Разработка классного часа Культура — наше будущее


Технологическая карта внеклассного мероприятия
Дата проведения мероприятия: 22.10.2014 год.
Школа: МБОУ СОШ № 18
Класс: 6 «А»
Классный руководитель: Ольховик Светлана Сергеевна
Тема мероприятия: «Культура – наше будущее».
Цель: формирование у учащихся культурно-нравственных ценностей.
Задачи:
развивать познавательную активность обучающихся, эстетическое восприятие окружающей действительности;
воспитывать патриотизм, формировать чувства прекрасного.
развить умение аргументировать свою точку зрения;
воспитывать потребность к стремлению быть культурным человеком.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыкальное сопровождение, бумага, фломастеры.
Ход внеклассного мероприятия
1 часть
1 слайд
- Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что 2014 год объявлен годом культуры в России. Как вы думаете, почему? (ответы учащихся)
- Какие цели поставило правительство? (привлечение внимания общества, нас с вами, к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире)
2 слайд
- Знаете ли вы, какие мероприятия были запланированы и проведены для достижения этих целей? (строительство многофункциональных культурных центров, поддержка проектов по сохранению исторического облика малых городов, поддержка и развитие межрегиональных проектов по развитию культурно-познавательного туризма; Год российской культуры в Великобритании – Год британской культуры в РФ; Московский Пасхальный фестиваль (20.04.14 – 09.05.14); 700-летие со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского; Всероссийский Бажовский фестиваль народного творчества (20.06.14 – 22.06.14); 200-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова; 250 лет со дня основания Государственного Эрмитажа)3, 4 слайды
Ребята, кто может дать понятие термину «культура»? (ответы учащихся)
5 слайд
Слово "культура" в переводе с латинского - "возделывание", "облагораживание", что в Древнем Риме означало возделывание земли, а также воспитание, образование. Становятся понятными такие выражения, как "культурное растение", "сельскохозяйственная культура", то есть созданное, выведенное человеком.
6 слайд
В настоящее время известно более пятисот вариантов использования термина "культура" в самых различных отраслях науки и практики.
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Всем известны такие  понятия, как «культура речи», «культура человеческих отношений», «культура общения», «культура рабочего и свободного времени», «культура здорового образа жизни», «информационная культура», «физическая культура» и другие. 
7 слайд
Американский  поэт, философ,  общественный деятель XIX века Ральф Уолдо Эмерсон писал – «Истинный показатель цивилизованности - не уровень богатства... не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной».
8 слайд
Чем же определяется понятие культурного человека? Попробуем перечислить основные отличительные качества культурного человека, которые должны в нас преобладать. Давайте начнем с черт характера.
- Какие по-вашему черты характера присущи культурному человеку? (ответы учащихся)
9 слайд
Черты характера. Основными чертами и характеристиками культурного человека, а именно его характера и свойств личности являются ответственность, доброта, прирожденная вежливость, великодушие и искренность, сила воли и умение владеть собой, уверенность в себе, чувство меры и такта, толерантность, уважение к другим, сочувствие и сострадание, готовность помочь, самоотдача и самопожертвование
10 слайд
- Какие внешние признаки подскажут нам, что перед нами культурный человек? (ответы учащихся)
Внешние признаки. Встречают человека, как говориться, по одежке. Первое впечатление почти всегда верное, поэтому культурный человек всегда отличается презентабельным внешним видом, одет соответственно ситуации, у него грамотная речь, он хорошо знает правила этикета и поведения в обществе
11 слайд
Преданность родной стране и ее культуре. Это еще один немаловажный признак культурного человека. Ведь не может называться культурным тот человек, который ничего не знает про собственную страну, ее историю, народ, национальные традиции. Это качество во многом зависит от образованности и от воспитания, от родителей и общества, в котором рос человек. Однако его стремление к новым знаниям может самостоятельно воспитать из него личность.
12 слайд
Саморазвитие. Это не менее важный признак, по которому определяется культурный уровень человека. Эрудированность и образованность, цивилизованность и общие знания о мире, почитание знания и умение ценить прекрасное, – вот те главные качества личности, определяющие, каким должен быть культурный человек. Умение созидать и стремиться к новым знаниям и умениям, открытость всему новому и неизведанному, готовность учиться и стремление к постоянному самосовершенствованию отличают культурного человека от других людей.
13 слайд
Сотрудничество с людьми. Под этим подразумевается умение сотрудничать, работать в команде, трудиться на общее благо, уметь жертвовать собой ради высоких целей. Признаки, определяющие, какого человека можно считать культурным, – это отсутствие меркантильности, умение ставить личные интересы ниже общих целей и интересов, готовность помогать и учить, делиться своим накопленным опытом, знаниями и умениями, стремление учиться и перенимать опыт у других.
