Окружающий мир. УМК Гармония. 2 класс. Тема Разнообразие облаков


Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику О.Т. Поглазовой по теме
«Разнообразие облаков»
(небесные странники)
Чилоч Людмила Григорьевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 города Калининграда
Основные задачи урока: формирование представлений об облаках как явлении, наблюдаемом на небе, о разнообразии облаков (о кучевых, слоистых, перистых); продолжить формировать умение работать в паре, моделировать предметы и явления окружающего мира; воспитывать интерес к изучению природных явлений.
Оборудование урока: слайды, модели кучевого и перистого облаков, листы плотной бумаги, вата, клей.
Ход урока.
Актуализация наблюдений учащихся.
Что ученые называют телами, а что явлениями?
Луна, чайка, Солнце – тела

заря – явления

Загадка. Определить, какое из этих явлений они будут изучать сегодня на уроке.
Без крыльев летят,
Без ног спешат,
Без паруса плывут.
(Облака)
Форма облаков меняется тем быстрее, чем сильнее несущий ветер. В безветренные дни изменения формы облаков едва заметны, а во время бури по небу могут нестись рваные клочья облаков и туч.
Цвет облаков
Черный (точнее серый), белый. Солнце на закате и восходе окрашивает облака почти во все цвета радуги: красные (розовые, алые), оранжевые. Желтые (золотые), фиолетовые (лиловые), а иногда даже и бледно – зеленые.
Итог: цвет облаков зависит не только от их плотности (легкие перистые облачка – белые, плотные тучи – серые), но и от условий освещенности их Солнцем.
Почему облака называют небесными странниками?
(Облака по воле ветров могут плавать по небу то в одну, то в другую сторону и, пока не выпадут на землю дождем или снегом, могут долетать до самых далеких стран).
Учитель. Итак, мы сегодня ученые, которые изучают облака. Как вы думаете, какие познавательные задачи нам надо поставить перед собой?
- Что такое облака, из чего они состоят?
- Как называются разные по форме облака?
- как образуются облака?
Чтение текста. Просмотр слайдов.
Размещение моделей облаков на доске.
Из чего состоят облака? (Из маленьких капелек воды или из кристалликов льда. В облаке при слиянии капелек воды или кристалликов льда образуется дождь или снег).
Можно ли потрогать рукой облако или пройти сквозь него? Это могут сделать летчики, парашютисты альпинисты. Каждый из вас много раз и трогал руками и проходил сквозь его родного братца. Что это за братец узнаете, отгадав загадку.
Летним утром спозаранку
Выплывает на полянку,
Расстилает белый пух,
Хоть без ног он и без рук. (Туман)
В чем сходство и различие тумана и облака?
Туман и облако состоят из маленьких капелек воды, а отличаются тем, что
облако образуется высоко в небе, а туман у поверхности земли. Туман и облака образуются, когда теплый водяной пар встречается с холодным воздухом и невидимый водяной пар превращается в маленькие капельки воды.
Вопрос. Где видели облачко тумана?
Из носика кипящего чайника или изо рта в морозный день.

Кто создает облака?
В природе главный созидатель облаков Солнце, которое нагревает и испаряет воду.
Работа в парах.
Чтение стихотворения Н. Гугляра.
Бегут по небу разные зверюшки:
Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.
Плывут по небу снежные утесы
И даже корабли – на них матросы.
А если вы фантазией богаты, там свой портрет отыщите, ребята.
Моделирование облаков.
1 ряд моделирует кучевые облака
2 ряд моделирует перистые облака
3 ряд моделирует слоистые облака
Итог урока.
Назовите виды облаков.
Почему их называют небесными странниками?
Ресурсы
Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - 2 класс. Смоленск.
«Ассоциация XXI век».2012
2. Поглазова О.Т. «Окружающий мир» - 2 класс. Методические рекомендации. Смоленск. «Ассоциация XXI век». 2012
3. Трушина В.П. «Окружающий мир- 2 класс». Волгоград.
«Учитель». 2006
4. Ликум А. Все обо всем. – М.: 1993