Конспект урока по технологии Изделие русская красавица


Конспект урока по
Технологии
Тема: Изделие «Русская красавица».
Цель: Изготовить «Русскую красавицу»
Задачи:
1)познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национального костюма
2) обучить приёму плетения в три нити (косичка)
3)закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов
4) воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи
Орг момент
Вводная беседа
Дополнительный материал
Работа по учебнику
Анализ образца
Физ.минутка
Технолог. Цепочка
Инструктаж по технике безопасности
Самостоятельная работа

Оценивание
Итог урока (практическая значимость)
-Здравствуйте, ребята. Давайте настроимся на работу. По удобней сели, спинки прямые, слушаем меня внимательно.
-попробуйте расшифровать слова
15, 1, 18, 16, 5, 15, 29, 11, 12, 16, 19, 20, 32, 14 (числа соответствуют порядку букв в алфавите)
-что у вас получилось? (народный костюм)
-может быть, кто-то уже догадался, что мы будем делать на уроке? (наверно, народный костюм)
- прочитайте на доске тему урока. ( изделие «Русская красавица» (композиция)
-Сегодня мы начинаем знакомство с русским народным косюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает её особенности.
Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (из нитей, которые тесно переплетаются между собой, нити представляют собой волокна)
- волокна получают разным способом. Существует натуральные ткани растительного и животного происхождения и химические – искусственные, синтетические. Большая часть волокон относится к натуральным.
- как вы думаете какие растения используют для выработки волокон? (лён –долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапива)
- из волокон животного происхождения получают шёлк и шерсть.
Ткани
Шёлк получают из коконов тутового шелкопряда (демонстрация изображения). На определённой стадии развития (когда наступает время превратиться в куколку) гусеницы тутового шелкопряда сплетает себе кокон, который представляет собой продолговатую яйцеобразную оболочку, состоящую из 40-45 переплётённых слоёв тончайшего шелкового волокна. Волокно (нить) образуется следующим образом: из 2 отверстий находящихся на головке ниже рта, гусеница выделяет густую жидкость, которая застывает в воздухе. Это жидкость выделяется непрерывно и образует 2 нити, склеивающиеся при помощи особого вещества – серицита, той же выделяемого гусеницы. В результате получается единая нить, из которой гусеница сплетает кокон. В зависимости от вида шелкопряда, коконы могут быть белого, желтоватого, красновато-жёлтого цвета. Люди специально выводят шелкопрядов, которые дают коконы нежно розового, голубого, зелёного цвета.
Разведению шелкопряда отведена специальная отрасль с/х –шелководство.
-из волокон люди создают различные ткани, из которых шьют костюмы, и народные в том числе. Рассмотрим, что же представляет собой народный костюм.
Как вы думаете какие части одежды должны составлять народный костюм? ( предположение детей)
-откуда мы ещё можем получить информацию об этом? ( из энциклопедии, справочного издания, учебника, интернета, у взрослых…)
-откройте учебник на с.58.
-прочитайте текст, рассмотрите ил-ии (дети читают текст)
- как проводили праздники на Руси?
-где хранили одежду? ( в сундуках)
-Как к ней относились? (бережно, передавали её из поколения в поколение)
-как украшали одежду? (старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом)-раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста
-рассмотрите ил-ии в учебнике на с.58 и попробуйте определить где изображены пряха (женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке), вышивальщица (ж.которая делает шитьём узор на ткань).
-разнообразие народов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны
-рассмотрите ил-ии на стр.60. попробуйте догадаться, к какому народу принадлежит каждый национальный костюм (дети рассматриваю фотографии, определяют принадлежность костюма (русский, татарский, дагестанский, ненецкий))
-каковы различия национальной одежды?
-какие цвета и орнамент используются в русском народном костюме? (ответы детей)
-а как называется обувь, которую носили на Руси 9лапти)
-из чего плели лапти? (высказывание детей)
-давайте сверим ваши ответы с материалом учебника (дети читают текст в учебнике на с.60)
-головной убор на Руси играл очень важную роль, особенно в женском костюме, по нему можно было определить возраст его владелицы, её семейное положение. Девичьи повязки скреплялись, сзади оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалась. Женщины прятали волосы под кокошник, который расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. Поверх кокошника забрасывали фату из тонкой узорной ткани или платок. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звёзд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелье, височное украшение символизировали дождевые струи, капли росы, подающие на землю матушку.
-рассмотрите украшения на стр.61
-мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошниками для русской красавицы
(муз.физ.минутка)
-А сейчас мы разберём технологическую цепочку
1.организуем своё рабочее место
2. начерти циркулем на цветном картоне основу для лица красавицы радиусом 3 см. вырежи основу и приклей к листу картона
3. сделай красавице причёску: сначала приклей чёлку из толстых нитей.
4. сплети из толстых нитей косичку
5. приклей её к основе
6. по шаблону половину кокошника из рабочей тетради, выполни разметку всего кокошника и вырежи его из цветного картона
7. оформи изделие.

- Техника безопасности.
- Приступая к работе, напомните друг другу правила работы с ножницами, клеем и бумагой.
- Не оставлять ножницы на столе в раскрытом виде. При вырезании ножницы держать в одном направлении острыми концами от себя. Передавая ножницы, держать их за острые концы.
- Бумагу нужно расходовать экономно. Вырезать детали от края.
- Начинайте творить.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Желаю вам творческих успехов. Если возникнут трудности – обращайтесь. (Дети работают, прохожу по классу, слежу за последовательностью работы, за правильностью техники плетения, оказываю индивидуальную помощь.)
Работу выполняют согласно намеченному плану.
А теперь давайте посмотрим, что у нас получилось
-придумайте имя своей красавице
Оценивание лучших работ.
Над чем еще нам надо поработать?
Чему научились на уроке? Понравилось? Где можно использовать нашу работу?