Урок по краеведению«Разнообразие музеев»


Кубышина С.В.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 61 г.Липецка
Разнообразие музеев
(2 класс)
Цель: формирование представлений о разнообразии музеев и их экспонатов.
Задачи:
образовательные: способствовать формированию исторического мышления, умения целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения;
развивающие: содействовать развитию творческого мышления, воображения, способствовать расширению словарного запаса;
воспитательные: создать условия для воспитания интереса к истории своего народа, бережного отношения к предметам старины.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет, таблицы «ЗХУ» на каждого ученика, пакет материалов для каждой команды.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникшие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать в сотрудничестве с одноклассниками свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательным, учебно-практическими, задачами;
- действовать согласно составленному плану;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), собственных наблюдений объектов культуры, личного опыта;

- понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной, схематической, модельной форме, определять основную и второстепенную информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме, отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Предметные результаты:
- осознание понятий «музей», «экспонат музея»; исторический, краеведческий, естественнонаучный, технический, художественный музеи;
- умение различать виды музеев.


Тема: «Разнообразие музеев».
Ход занятия
Ученик: Мы знаем путь познания не гладок
Ни для кого секрета нет,
Что в мире всё ещё загадок много
И поисков ответов к ним пределов нет.
Учитель: Загадок, действительно, в нашем мире очень много, и я надеюсь, что вы готовы
сегодня разгадать некоторые из них.
Ученик: Я загадаю вам загадку, постарайтесь её отгадать.
Культуры и истории наследие –
Всё то, о чём человечество гордится,
Всё лучшее за многие столетия
В тени их бережно хранится,
Здесь люди обретают вдохновение
И получают много впечатлений
Здесь оживают яркие мгновения
Из жизни предыдущих поколений.
(Это музеи).
Правильно, мы будем говорить сегодня о разнообразии музеев.
Вы поделились на группы и провели исследование по данной теме.
Давайте вспомним цель.
Познакомится с разными профилями музеев.
Какие были поставлены задачи?
Раскрыть содержание термина «музей»
Сформировать представления о типах музеев.
Расширять знания о музеях родного города.
Гипотеза Мы предположили, что существует очень много разнообразных музеев.
Ребята расскажите, а где вы добывали информацию? (спрашивали у родителей, в книгах, энциклопедиях, в Интернете).
Источников использовали много, молодцы!
Результатом занятия будет совместный проект, первые страницы: название, цель задачи я разместила на доске. По мере ваших выступлений проект будет пополнятся новой информацией.
Знаю Узнал Хочу узнать
Перед вами лежат пока ещё пустые таблицы:
Вспомните всё, что вы знаете о музеях и кратко запишите в первую колонку.
В ходе занятия мы будем обращаться к таблице, и заполнять её новой информацией.
Слово представляется первой группе.
Выступление 1 группы:
Нам досталась табличка со словом «Значение».
Мы узнали, что музей – это место, где собраны и экспонируются коллекции каких-либо предметов, которые или найдены в природе, или сделаны человеком.
Слово «музей» восходит к глубокой древности. Музы жили на высокой горе Парнас в Аттике и имели свои храмы, которые назывались мусейонами. Отсюда возникло слово музей.
Урания – муза астрономии.
Терпсихора – муза танца.
Каллиопа – муза эпической поэзии.
Полигимния – муза торжественных песнопений.
Талия – муза комедии.
Мельпомена – муза трагедии.
Клио – муза истории.
Эвтерпа – муза лирической поэзии.
Эрато – муза любовной поэзии.
В толковом словаре слово «музей» означает учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой для обозрения памятников истории, искусства, научных коллекций.
Музеи хранят и экспонируют (представляют, показывают, демонстрируют).
- произведения искусства;
- экспонаты, отражающие жизнь человека;
- предметы – свидетельства жизни и творчества выдающихся людей;
- разнообразные постройки, ставшие шедеврами зодчества.
Виды музеев:
Музей, который коллекционирует произведения изобразительного искусства называется – художественный.
Музей, который коллекционирует исторические документы – исторический.
Музей, который отражает историю края – краеведческий.
Музей, который коллекционирует объекты жизни природы – естественнонаучный.
Музей, коллекционирующий технику – технический.
Выступление 2 группы:
Нам досталась табличка со словом Липецк. Мы узнавали, какие музеи есть в г. Липецке.
