Методические рекомендации руководителям школьных музеев Интерактивные игры в музее.


Винник Фаина Рифкатовнаруководитель музея «Моя малая
Родина – Костина мельница»
МБОУ «СОШ №18» г. Ижевска.
Роль интерактивных игр в школьном музее в формировании опыта социального группового и индивидуального поведения у школьников
Главная черта специфики школьного музея – это «музей для детей и руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и подразумевает участие школьников во всех видах деятельности. Школьный музей, если он – живой организм, а не шкатулка с древностями или парадная комната для почетных гостей, строит свою работу в расчете на учащихся. И, конечно, далеко не только в смысле использования коллекций в учебных целях, а для активизации познавательной и общественной деятельности детей. Наиболее удачно эта задача решается во время знакомства с этнографическим разделом музея – экспозицией «Удмуртская изба».
Воспроизведенный интерьер удмуртского быта конца 19 – начала 20 веков позволяет посетителям соприкоснуться с миром вещей, дающих представление о хозяйственно-бытовом укладе удмуртов в прошлом.
Экспозиция «Удмуртская изба» - это рассказы об истории, культуре, традициях, быте, характере удмуртского народа. Знакомя школьников с Удмуртией, мы стараемся приобщить их к национальным традициям и обычаям, истории и духовной культуре удмуртов, развиваем чувства национального достоинства и самосознания. Но подобная работа проходит всегда через диалог культур. Ребята разных национальностей всегда сами находят много общего, того, что объединяет их – россиян.
Экспонаты экспозиции – подлинные предметы быта и культуры удмуртского народа конца 19 начала 20 веков. Представленные в виде избы, они дополнены экспонатами, созданными руками ребят, что позволяет активизировать и разнообразить формы и методы экскурсий по этой экспозиции. В избе «живет семья», состоящая из семи человек. Знакомство с экспозицией происходит под девизами: «Все потрогай руками», «Представь, что это твой дом и ты в нем хозяин», «Узнай историю экспоната» и т.д. Все это возможно через интерактивные формы, используемые в музее.
Одна из главных задач современной школы – формирование опыта социального группового и индивидуального поведения у школьников – как опыта совместного анализа и решения групповых и социальных проблем. Не менее важным является целенаправленное развитие оценочного отношения, как к историческим фактам, так и к действительности. Оценочная деятельность позволяет развить критическую самостоятельность, сделать правильный выбор. Все эти задачи могут быть решены лишь при условии активной деятельности учащихся во время экскурсии.
Интерактивное обучение – inter (взаимный), act (действовать). Экскурсия осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем.
Совместная деятельность учащихся во время экскурсии означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад. Дети обмениваются своими знаниями, идеями, учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения. Происходит это в атмосфере эмоциональной и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать основополагающие умения и навыки. Одной из интерактивных форм, применяемых в музее, является ролевая игра, которая непосредственно воздействует на ребенка. В качестве примера можно привести игру – «Дружная удмуртская семья». Цель игры: изучение быта, образа жизни удмуртов конца 19 начала 20 века. Условие игры: в течение небольшого времени, каждый ученик исполняет роль одного из членов семьи. Установка для каждого участника игры: по своей ментальности удмуртам свойственны такие черты характера как