Разработка урока по биологии на тему Строение и работа сердца (8 класс )


Класс 8
Тема урока: Строение и работа сердца.(флипчарт 3- документ Microsoft Office Word, звуковой файл )
Цели:(флипчарт 4)
1.Образовательная: изучить строение сердца, работу сердечных клапанов, сердечных камер, особенности сердечной мышцы, способы регуляции работы сердца; дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
2.Развивающая:способствовать развитию у учащихся логического мышления, развития навыка работы с таблицами, тестами, умение сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
3.Воспитательная: воспитанию у учащихся культуру речи, самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
Оборудование: таблица «Сердце», «Сердечный цикл»,GLX – для определения ЭКГ, Activot, модель торса человека, разборные модели сердца, карточки для индивидуальной работы.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: смешанный
Методы урока: словесный, частично-поисковый (связанные с постановкой и объяснением опытов ), проблемный метод (при решении проблемных заданий), самостоятельная работа с учебником и анализ новых информаций.
Ход урока
I. Организационный момент.1-2 мин
II. Актуализация опорных знаний. 10 мин
Индивидуальная работа по карточкам.(флипчарт 5)
«Найди ошибку»
Эритроциты.
Эритроциты – красные кровяные клетки. Они очень малы. В 1 мм их 10 млн. Зрелые эритроциты имеют мелкие ядра. Это клетки шаровидной формы, не способные к самостоятельному движению. Внутри клеток находится гемоглобин – соединение белка и меди. Эритроциты зарождаются в селезенке, а разрушаются в красном костном мозге. Основная функция эритроцитов – транспорт питательных веществ. Заболевание, связанное с уменьшением количества эритроцитов в крови, называется тромбофлебитом.
Лейкоциты.
Лейкоциты – белые кровяные клетки. Они мельче эритроцитов, имеют нитевидное тело и хорошо выраженное ядро. В 1 мм крови их от 9 до 15 тысяч. Как и эритроциты, лейкоциты не способны самостоятельно передвигаться. Лейкоциты пожирают бактерии, попавшие в организм. Такой способ питания называют пиноцитозом.
Работа с терминами (флипчарт 6- использование инструмента Шторка)
«Термины».
1. Красные кровяные клетки. - эритроциты
2. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами- фагоцитоз
3. Кровь, насыщенная углекислым газом - венозная
4. Наследственное, заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови - гемофилия
5. Белые кровяные клетки - лейкоциты
6. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания- донор
7.Жидкая часть крови- плазма
8. Группа крови универсального донора- первая
Фронтальный опрос О чем, идет речь! (флипчарт – 7)
1.У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические узлы. Дайте объяснение этому явлению.
2. В одной популярной книге по физиологии было образно сказано: «В каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из каменных гаваней вновь в плавании». О каких кораблях идет речь и что имеется в виду?
III. Изучение новой темы. 20 мин
Слово учителя.
Сердце – удивительный орган. Справедливо считается, что у человека – это самый жизненно-важный орган. На уроках литературы традиционно сердце считают самым главным душевным органом, именно сердцем человек любит, чувствует, переживает…Существует много афоризмов со словом «сердце»:
Изучив данную тему, вы сможете узнать ответы на многие вопросы, например: «Почему сердце может работать в течение всей жизни? Чему равна работа сердца в кДж за сутки?»
Сердце можно сравнить с уникальным насосом!
Действительно, сердце всю жизнь перекачивает кровь из своей левой половины в аорту, из нее в артерии, капилляры, вены; по двум полым венам возвращает кровь в правую половину.
За сутки сердце человека перекачивает 10000 л. крови, а за 70 лет – 200000000л. крови.
За одну минуту сердце человека сокращается 70 раз, а за 70 лет – 2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий или капитальный ремонт. Недаром говорят:Сердце – это жизнь!Если не запустить сердце через несколько секунд, после остановки, то человек погибнет.
Беседа
Вы, изучая раздел «Животные», встречались со строением сердца различных классов живых организмов. Давайте вспомним особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.
Итак, что мы выяснили?!
Строение сердца в процессе развития животного мира усложнялось и совершенствовалось и самое высокоорганизованное сердце – у человека.
