Конспект открытого занятия по познавательному развитию на тему: Зима в родном краю для детей подготовительной группы


МКДОУ Центр развития ребенка – детский сад №31 «Алтн Булг»
КОНСПЕКТ
НОД по познавательному развитию
тема: «Зима в родном крае».
Подготовила и провела: Тутаева Р.Б,
воспитатель подготовит. группы №3.
Элиста 2017г.
Цель: закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведений калмыцких и русских поэтов,
проследить взаимосвязь живой и неживой природы, жизни человека и времен года;
Задачи:
Обучающие: учить детей самостоятельно добывать знания о зимних явлениях родного края,формироватьспособность видеть красоту окружающего мира;
Развивающие: развивать познавательный интерес; формировать способность видеть красоту окружающего мира;развивать внимание, наблюдательность, зрительное восприятие, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, экологическую культуру;воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры.
Материалы:
Стихи русских и калмыцких поэтов, загадки о зиме, пословицы о зиме на русском и калмыцком языках, видеопроектор, слайды зимующих животных, птиц родного края, снежинок, круговорот воды, аудиозапись «Хруст снега», снег в сосудах.
1.Воспитатель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о зиме в Калмыкии. ( слайдтри белых коня и зима)
Теперь посмотрите на экран и отгадайте загадку:
«Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!»(зима – царица)
- Как вы думаете, о какой царице говорится в этой загадке?(ответы детей).
- назовите слово зима по-калмыцки? (увл)
- Почему зиму называют царицей?
- А подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»?
- На какой тройке прилетела зима?
- Что за скакуны в этой тройке?
Правильно, это зимние месяцы. Вспомните их названия. Да это три месяца: декабря, января, февраля.
-Какой зимний месяц сейчас? (январь). Правильно ребята, январь. –А как по-калмыцки январь?
- Туула сар!
-Сейчас я вам предлагаю посмотреть презентацию об этом месяце.
(просмотр и обсуждение слайдов о январе).
Придумайте красивые слова к слову «зима».
Дети: зима–«кудесница», зима –«волшебница», зима – «красавица».
Пословицы о зимних месяцах: Декабрь-год кончает, а зиму начинает. Январь- крыша зимы. В феврале два друга: мороз, да вьюга. Январь – весне дедушка. Береги нос в мороз. Зима резвится не только в лесу, а у нас на носу.
Воспитатель:
Зима пришла и к нам в Калмыкию: холодная, снежная. Всев степи покрылось белым одеялом: холма, бугры, дома, деревья, кустарники. Наша зима, словно сказочное царство.
Воспитатель: Послушайте, как пишут о красоте зимы русские и калмыцкие поэты?
С.Маршак
-В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег на крыше – на крылечке
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
А.С.Пушкин
-Идет волшебница-зима
Пришла, рассыпалась клоками,
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз.И рады мы…
А.С.Пушкин
-Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
С.Дрожжин
-Мороз в окно глядит и дышит
И на стекле узоры пишет.
А против мерзлого окна
Дыханьем дедушки Мороза
В парчу и жемчуг убранаСтоит кудрявая береза.
Раиса Шурганова.
-БулядлцаснБуйн болтха, унич!
Делгр сняяхрн альхндм,
Дигтят усад улдич.
Увл ирв!-гихув, Увлин айснднь гурлцядЗуркнд эрдньяр хадглхув,
Зегяр хатххсн дуринь.
Раиса Шурганова .Увл, дякяд увл,
Унсн цасн цаган.
Цаган наадар урясу,
Цасар ку кесу,
Шурун киитн жоолрг,
Шуургн шуургад уург.
Киитн цасн кун,
Куукд-ковуд хяярл.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А загадки вы любите отгадывать? Давайте отгадаем загадки и вспомним зимние явления природы. (дети загадывают загадки друг другу)
Скатерть бела весь свет одела. (Снег.)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег.)
Гость погостил – мост замостил,
Рыбам зиму жить тепло;
Крыша – толстое стекло. (Лёд.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не стоит и стоять не велит. (Мороз.)
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
2. Воспитатель:
-Молодцы, ребята, вы правильно загадывали и отгадывали загадки.
Скажите, как изменилась неживая природа зимой? Какой стала погода, небо, солнце? (Рассуждения детей.)
