели права носить и даже примерять понёву. Передник - запонВ давние времена фартук мог рассказать многое о жизни женщины. Люди умели читать геометрические узоры, вышитые на переднике. Много ромбов и точек – перед нами молодуха, у которой ещё нет детей, вышиты птицы – значит, у женщины дочери. А если вышиты кони – то у женщины сыновья. НавершникДеталь одежды, которую надевали поверх рубахи и понёвы. Рукав навершника был короче рукава рубахи. Часто навершник был нераспашной и надевался через голову. Украшался он по краю подола, по краю рукава и у ворота, то есть повторялись все круговые обереги. Шушун (шушпан)Демисезонное пальто или длинный халат, распашной вид одежды. В шушуне не было ни карманов, ни пуговиц, надевали его «на запах», обязательно подпоясывали. Зимой поверх шушуна носили шубу. Шушун украшали так же, как и все части комплекта. Сарафанный ансамбльСарафанный ансамбль пришёл в русскую культуру достаточно поздно. Оберёговая функция одежды в сарафанном ансамбле присутствовала так же, как и в понёвном. Епанечка (душегрея)Поверх сарафана надевали епанечки (душегреи, коротёны, коротеньки) – короткую тёплую одежду на бретелях. Епанечка (душегрея) ОбувьОбувь выбирали по достатку. Крестьяне ходили в лаптях. Надевая лапоть, ногу предварительно обматывали куском ткани – онучем, и обвязывали шнурком – обором. Горожане носили сапоги. Знать украшала сапоги жемчугом, подбивала серебряными подковами. Что вы можете рассказать об обладательницах этих костюмов? Отгадай старинные загадки:Сижу верхом – не знаю на ком, незнакомца встречу – соскочу – привечу.-ШапкаПо дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл.-ПортыДнём обручем, ночью змеёй.-ПоясМаленький Данилка в петельке удавился.-Пуговица



Проверь себя:Какой древний миф нашёл отражение в символике русского костюма?Миф о мировом древе.Как в старину русские люди предохраняли себя от нечистой силы?Вышивали по открытым краям одежды знаки-обереги.Назовите основные элементы женского понёвного ансамбля.-Рубаха, понёва, пердник-запон, навершник, шушун.Что включал в себя сарафанный ансамбль?-Рубаху, сарафан, душегрею.Как на Руси можно было отличить замужнюю женщину от незамужней?-По причёске, головному убору, по одежде (понёву носили только замужние женщины), по вышивке на запоне.




Список литературы:Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2013. – 191 с.: ил.Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2012. – 39 с.: ил.Иванов Н. Н. 300 вопросов и ответов о мифологии / Художники М. В. Душин, В. Н. куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Расширяем кругозор детей)Петрухин В. Я. Славяне. Научно-познавательная литература. Для младшего и среднего школьного возраста / М.: РОСМЭН, 2002.- 110 с.:илРябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.: Учебное пособие – М. : Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 336 с.: ил. 32 с.Рябцев Ю. С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI – XVII вв.». – М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997.- 136 с.Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры: Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.- М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 560 с.: цв. вкл. 40 с.Рябцев Ю.С. Рабочая тетрадь к школьному курсу «История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII –XIX вв.». - М.: Гуманит . изд. Центр ВЛАДОС, 1997. –168 с.Саплина Е. В. Введение в историю. 4 кл.: тетрадь творческих заданий: пособие для общеобразовательных учреждений/ 9-е изд., стереотип. – М.:ДРОФА, 2005. – 79с.:ил.Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Неменского Б. М. / авт. – сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 170 с.Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В. Изобразительное искусство. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 160 с.: ил.Шпикалова Т.Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р., Щирова А. Н. Творческая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство». 4 класс четырёхлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2005.- 80 с.: ил.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Мифология. Скандинавские и германские страны, славянские страны, Индия, Китай, Япония. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. – 496 с.: ил.Уроки народной культуры. Традиционная одежда. Учебно-методическое пособие// авт. сост. О. В. Розова, И. А. Щербакова. – М.: Издательство «Ладога – 100», 2007.- 208 с., ил., вкл. 4. (проект «Веди»)Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. Статья Маслова Г. С. «Русский народный костюм»   Спасибо за внимание!