Вот сегодня на уроке мы и познакомимся с особенностями строения и работы сердца человека.
Узнаем, какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу перекачивать кровь и перегонять ее по всем кровеносным сосудам тела.
Строение и работа сердца.
С особенностями строения сердца познакомимся при самостоятельной работе с текстом учебника «Строение сердца».
(учащиеся по ходу работы выполняют задание)
Задание Подпишите части сердца (флипчарт 8)
1.легочная артерия
2.аорта
3.верхняя полая вена
4.нижняя полая вена
5.эпикард
6.легочная вена

Узнаем подробнее ! (просмотр видео флипчарт 9 скачен с сайта http://oksanavorobyova.ucoz. )
Исследовательская работа .
3. Особенности строения сердечной мышцы?
Учащиеся рассматривают под микроскопом особенности строения сердечной ткани.
Сердечная мышечная ткань, так же как и скелетная имеет поперечную исчерченность. Однако в отличие от скелетной мышцы здесь есть специальные участки, где мышечные волокна смыкаются.
4. Рассмотрите сердце, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
Мышечная стенка желудочков значительно толще стенки предсердий. Это объясняется тем, что желудочки выполняют большую работу по перекачиванию крови по сравнению с предсердиями.
5. Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, объясните какова их функция?
Предсердия и желудочки соединяются между собой створчатыми клапанами. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатые и трехстворчатые клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из предсердия в желудочки.
6. В аорте и легочной артерии найдите полулунные клапаны. Каково их функциональное значение?
Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерии тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными. Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении – из желудочков в артерии.
7. Почему сердце может работать в течение всей жизни и не устает?
Для ответа на этот вопрос мы с вами заполним таблицу.
(флипчарт 11 –видео ролик сокращение сердца)
(флипчарт 12-демонстрация сердечного цикла)
Задание - Заполнить таблицу (флипчарт 16)
Фаза Длительность Движение крови Состояние клапанов
Створчатые Полулунные
Из предсердий в желудочки Из желудочков в сосуды Кровь переходит в предсердия и желудочки Проверяем!(флипчарт 17)
Фаза Длительность Движение крови Состояние клапанов
Створчатые Полулунные
Сокращение предсердий 0,1 Из предсердий в желудочки открыты закрыты
Сокращение желудочков 0,3 Из желудочков в сосуды закрыты открыты
Расслабление 0,4 Кровь переходит в предсердия и желудочки открыты закрыты
(флипчарт -18 Обращаем внимание!)
Учитель.
Именно в особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимости в течение всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. При физической нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается за счет сокращения паузы, или общего расслабления. Различна частота сердечных сокращений у детей и взрослых: у детей до года 100-200 ударов в минуту, в 10 лет – 90; в 20 лет и старше – 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95.
Во время своей деятельности, сердце как и все остальные органы совершает работу.
Чему равна работа сердца за сутки?
Работа сердца за сутки равна 170-180 тыс. кДж и приравнивается работе подъемного крана. А при одном его ударе совершается работа, с помощью которой можно поднять груз в 200г. На высоту 1м. За 1 мин. Сердце подняло бы груз на 70 м.
Постановка проблемы.
Автоматизм сердца. (флипчарт 19 – видио ролик автоматия сердца на примере лягушки)
Учитель.
С очень древних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андрея Везалия – врача основателя научной анатомии.
Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину его смертности. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа, они увидели слабые сокращения. Везалия обвинили во вскрытии живого человека.
Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа?
Неужели такой выдающийся врач, каким был Андрей Везалий, принял за мертвеца живого человека?
На этот вопрос ответить не мог никто. Ответ на него получило человечество лишь только через три столетия.
Как объяснить роковой случай с Везалием?
Групповая работа. (флипчарт 20 - подсказка для учащихся)
Ребята обсуждают в группах, предлагают свои версии. Подсказки для учащихся.
1.Сердце животных, например, лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращений отделов сердца сохраняется.
2.Также можно сохранить изолированным сердце у теплокровных, хотя состав физиологического раствора для них несколько иной.
3.Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.
Автоматизм сердца – способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.
