Методические материалы Пословицы, загадки как качественные задачи по физике


МБОУ « Мешковская средняя общеобразовательная
школа Шебекинского района Белгородской области »
Методические материалы для уроков физики в 7-9 классах
Пословицы, загадки как качественные задачи по физике
(из опыта работы)
Выполнила Люлина Татьяна Дмитриевна, учитель математики и физики МБОУ «Мешковская средняя общеобразовательная
школа Шебекинского района Белгородской области»
Пояснительная записка
Я работаю в сельской школе, наполняемость в классах небольшая, поэтому каждый ученик находится под постоянным моим воздействием: в ожидании опроса или в положении отвечающего. Это приводит к эмоциональной перегрузке. В учебном процессе должно быть больше положительных эмоций, которые играют существенную роль и в формировании мотивации учения, и в снятии психологической напряженности, и в развитии познавательного интереса.
Так как внимание подростков 7-8 классов, как правило, в силу особенностей возраста, неустойчиво, рассеяно, то для управления вниманием учащихся, увеличения их трудоспособностей я в виде качественных задач использую на уроках поговорки, пословицы, загадки. Все учащиеся с интересом объясняют физический смысл пословиц. Например: при изучении темы «Взаимное притяжение и отталкивание молекул» учащиеся 7 класса, знакомясь с явлением смачивания тел, объясняют физический смысл следующих пословиц: «Как с гуся вода», «Грязь – не сало, потер, и отстала», при изучении явления диффузии – «Ложка дегтя бочку меда испортит». При изучении тепловых явлений: «Много снега – много хлеба», «Гвоздем моря не нагреешь», при изучении трения: «Коси коса, пока роса, роса долой и мы домой», звуковых явлений: «Оттого телега запела, что давно дегтю не ела». Стараюсь подбирать больше пословиц, связанных с сельскохозяйственной деятельностью. Используя пословицы на уроках, их можно анализировать по единому плану, предлагаю учащимся следующее задание.
Прочитайте пословицу и ответьте на вопросы:
О каком физическом явлении (понятии, законе) в ней говорится?
Каков физический смысл пословицы? Верна ли она с точки зрения физики?
В чем житейский смысл этой пословицы?
Какие еще пословицы о рассматриваемом физическом явлении вы знаете?
Учащиеся активно помогают собирать загадки, пословицы, поговорки с физическим содержанием.
I. Пословицы как качественные задачи по физике
Механика
Один и камень не сдвинешь, а артелью гору поднимешь ( русская )
Плуг от работы блестит ( русская )
На гору десять тянут, под гору и один столкнёт ( русская )
Что тратишь, поднимаясь в гору, вернёшь на спуске ( финская )
Учиться – что тележку в гору тащить, стоит отпустить, назад покатится ( японская )
Шила в мешке не утаишь ( русская )
Вода и землю точит, и камень долбит (русская )Камень тяжел, когда лежит на месте, если же его покатить, он станет лёгким ( курдская )
Кабы знать, где упасть, там соломки бы припасть (русская ) Нашла коса на камень (русская )
Яблоко от яблони недалеко падает ( русская )
Масло в воде всегда на верх всплывает ( русская )
Сливки на дно не садятся ( удмуртская )
Вода всегда течет вниз, дым всегда поднимается кверху (мальгашская )Плавает как топор ( русская )
Как качели ни качай – придёт время, остановится ( тамильская )
Без ветра камыш не качается ( русская )
Волна, набежав на волну, набирает силу (персидская )На то и два уха, чтобы больше слышать ( русская )
От пустой бочки много шума ( турецкая )
Ударь обухом в дерево, дупло само скажется ( русская )
От молота и наковальня звенит ( русская )
Молекулярная физика и тепловые явления
Ложка дёгтя и бочку мёда испортит ( русская )
Дружба, как стекло: разобьёшь – не сложишь ( русская )
На мешке с солью и верёвка солёная ( корейская )
Рыбной лавке вывеска не нужна ( японская )
Волка нюх кормит ( узбекская )
Снег одеяло для пшеницы ( китайская )
Ловко Стёпка печку склал: труба высокая, а дым в дом тянет ( русская )
Три года на камне просидишь, и камень нагреется ( японская )
Шилом моря не нагреешь ( французская )
При солнышке тепло, при матери добро ( русская )
Золото в огне не плавится ( осетинская )
Туман съедает снег ( русская )
Ветер снег съедает ( русская )
Без крышки котёл не кипит, без матери ребёнок не резвится ( туркменская )
Вилами по воде писано ( русская )
Форма жидкости завит от сосуда, характер человека – от его друзей ( японская )
Зло и добро, как вода и масло: они не могут смешаться ( акан )
Ему и беда, что с гуся вода ( русская )
Холодное железо не куётся ( турецкая )
Лепи из глины, пока она сырая ( суахили )
Тверд, как алмаз ( русская )
Из молодого, как из воска: что хочешь, то и вылепишь ( русская )
Как соломинка и янтарь ( персидская )
Что шелкова ленточка, к стене льнёт ( русская )
Молния ударяет в высокое дерево ( марийская )
Оптика
Тень высокой горы далеко падает ( корейская )
В течение дня тень шеста не падает два раза на одно место (корейская )Каков ты, таково и твоё отражение в зеркале ( персидская )
Солнце сияет, а месяц только светит ( русская )
Хорош цветок в зеркале, да не возьмешь, близко луна, да не достанешь ( японская )
Не всё то золото, что блестит (русская )В темноте и гнилушка светится ( русская )
Ночью все кони вороные ( русская )
Сквозь зелёные очки всё кажется зелёным ( японская )
II. Загадки с физическим содержанием
Механика
По морю идёт, идёт, а до берега дойдёт – тут и пропадёт. ( Волна )Кто, не учившись, говорит на всех языках? ( эхо )
На всякий зов даю ответ,
А ни души, ни тела нет. ( эхо )
Без рук, без ног
По полю рыщет, поёт да свищет,
Деревья ломает, к земле траву приклоняет ( ветер )
В круглом домике, в окошке
Ходят сёстры по дорожке,
Не торопится меньшая,
Но зато спешит старшая. ( стрелки часов )
Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно,
А когда облака ( барометр )
Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. ( весы )
На вид невзрачна:
Худа и прозрачна.