спокойствие, уравновешенность, степенность, неторопливость, сдержанность, бесконфликтность, дружелюбие по отношению друг к другу; дети занимают особое место в удмуртской семье. Удмурты, как и многие другие народы, относились к детям как к величайшей ценности, и одну из целей функционирования семьи видели в воспитании детей. Иметь детей в удмуртской семье было престижно, поэтому рожали много. В процессе всей игры ребята доказывают, почему раньше большие семьи жили вместе и мирно, а сейчас подобное редко встретишь. Сюжетно-ролевые игры являются средством развития коммуникативных компетенций школьников. Даже самые пассивные учащиеся получают возможность включиться в активную деятельность и проявить в ней себя.
Школьный музей – это преимущественно музей детского творчества и детского труда, а потому ключевыми для характеристики его деятельности являются слова «поиск», «открытие», «творчество».
Приобщение детей к истории и культуре удмуртского народа происходит через различные виды деятельности:
Экскурсия как вид общения. Преобладают здесь не обзорные экскурсии, а рассказы об истории одного экспоната. Создано несколько презентаций, например «История утюга», «Туеса», «В гостях у самовара» и другие.
Проектная деятельность, главное в которой принцип – «знаю, умею и умею применять на практике». Проекты «Удмуртская семья», «Удмуртская кухня», «Удмуртские игры», «Воспитание детей в удмуртской семье» и другие используются во время экскурсий.
Использование информационных технологий на данном этапе модернизации образования в деятельности музея – это не дань моде, а необходимость, так как они позволяют активизировать деятельность учащихся в музее, разнообразить проведение экскурсий, конкурсов. Удачными были конкурсы на лучшую презентацию об Удмуртии, «Семь чудес города Ижевска». Источником полезной и доступной информации стал Интернет. В будущем музей мечтает о создании собственного сайта.
Ролевые игры «Дружная удмуртская семья», «День в удмуртской семье» позволяют ребятам окунуться в мир добрых взаимоотношений членов удмуртской семьи.
Творческие фольклорные мастерские « Удмуртские посиделки» - «Проводы в армию», «Сватовство», «Свадьба», «Рождение ребенка». Дети могут попробовать себя в разных ролях и видах деятельности, что позволяет им изучить национальную удмуртскую культуру, что способствует всестороннему развитию личности школьника.
Конкурсы: «Мой подарок городу Ижевску», «Реликвия моей семьи», «Семейный альбом – память поколений», «Самое многонациональное семейное древо – «Край удмуртский стал домом родимым, так живите же, дети в согласии с ним», творческие работы: «Одеяло Дружбы», «Моя Костинка» и другие.
Применение различных видов деятельности позволяют учащимся приобрести умения и навыки, необходимые в дальнейшей жизни.
Сценарий интерактивной экскурсии «Дружная удмуртская изба»
1. С веселого перепляса начинаем наш рассказ.
Как удмурты раньше мы поведаем сейчас.
(удмуртский танец)
В некотором царстве
В Удмуртском государстве
Не на небе на земле
Открылся музей
На милой Костинке.
(Проводится обзорная экскурсия по экспозиции «Удмуртская изба», называются представленные предметы быта удмуртского народа, предлагается ребятам самим использовать их в дальнейшей игре, рассказывается, как это сделать).
3. Удмуртская утварь собиралась,
И работа начиналась,
В экспедиции ходили,
Экскурсии, игры проводили,
Ученые труды писали,
Праздниками потешали
4. Утварь старинная собиралась,
Память людская сохранялась.
К нам скорее поспешите
Не стесняйтесь, приходите
Приглашает Вас
Удмуртская изба
В стародавние времена
5. Светит лампадка
В красном углу,
Образ святой освещая,
Кажется, знаю, что
Скажет он мне:
«Живи для людей, дорогая».