Иногда у человека после смерти автоматическая способность сердца в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает очень редко. Везалий, видимо, при вскрытии трупа натолкнулся именно на такой случай.
Электрокардиограмма сердца (ЭКГ) (флипчарт 21 – видео ролик использование оборудование PASPOPT Xplorer GLX-PS-2002;
датчик ЭКГ PASPOPT-PS-2111 )
Электрокардиография – это метод исследования работы сердца. Он основан на регистрации и графическом изображении в виде кривой биоэлектрических явлений в работающей сердечной мышцы. Электрокардиограф – чувствительный прибор, который улавливает изменения величины заряда на мембране клеток миокарда во время их возбуждения. У разных отделов сердца этот процесс протекает не одновременно. Его этапы отражаются на ЭКГ в виде зубцов непрерывной кривой.( использование GLX )
(флипчарт -22 графическое изображение ЭКГ)
(флипчарт- 23 применение инструмента контейнер)
IV.Закрепление изученного материала 11 мин
Для закрепление учащимся можно предложить, решить задачу или тест с использованием интерактивного оборудования Activot.
Задача (флипчарт 24-25)
Представьте ритмичную работу сердца 52-летнего человека, и, исходя из продолжительности фаз сердечного цикла, определите, сколько из 52 лет у него:
а) отдыхали мышцы желудочков сердца;
б) отдыхали мышцы предсердий;
в) работали (были закрыты) створчатые клапаны;
г) работали (были закрыты) полулунные клапаны.
Решение
а) 52 г.- 0,8 с
х г. - 0,5 с
52 х 0,5
Х= 0,8
Х=32,5 года
Ответ: мышцы желудочков сердца отдыхали 32,5 года
б,в-г решаем самостоятельно
Тест (флипчарт -26 с использованием интерактивного оборудования Activot, нажмите на ссылку.)
1. Назовите массу сердца у взрослого человека
1) 150-200г
2) 250-300г
3) 400-500г
4) 600-750г
2. Какова продолжительность расслабления предсердий при обычной частоте сокращений сердца (60-80 в минуту), когда человек находится в состоянии покоя?
1) 0,1 сек
2) 0,3 сек
3) 0,4 сек
4) 0,8 сек
3. Расслабление сердца длится:
1) половину времени от всего цикла
2) меньше половины этого времени
3) больше половины
4) одну треть от всего цикла
4. Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца?
1) не изменяет
2) уменьшает
3) увеличивает
5. В сердце есть структуры, обеспечивающие способность сердца сокращаться самопроизвольно за счет возбуждения, первоначально возникающего в этих структурах
1) нервные клетки соматической нервной системы
2) особые сердечные мышечные клетки
3) нервные окончания блуждающего нерва
6. Назовите ионы, которые в больших количествах принимают непосредственное участие в укорочении миофибрилл мышечных клеток сердца
1) Na+2) K+3) Ca2+4) Mg2+
Ответы: 1(1); 2(4); 3(1); 4(3); 5(1); 6(3).
V.Домашнее задание: 1 мин §32 читать и пересказывать, схематически изобразить рисунок сердца. (флипчарт - 27)
VI.Итог урока 1 мин.
Список использованных источников
Интернет:
www.yandex.ru –поиск –картинки
www.imfan.kz – персональный сайт учителя биологии Ратушняк Н. А. - флешролики
www.kiwi.kz – видео файлы
www.tana.ucoz.ru – сайт учителя биологии Карповой Т.
http://mirbiologii.ru
http://www.uchportal.ruhttp://oksanavorobyova.ucoz
Учебник для 8 классов общеобразовательных школ – 2-е издание, переработанное и дополненное – Алматы: Атамұра, 2008. – 288 с., ил.; (стр. 143-148)
Использованные, при изготовлении флипчарта программы
-Activstudio Professional Edition V3
-ActivInspire - Studio
-Документ Microsoft Office Word-вставка-SmartArt
-пуск – программы – стандартные – звукозапись
Использованные, при изготовлении флипчарта инструменты
-Ручка
-Шторка
-Контейнер
-Activote
Электронные материалы для урока:
-видео ролик
-flash ролик
-звуковые файлы
-рисунки