Презентация Методическая разработка раздела учебной программы. Чтение и развитие речи 8 класс тема «Произведения русских писателей XIX века»


г. Перевоз2013 год Методическая разработка раздела учебной программыЧтение и развитие речи 8 класс тема «Произведения русских писателей XIX века» Выполнила:учитель чтения и развития речиМКСКОУ «Перевозская школа-интернат»Лобанова Валентина Александровна Пояснительная записка Чтение, как вид речевой и умственной деятельности, является определённым сочетанием умений и навыков, используемых обучающимися при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.Одним из направлений коррекционной работы является овладение навыками коммуникации. Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых её способов.Произведения, изучаемые в 8 классе, более объемные, тематически и жанрово более обогащенные, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта обучающихся. Цель раздела развитие речи обучающихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений по теме «Произведения русских писателей XIX века».Задачи обучающиеразвитие всех видов речевой деятельности в единстве с развитием мышления, мыслительных операций, познавательной деятельности, в целом;формирование элементарных литературоведческих представлений;- расширение и углубление знаний об окружающем мире.коррекционно-развивающая- коррекция познавательных процессов обучающихся.воспитательные- формирование положительных личностных качеств обучающихся.- формирование эмоций, широты диапазона переживаний, эмоциональной зрелости – одного из важнейших условий становления личности человека. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися С точки зрения особенностей высшей нервной деятельности обучающиеся коррекционной школы делятся на:- медлительных, вялых;- импульсивных, расторможенных;- чрезмерно истощаемых при интеллектуальных нагрузках. Главные компоненты недоразвития психики обнаруживаются в высших формах познавательной деятельности:РЕЧЬ: фразовая, словарный запас ограничен, чтение затруднено, многообразие фонетических нарушений, несформированность регулятивной функции;ПАМЯТЬ: небольшой объем запоминаемого материала, некачественное воспроизведение;АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: носит наглядно-действенный характер, нарушена способность к отвлечению, обобщению, абстракции, формирование сложных понятий недоступно;ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА: некритичность суждений, отсутствие инициативы, любознательности, проявления сложных оттенков чувств, волевых действий. Ожидаемые результаты Обучающиеся должны знать - основные сведения о жизни А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого; - наизусть 7 стихотворных произведений, 1 прозаический отрывок.иметь - представление о рассказе, песне, повести, басне, стихотворении, об основных средствах художественной выразительности: эпитете, метафоре (слове в переносном значении), аллегории, сравнении. уметь - выразительно читать целыми словами прозаический и стихотворный текст, понимать прочитанное, отвечать на вопросы по тексту и задавать собственные вопросы по содержанию; - составлять характеристику героев с помощью учителя, иллюстрировать черты характера персонажа из текста, обосновывать свое отношение к действующим лицам; - пересказать прозаический текст – сжато или подробно с использованием слов и выражений, взятых из текста; Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности. Формы работыВыразительное чтение по ролям, по цепочке, устное словесное рисование, составление плана по тексту, заучивание наизусть, написание сочинений, изложений, создание иллюстраций к прочитанному, викторина, речевая гимнастика.Методы и приемыОбъяснительно-иллюстративные, репродуктивные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические, методы контроля.Образовательные технологииТехнология уровневой дифференциации, технология индивидуализации обучения. Наибольшие возможности для развития сознательности чтения школьников заложены в таких видах работ, как:подготовка к первичному восприятию текста;установка на целенаправленное восприятие текста;первичное восприятие текста, эмоционально – оценочная беседа с одновременным использованием наглядных и словесных средств обучения;беседа в связи с разбором частей текста и всего рассказа;словарная работа;работа над планом;пересказ;разбор жизненных ситуаций;заключительная, обобщающая беседа. Познавательная деятельность1. Организация внимания обучающихся.2. Использование различных видов памяти.3. Развитие мышления. Общеучебная деятельность1. Готовность учащихся к уроку.2. Межличностные взаимодействия (парная и групповая работа).3. Внешние проявления умений и навыков на уроке. Самоорганизующая деятельность1.