- Все качества и признаки культурного человека тяжело перечислить. Каждый подразумевает под этой характеристикой что-то свое. Однако мы попытались определить основные черты культурного человека, которые вполне можно выработать и воспитать в себе самостоятельно. И к этому нужно стремиться.
Ведь быть культурным это … – хорошо.
14 слайд
2 часть
Дети делятся на 6 команд.
- И снова мы с вами собрались, чтобы поговорить о культуре, а точнее об одной из черт характера культурного человека.
Большую часть времени вы проводите в кругу ваших друзей-одноклассников в школе, на занятиях в спортивных секциях и кружках по интересам. Мы находимся в постоянном общении друг с другом. С какими людьми вам хотелось бы общаться? Напишите, пожалуйста, качества личности людей, с которыми вы хотели бы общаться и дружить?
Дети работают в группах. Представители от каждой группы рассказывают о качествах личности, которые они ценят в людях.
Учитель обобщает все высказывания: приятно и комфортно общаться и дружить с доброжелательными, чуткими, тактичными, сочувствующими, понимающими, отзывчивыми, умеющими прощать, терпимыми людьми.
- Что значит быть терпимым человеком?
Учащиеся высказывают свои мнения, а педагог подводит итог обсуждению: терпимый человек уважает человеческое достоинство в каждом человеке, т. к. каждый человек - уникальная личность. Терпимый человек с уважением относится к окружающим, умеет найти компромисс по спорным вопросам, умеет понять и простить другого человека.
15 слайд

«Терпимость – это старание понять других» - это высказывание известного чешского писателя Карела Чапека.
Послушайте притчу о терпимости, затем мы обсудим её.
ШРАМЫ НА ДУШЕ
Один мальчик часто злился на других и легко выходил из себя. Как-то раз отец дал ему мешочек с гвоздями и сказал:
— Каждый раз, когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора.
В первый же день мальчик вбил в столб 37 гвоздей. Но он учился сдерживаться и с каждым днем забивал гвоздей все меньше и меньше. Наконец наступил день, когда мальчик ни разу не вышел из себя. Он рассказал об этом своему отцу, и тот ответил:
— Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь.
Шло время, и однажды мальчик снова пришел к отцу и сказал, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвел к забору:
— Ты справился с заданием. Но смотри, сколько в столбе осталось дыр. Он уже никогда не будет таким, как прежде. Так и с человеком: когда ты говоришь злое слово, на его душе остается шрам, такой же, как эти дыры. Даже если ты потом извинишься, шрам все равно останется. Береги своих друзей, показывай им, как много они для тебя значат.
Обсуждение притчи.
Вопросы учителя:
1. Какой характер был у мальчика? (он был нетерпим к другим людям, часто злился на них и легко выходил из себя).
2. Что посоветовал ему отец, чтобы избавиться от нетерпимости к окружающим? (когда ты не сдержишь свой гнев, вбей один гвоздь в столб забора, а когда тебе удастся сдержаться, вытаскивай из столба один гвоздь).
3. Что сказал отец мальчику, после того как тот выполнил его задание? (смотри сколько дыр осталось в столбе; так и с человеком: когда ты говоришь ему злое слово, на его душе остаётся шрам).
Педагог подводит итог обсуждению:
Вы согласны с тем, что нетерпимые, нетактичные люди обижают окружающих?
Все учащиеся отвечают утвердительно.
16 слайд
- Люди должны соблюдать определённые правила в общении друг с другом, и, в первую очередь, терпимость и уважение. «Уважение к людям есть уважение к самому себе», - это высказывание известного английского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Джона Голсуорси. Уважать себя – значит считать себя личностью и принимать себя таким, какой ты есть. Человек, уважающий себя, доброжелательно относится к другим людям, уважает чужое мнение, но не поддаётся ему, если оно не соответствует его взглядам.
17 слайд
Так как же общаются друг с другом воспитанные и уважающие друг друга люди? «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы», - это слова известного писателя А.П. Чехова.
Учитель просит учащихся написать правила общения между людьми. Дети работают в группах, а затем представители от каждой группы читают правила, которые они выработали. Педагог обобщает все мнения.
Правила общения с людьми:
- ко всем относись с уважением;
- будь вежливым со всеми;
- слушай собеседника, не перебивая его;
- проявляй искренний интерес к людям;
- не допускай грубых и ироничных высказываний;
- говори доброжелательным тоном;
- будь терпимым к мировоззрению и образу жизни других людей;
- если ты поступил неправильно – извинись.
Заключительные слова учителя.
18 слайд
Китайский философ Конфуций на вопрос ученика, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, ответил: «Это слово – взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе». Это основное правило нравственного общения вошло в историю, как «золотое правило» нравственности.
Список использованных источников:
http://www.klassnye-chasy.ru/v-6-klasse
http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/klasnye-chasy-v-5-8-klasah/klasnyi-chas-dlja-6-klasa.html
http://pedsovet.su/load/11-1-0-42970