Урок по окружающему миру в 3 классе по теме «Водоемы Бурятии. Озеро Байкал.»


Баженова Ольга Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 60 социальной адаптации детей-инвалидов, город Улан-Удэ, республика Бурятия
Урок адаптации по окружающему миру в 3 классе
по теме «Озеро Байкал. Эндемики Байкала»
Цель урока: Углубление знаний о Байкале.
Задачи:
Адаптационные: -создать благоприятные условия для раскрытия потенциала учащихся, для совместной работы в паре
Образовательные: -ввести понятие «эндемики»
-ознакомить с эндемиками Байкала, их значением для озера
Развивающие: - развивать навыки работы с дополнительным материалом - формировать у детей эмоционально-ценностное отношение к озеру
Воспитательные: -воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование: презентация, карточки, заготовки для справочника, иллюстрации
Ход урока:
I. Организационная часть
С малой удачи начинается большой успех ( эпиграф написан на доске)
-Я желаю вам успеха
II. Постановка учебной задачи
1. -О чем сегодня пойдет речь, вы догадаетесь сами (учитель дает описание, не называя объект):
-Его считают жемчужиной Сибири. Эвенки называли его Лама, что значит море, китайцы называли его “Северное море”, буряты – “Огненное озеро”, а по-якутски – это “Богатое озеро”. (Дети слушают и определяют тему)
Открывается Слайд 2 с названием темы Озеро Байкал
2. Краткий рассказ о Байкале по Слайдам 3-4-5
3. Чтение стихотворения о чистоте воды
Чистой-чистой хрустальной чашей Он лежит меж обрывистых скал, Голубая жемчужина наша, Легендарное море Байкал!
4. Слайд 6, учитель спрашивает: Почему вода в озере такая чистая? (на доску помещается вопрос Почему вода чистая? )Эту тайну мы разгадаем, узнав об эндемиках Байкала
Слайд 7 Э Н Д Е М И К И Б А Й К А Л А
- Какое слово в названии темы вам непонятно?
-На какой вопрос еще нам нужно ответить?
(Что такое Э Н Д Е М И К И Б айкала ? )
-Так на какие вопросы нам сегодня нужно найти ответ? ( читают вопросы на доске)
5. -Что обозначает слово Э Н Д Е М И К И ? -Где можно узнать значение этого слова? Прочитайте статью из словаря (Слайд 8)
Так что такое Э Н Д Е М И К И Б А Й К А Л А? (Дети строят высказывание на основе статьи из словаря и проверяют себя по тексту слайда 9)
-Мы сегодня узнаем только о животных- эндемиках
-О ком мы будем узнавать? Я начну следующий вопрос, на который мы сегодня будем искать ответ, а вы продолжите его.
Какие животные….(обитают только в Байкале?)(вопрос помещается на доску)
III. Физминутка
IV. «Открытие нового знания»
1. Учитель обращает внимание на вопросы и спрашивает, на какой из них уже нашли ответ.
2. Слайд 10 -Сколько видов эндемиков можно встретить в Байкале?
-Можем ли узнать обо всех?
Сегодня мы соберем информацию только о трех эндемиках и запишем ее на листочках, из которых в конце урока получится небольшой справочник
3. На доске записано:
Рачок эпишура
Голомянка
Нерпа
Расставить иллюстрации в соответствии с записями
4. Практическая работа с информацией
Рачок эпишура Слайд 11-12 ( коллективная работа, поиск ответов на вопросы и запись)
Голомянка Слайд 13,14,15,16
а) найти ответы на вопросы в тексте о голомянках и подчеркнуть их (индивидуальные карточки)
б) проверка фронтально
Нерпа Слайд 17-22
а) о ком еще осталось узнать? Используйте в ответе слово Э Н Д Е М И К
б) рассказ учителя с демонстрацией слайдов
в) запись ответов
г) проверка с образца Слайд 23
V.Изготовление книжки-справочника
а) соберите листочки по порядку, у вас получится справочник
- Кому вы можете дать почитать свой справочник?
(оформление обложки, соединение листочков в книжечку)
б) Покажите, что у вас получилось
VI. Итог урока

а) работа в паре «Узнай животное по описанию»
Угадай животное (карточка)
1. Море, долгожитель, рыбоед, пресная вода …………………………………………………………..2. Фильтр, чистота воды, кислород ……………………………………………………………3. Живородящая, стрекоза, жир, лекарство ……………………………………………………………
б) Каким новым словом мы называем этих животных?
в) Какое животное вам показалось самым удивительным? Почему?
г) На все ли вопросы мы ответили?
VII. Домашнее задание
Слайд 24 (другие эндемики Байкала)
О ком вы еще хотите узнать? Найдите и запишите информацию ещё об одном эндемике Байкала. Кто из вас позволит мне почитать новую информацию в вашем справочнике?