Ценность её нелегко понять,
Если не знаешь,
Как шкалу прочитать. ( мензурка )
Заговорило говорило –
Слышно по всем миру. ( радио )
Тепловые явления
Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся ( запах)
Чего в избе не видно? ( тепла )
Я вода, да по воде же и плаваю. ( лёд )
Лежал, лежал, а потом в реку побежал. ( снег )
Чист и ясен, как алмаз, дорог не бывает,
Он от матери рождён, сам ее рождает ( лёд )
Со стороны избы мёрзнут, а с улицы нет. ( оконные стёкла )
Без глаз, а слёзы проливает. ( оконные стёкла )
По синему морю белые гуси плывут. ( облака )
Как можно пронести воду в решете? ( заморозив воду )
Ем я уголь, пью я воду.
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь … ( паровоз )
Чтобы я тебя повёз,
Не давай ты мне овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резину
И тогда поднявши пыль,
Побежит … ( автомобиль )
Электродинамика
Летит огневая стрелка, никто её не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица. ( молния )
Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всяк может видеть, но никто не слышит.( гром и молния )
Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. ( гроза с дождём )
Без крыльев, без тела за тысячу вёрст прилетела ( радиоволна)
Протянули струну на всю страну,
далеко – далечко плывёт моё словечко. ( телефон )
Отгадай-ка, что за строчки?
Буквы в них – тире и точки. ( азбука Морзе )
В нашей комнате одно
Есть волшебное окно.
В нём летают чудо-птицы,
Бродят волки и лисицы.
Знойным летом снег идёт,
А зимою – сад цветёт.
В том окне чудес полно,
Что же это за окно? ( телевизор )
Оптика
Своих глаз нет, а другим видеть помогают. ( очки )
Придёт в дом – не выгонишь колом, пора придёт – сам уйдёт. ( солнечный луч )
Попутчица за мною следом ходит вслед, мне от неё ни зла, ни пользы нет. ( тень )
И языка нет, а правду скажет. ( зеркало )
Когда небо ниже земли бывает? ( когда отражается в воде )
Перед нами – вверх ногами, пред тобой – вверх головой ( отражение в воде )
Поднялись врата, всему миру красота. ( радуга )
Ни жара, ни пепла, ни огня я не имею, а многое прожигаю. (линза)
Посреди поля серебряные зёрна. ( роса на листьях )
III. Физические вопросы в стихотворной форме
Едет поезд по уклону,
Пассажиры спят в вагонах.
Вдруг они, как сговорились,
Все направо отклонились.
Объясните, что случилось.
Ясно вы сказать могли бы,
Я хотел бы очень знать,
Почему живую рыбу
Очень трудно удержать?
В гололедицу зимой
Над замёрзшею водой
Чья-то добрая рука
Посыпает слой песка.
Все скорее отвечают:
Для чего так поступают?
Кто решит известный спор,
Почему плывёт линкор,
Но потонет гвоздик малый,
Хоть он того же металла?
Мне ответ серьёзный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее
Что, девчата тяжелее?
Некий озорной барон
Был в болото погружен.
За косичку себя взял
И себя с конем поднял.
Это быть могло когда-то?
Как считаете, ребята?
Грузчик у стены стоит,
На плечах мешок стоит.
Дайте поскорей ответ:
Он работает, иль нет?
Позвонили «ноль – один»
«Загорелся керосин»…
Чтоб горенье прекратить,
Стали сверху воду лить.
Так ли надо поступить?
Литература:
1. Ланина И.В. Внеклассная работа по физике. – М: Просвещение, 1977.
2. Физика в школе № 1. - 1985, № 1, № 2 – 1987, № 6 – 1999, № 4 – 2000