Самостоятельная учебная деятельность.2. Самоконтроль (взаимоконтроль) и самооценка (взаимооценка) Типы уроков чтения вводные уроки (вступительные);уроки чтения текстов учебника;уроки тематического обобщения; уроки контрольного чтения. Система знаний и система деятельности над текстом чтение рассказа обучающимися; словарная работа;ответы на вопросы учителя; краткий пересказ содержания рассказа по плану; заучивание наизусть стихотворного или прозаического отрывка. Порядок работы обучающихся над стихотворениемГлавная задача в работе над стихотворением – выявить какие чувства оно вызывает; какие картины рисует; как его нужно читать (печально или весело, энергично или спокойно). Чтение целыми словами; Чтение по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами; Замена букв в словах и окончаниях; Чтение без искажения звукового состава слов; Соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания; Соблюдение логического ударения; Плавность; Громкость; Осознанность читаемого; Скорость чтения Критерии проверки навыка чтения Выводы: отмечается положительная динамика обучающихся, читающих выше нормы. Анализ техники чтения Выводы: наблюдается положительная динамика, обучающиеся повысили уровни возможностей обучения. Уровни возможностей обучения Выводы: прослеживается положительная динамика качества обученности учащихся. Качество обученности 19.10 «Я вас любил» 12 21 18.10 «Сожженное письмо» 11 20 15.10 «На холмах Грузии лежит» 10 19 12.10 «Няне» 9 18 11.10 «19 октября 1827 г.» 8 17 08.10 «И.И. Пущину» 7 16 05.10 «Зимнее утро» 6 15 04.10 «Во глубине сибирских руд» 5 14 01.10 «Памятник» 4 13 28.09 И.И. Пущин «Записки о Пушкине» 3 12 27.09 М.Я. Басина «Публичное испытание» 2 11 24.09 А.С.Пушкин. Биография. 1 10 Произведения русских писателей XIX века (41 час) Дата Содержание учебного материала №урокав теме №п/п Календарно - тематическое планирование по разделу 26.11 «Размышления у парадного подъезда» 25 34 23.11 Н.А. Некрасов. Биография. 24 33 22.11 «Муха и пчела» 23 32 19.11 «Осел и соловей» 22 31 16.11 «Волк на псарне» 21 30 15.11 И.А. Крылов. Биография. 20 29 12.11 «Песня про царя Ивана Васильевича…» 19 28 02.11 «Сосна» 18 27 01.11 «Парус» 17 26 29.10 «Родина» 16 25 26.10 «Смерть поэта» 15 24 25.10 М.Ю. Лермонтов. Биография. 14 23 22.10 «Сказка о попе и о разбойнике его Балде» 13 22 17.01 «После бала» 41 50 14.01 Л.Н. Толстой. Биография. 40 49 28.12 «Муму» 39 48 27.12 «Муму» 38 47 24.12 «Муму» 37 46 21.12 «Муму» 36 45 20.12 «Муму» 35 44 17.12 «Муму» 34 43 14.12 «Муму» 33 42 13.12 И.С. Тургенев. Биография. 32 41 10.12 «Утро на берегу озера» 31 40 07.12 «Русь» 30 39 06.12 И.С. Никитин. Биография. 29 38 03.12 «Русские женщины» 28 37 30.11 «Мороз, Красный Нос» 27 36 29.11 «В полном разгаре страда деревенская» 26 35 Разработка урока Тема: Басня И.А. Крылова «Волк на псарне».Тип урока: комбинированный . Ход урока. I. Организационный момент.II. Актуализация темы. Мотивация. III. Слово учителя.IV. Повторение изученного.V. Повторение терминов.VI. Знакомство с новым произведением и его исторической основой.VII. Словарная работа. Повторное чтение басни.VIII. Итог урока.IX. Домашнее задание. Литература 1. Абрамова А. В., Кириллова Л. И. Речевые и сенсорные системы и их нарушения / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005.2.Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., «Школа-Пресс»,1994 г3.Воронкова В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник № 1, Владос, 20104. Василевская В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 19615. Граборов А. Г. Основы олигофренопедагогики / сост. В. Г. Петрова, Т. В. Шевырева. М.: Классика Стиль, 2005..6. З.Ф.Малышева. Книга для чтения. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение», 2002.7. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 8 .Шишкова М.И. Развитие навыка осознанного чтения в школе VIIIвида . Коррекционная педагогика. - 2007. - №1.9. Серия «Школьная библиотека» И. А. Крылов Басни - М.: РИО «Самовар», 200710. Сайты: - НИРО: www.niro.nnov.ru,- Metod – kopilka.ru.- Pedsovet.ru- Единая коллекция ЦОР http://school-collection. edu. RuДневник.ru.