6. На стене домотканое полотно,
Тепло человеческих рук помнит оно.
7. Вот хозяин за столом,
Просто отдыхает он.
После трудового дня
Похлебка вкусная важна.
8. Как хозяйка трудолюбива и хороша!
И светла её душа.
Гостя каждого встретит,
Словом ласковым приветит.
9. Пузатая старуха
Углем набила брюхо,
А белая коса
Потянулась в небеса.
10. В люльку,
Качку,
Зыбку
Клали спать
Свою малютку.
11.В поле аникей пошла,
А пие с собой взяла,
Напиетушко-то узорной
Стал колыбелькой.
12. Прежде, чем я буду прясть
Шерсти нужно нам набрать.
Можно попросить немного у овечки
Шерсти дать.
Шерсть затем вставляют в прялку,
Закрепляют здесь шнуром,
Ловко скручивают нитку
Озорным веретеном.
А из волшебных этих ниток
Вяжут теплые носки,
Варежки, шарфы и шапки –
Всем зимой они нужны.
13. Расстелит толшор свою белую скатерть.
Привык инвожо только к скромным цветам.
И каждый удмурт одевается просто,
Но яркие краски нравятся нам.
14. Берестяная утварь
Здесь выстроилась в ряд.
Туес, сундук, шкатулка
Дивили нас не раз.
Народная смекалка
Здесь видится во всем.
Здесь коромысла, ведра,
Ухваты, чугунок.
14. Вот самовар ведерный,
Вот рубель деревянный
Здесь пестерь, маслобойка,
Здесь жаровой утюг.
Все сделано руками
Умелого народа,
Которым я горжусь!
15. Умась, дуно куноосмы!
Здравствуйте, дорогие наши гости. По старинному обычаю люди ходят друг к другу в гости. Встречают хлебом - маслом тоже по удмуртскому обычаю, чтоб «все шло у вас, как по маслу».
Удмурты – очень гостеприимный народ. Во многих исследовательских работах о нас об удмуртах написано, что отличительными чертами удмуртского характера можно считать скромность, стеснительность, немногословность, сдержанность в проявлении чувств. Удмурты предпочитали умеренность во всем, даже разговор обычно вели вполголоса, осуждали шумные, громкие отношения. Отмечается большое гостеприимство и радушие, миролюбие и кроткий нрав удмуртского народа.
Живем мы, как правило, большими семьями. Я – хозяйка семьи, причем я занимаю в семье такое же место, как и мужчины. Этим отличается положение женщины в удмуртской семье в отличие от некоторых других народов. Действительно, ведь я работаю наравне с мужчинами, а иногда и выполняю гораздо больше работы. Помимо работы в поле, я выполняю много дел по дому.
Это моя изба, что означает – деревянный крестьянский дом, теплая половина дома с печью.
Как вы думаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего начать? Самой главной и необходимой в доме была печка. В старину даже поговорка была – «плясать от печки». При суровых зимах без печки было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб. На ней сушили травы, овощи. Около печи делали полати, где спали дети и старики. Печь занимала в доме самое почетное место, относились к ней с уважением.
В каждой избе был Красный угол. Это было самое святое место – в нем помещались иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься на них.
Вдоль стен всей избы делались лавки. Крепились они к стене, на них можно было спать. Кровать появилась в быту гораздо позднее.
В избе нет ничего лишнего, только все самое необходимое. Давайте посмотрим, какой утварью пользовались в старину.
Я хочу загадать вам загадку, а отгадку вы найдете в нашей избе.
Нет на свете мудреца.
Как Ивана – хитреца.
Сел на конь
И поехал в огонь.
(Чугунок и ухват)
Ухват – железная дужка в виде рогов коровы по диаметру чугунов на длинной деревянной рукояти. (Буквально то, с помощью чего хватают, берут).
Какое интересное название – «чугунок»! Какого происхождения это слово? (Вопрос задается детям). Ответ: чугунок – это горшок из чугуна – углеродистого железа.
Загадаю я вам ещё загадки:
Кругом хаты
Синие лопаты. (Окна)
 