День становится короче, а ночь – длиннее, на улице стоит мороз, солнце светит ярко, но не греет, небо синее, покрыто белыми облаками, дует холодный ветер, идет снег, реки, водоемы покрылись льдом.Воспитатель:
- А в жизни людей что-то изменилось с приходом зимы? (ответы детей).
Мы тепло одеваемся зимой, утепляем наши жилища, а еще отмечаем много замечательных праздников. Какие зимние праздники вы знаете? (Новый год, Зул, Рождество, Масленица,Цаган - Сар)
Дети рассказывают пословицы на калмыцком языке: «Кун ахта - девл захта», «Намр хурад - увл хорад», « Гар кондрхля - амн кондрня».
- Как изменилась жизнь животных? (краткие ответы о зимующих животных Калмыкии в степи- волк, лиса, заяц, сайгак)( слайды о зимующих животных в степи)
-Как изменилась жизнь птиц зимой?(краткие ответы о зимующих птицах Калмыкии - воробей, голубь, синица, снегирь, сорока, ворона,(слайды зимующих птиц в родном крае).
Физминутка:
Рада снегу детвора,(хлопают в ладоши).
Снег на ветках, на дорожках,(Поднимают руки вверх, опускают вниз).
На носах и на ладошках.(Дотрагиваются до носа,показывают ладошки).
3. Воспитатель:
-Ребята, а еще зима творит чудеса. Давайте посмотрим какие чудесные узоры она нарисовала на окошках. Ребята постарайтесь найти знакомые очертания - листья, елочку, сказочных птиц, кораблик, снежные горы.(Показ на слайдах зимних узоров)
-Ребята, а чтобы о другом чуде узнать, надо отгадатьзагадку:
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.
Дети: Снег!
-Правильно, молодцы ребята. Конечно же это снег. (цасн) Как вы думаете, почему зимой идет снег, а не дождь? (рассуждения детей). А как вы думаете из чего состоит снег? (ответы детей).
Покружилась звёздочка.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
Дети: Из снежинок!(слайды снежинок)
4. Воспитатель:
-Ученые побывали в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе всюду мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе — это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом и осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.(слайды о круговороте воды на Земле).
-Ребята, давайте послушаем как хрустит снег под ногами.
(воспроизведение аудиозаписи «Хруст снега».)
-А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи у снежинок.
-А теперь, ребята, давайте подойдем к столу и посмотрим, что у нас там. Что это?(в одном сосуде находится снег, в другом вода – расстаявший снег). 
- Снег!( дети трогают снег руками)
- Сейчас мы с вами попробуем слепить из этого снега снежный ком. Получается? (ответы детей). Да, получается, потому, что снег, когда немного подтает становится «липким» и из него можно лепить снежные комки, делать постройки.
-Ребята, давайте посмотрим, что находится во втором сосуде? (ответы детей)
-Снег растаял и превратился в воду!
Новоду эту нельзя назвать чистой - в ней видны частички грязи,
пыль. Происходит это потому, что во время снегопада снег со-
бирает из воздуха частички пыли. Поэтому, несмотря на то,
что снег кажется белоснежным, в нем содержится много грязи
и микробов. Ещё снег нельзя есть, потому что можно не только
простудиться, но и получить кишечную инфекцию. Значит снег приносит пользу – очищает воздух. И еще , ребята ,если в наших краях выпало много снега в эту зиму, значит, год будет урожайный, вырастет много зерна, травы для животных, а это очень необходимо для нашей степной зоны.
5. Воспитатель:
-Сейчас я вам предлагаю нарисовать красивые снежинки. (голубые листы, белая гуашь, кисть, вода, салфетки).(Дети занимают места за столом). Для начала сделаем пальчиковую гимнастику, чтобы пальцы были послушными и красиво рисовали:
Мы капустку режем, режем,
Мы капустку рубим, рубим,
Мы капустку трем, трем,
Мы капустку жмем, жмем,
Мы капустку солим, солим!
Дети рисуют на цветной бумаге рисунок «Снежинка».
-Ребята, вы все сегодня хорошо поработали, нарисовали красивые рисунки, узнали много интересного. Спасибо. А теперь нам пора прощаться! Сян бяятн!