Поле хрустальное,
Межи деревянные. (Оконная рама и стекла)
 
Всем, кто придет,
Всем, кто уйдет,
Руку подает. (Дверная ручка)
 
Маленькая собачка,
Свернувшись, лежит,
Не кусает,
Не лает,
А в дом не пускает. (Замок)
 
Хвост во дворе,
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет. (Ключ в замке)
 
Каждый ходит по мне
Летом и зимой,
А ездить нельзя. (Лестница)
 
В маленьком амбаре
Лежит сто пожаров. (Спички)
 
Жевать — не жую,
А все поедаю. (Огонь)
 
Стоит столб,
Горит свет,
А углей нет. (Свеча)
 
Тело бело,
Душа льняная,
Маковка золотая. (Свеча)
 
Висит груша —
Нельзя скушать. (Лампочка)
 
Шуба в избе,
Рукав на улице. (Печь и труба)
 
Что за зверь:
Зимой ест,
А летом спит,
Тело теплое,
А крови нет,
Сесть на него, сядешь,
А с места не свезет? (Печь)
 
Залезла Варвара
Выше амбара;
Не ест, не пьет,
Все на небо глядит. (Труба)
 
Шкаф большой,
Дверцы маленькие,
Кладут белое,
Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)
 
Черный конь
Прыгает в огонь. (Кочерга)
 
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается. (Полотенце)
 
Четыре уха,
Два брюха. (Подушка)
 
Четыре брата
Под одной шляпой стоят. (Стол)
 
Есть спина,
А не лежит,
Четыре ноги,
А не ходит,
Но всегда стоит
И всем сидеть велит. (Стул)
 
Светленько,
Чистенько,
Посмотреть любенько. (Зеркало)
 
Языка нет,
А правду скажет. (Зеркало)
 
Бегал бегунок
Да шмыг в уголок. (Веник)
 
Шумит, гремит, вертится,
Ничего не боится,
Считает наш век,
А не человек. (Часы)
 
Сам дубовый.
Пояс вязовый,
А нос липовый. (Бочонок)
 
Ни свет, ни заря —
Пошел, согнувшись со двора. (Коромысло)
 
Две галочки
Сидят на одной палочке. (Ведра на коромысле)
 
Три братца
Пошли на реку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется. (Ведра, коромысло)
 
В избу идут — плачут,
Из избы — скачут. ( Ведра)
 
Утка в море —
Хвост на воле. (Ковш)
 
Четыре ноги,
Два уха,
Один нос
Да брюхо. (Самовар)
 
На голове пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине. (Чайник)
 
Идет свинья из Саратова,
Вся исцарапана. (Терка)
 
Новая посудина —
Вся в дырках. (Сито, решето)
 
Маленький мужичок –
Костяная ручка. (Нож)
 
Всех кормлю с охотою,
А сама безротая. (Ложка)
 
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать. (Утюг)
 
Сделана для жидкости,
А жидкость в ней не держится. (Воронка)
 
Комовато,
Ноздревато,
И губато,
И горбато,
Кисло
И пресно,
И всем людям мило. (Хлеб)
 
Всем нужен,
А не всякий сделает. (Хлеб)
 
Бела беляна
По полю гуляла
Домой пришла —
В сусек легла. (Мука)
 
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)
Никогда не ест,
А только пьёт.
А как зашумит –
Всех приманит.
(самовар)
(Загадки можно загадывать не все. В качестве отгадки ребятам предлагается найти предмет-отгадку в избе. Поочередно показываются остальные предметы, имеющиеся в избе, рассказывается об их назначении: рубель, прялка, ткацкий станок, туеса, глиняная и деревянная посуда, лапти и т.д.)
Много работы у меня по дому. Скажите, какую работу приходится мне выполнять по дому?
Правильно, но у меня много помощников – это мой муж, наши дети и внуки.
Удмуртские семьи были большими, так легче было вести большое хозяйство, ведь у каждого были свои обязанности. Жили дружно.
Давайте поиграем в дружную удмуртскую семью. Здесь мы проводим
ролевую игру – «День в удмуртской семье».
каждый выполняет определенную роль;
в течение всей игры каждый должен пообщаться со всеми членами семьи, о чем-то попросить, пригласить, помочь, поговорить, поиграть, посоветовать и т.д. В конце игры я благодарю ребят.
- Молодцы, ребята. Вы действительно дружная семья. Скажите, а почему в наше время часто не получается жить одной дружной семьей и, к сожалению, самые родные люди часто ругаются?
День закончился, я уложила спать самого младшего и спою ему колыбельную песню (исполняется песня на удмуртском языке).
«Человек – существо на 90% домашнее, а в остальном – общественное,- утверждает В.Распутин.- Для нас быт - самая главная, самая сладкая, «божья» часть жизни. Несостоявшийся чиновник, мастеровой, актер или писатель простительно, не той дорогой пошел человек, но несостоявшийся семьянин – грех неотмолимый… самое лучшее, чем народ может оплодотворить себя, - добрым и красивым бытом, воспитывающим неповрежденного нравственно и духовно гражданина».
Уважение к отчему дому, настроенность на создание в будущем собственной прочной семьи, связанной духовными узами, ответственность за судьбу родителей – вот те желаемые нравственные итоги, к которым могла бы привести работа, проводимая сегодня в скромном школьном музее.