Наш класс уже посетил 2 Липецких музея. Это пожарно – технический музей и музей Новолипецкого комбината. Пожарно – технический музей включает в себя 4 зала: исторический, службы и подготовки, профилактики и кинозал. Нам рассказывали, как действовать при пожаре, мы увидели много экспонатов. В музее ОАО «НЛМК» наш класс познакомился с достижениями комбината, его историей и основными видами продукции.
Нам очень понравилось в этих музеях, мы узнали много нового и интересного. Ещё в Липецке есть областной краеведческий музей, который включает в себя 18 залов. В них представлены выставки, рассказывающие об истории Липецкого края с древности до современности.
Дом – музей Плеханова Георгия Валентиновича. Он был теоретик и пропагандист. Дом принадлежал родителям Плеханова. 1 зал – детские и юношеские годы, 2 зал – любимые места Плеханова. Представлены письменный стол, диван, кресло, комод. Имеется рабочий кабинет. Там его работы, книги и старые фотографии.
Липецкий областной музей природы расположен в заповеднике «Галичья гора». Рассказывает о флоре и фауне Липецкого края.
Художественный музей художника В.С. Сорокина «Дом Мастера». Здание в котором расположен музей является памятником архитектуры, построен в стиле «модерн» в 1910 году. В музее собрана уникальная коллекция художественных произведений.
Музей писателя И. Бунина расположен в квартире известного краеведа Дмитриева. Там находятся книги и рукописи Бунина.
Существует музей С. Есенина.
Самый молодой музей народного и декоративно – прикладного искусства:
В нём представленные образцы народных костюмов, керамики, фарфора, предметы крестьянского быта.
Выступление 3 группы:
Мы получили табличку со словами «Номер художественной самодеятельности».
Предлагаем вашему вниманию – частушки.
Физкультминутка.
Выступление 4 группы:
Музей - не просто дом, где вещи дышат,
Музей – хранитель тайн всего святого,
Биенье сердца каждого услышит
Он – мост в долину самого родного.
Наша школа носит имя маршала Митрофана Ивановича Неделина. Этому человеку была создана экспозиция в 2003 году. Там можно увидеть ксерокопии послужного списка героя, автобиографию, написанную рукой М.И. Неделина, номера газет из Байконура, того места, где трагически погиб М.И. Неделин.
На первом этаже размещён музей «Летописи школы». На стеллажах, вспоминая былые времена, томятся фотографии, похвальные листы и школьная форма советских времён. По экспонатам и фотографиям можно проследить историю развития школы.
Выставочный зал, который посвящён ВОВ, не может не тронуть за душу. Здесь есть пробитая вражеской пулей каска, планы действия… можно увидеть даже гильзы от снарядов.
Экспозиция «Герои живут рядом» составлена по материалам, которые получили в результате поисковой работы.
Поскольку Липецк - город металлургов, в школе создан музей, посвященный металлургии. Этот музей расположен на 3 этаже нашей школы. Там можно узнать историю НЛМК, увидеть исходное сырьё для производства чугуна и стали.
В 2001 году в школе был создан музей «Диконская слобода», в котором имеется 251 экспонат. Музей посвящён истории села Диконская слобода. Этот музей расположен в 211 кабинете.
В 315 кабинете разместился музей «Литературное краеведение», в нём собран и оформлен материал о поэтах и писателях Липецкой области.
Для всех музеев разработаны экскурсии, которые посещают ученики нашей школы, гости, ученики других школ, воспитанники детских садов.
Мы гордимся, что в нашей школе столько много музеев.
Выступление 5 группы:
Музей. И в прошлое ведёт нас память нить
Как интересно жили наши предки!
Открытия такие, что нередко
Нас могут удивить и поразить!
История то города, то края
И гид уверенно ведёт во глубь времён
И прежней жизни множество имен
И «пыль веков» невиданно витает.
Нам досталась табличка со словом «Необычные музеи». Мы узнали, что существуют вот такие необычные музеи:
Музей перца Венгрии
Музей футбола в Англии
Музей наборов для обеда в г. Колумбус
Музей неудачного искусства в Америке
Музей солонок и перца в США
Музей шпаргалок в Новосибирске
Музей шоколада в Москве.

Ребята, ваши группы хорошо справились с заданием. А сейчас посмотрите сцену и скажите, о чём мы будем говорить дальше?
(Сценка о поведении в музее).
- Мы будем говорить о поведении в музее.
- Правильно ли вёл себя Саша?
- Почему?
У вас на столах лежат конверты, в них слова. Из этих слов вы должны составить предложения, в которых будет говориться о том, как вести себя в музее. Прежде, чем вы начнёте работать, давайте вспомним правила работы в группах.
- Разговаривать будем тихо, чтобы слышала только наша группа.
- Будем уважать мнение другого человека, сказать своё мнение может каждый.
- Мы не будем отвлекаться.
- Работать будем дружно и активно, так как наш успех зависит от каждого из нас.
Беседа с детьми о правилах поведения в музее.
Правила поведения в музее:
- не подходить близко к другим посетителям;
- не загораживайте собой экспонаты;
- не разговаривайте громко со своими спутниками;
- ни в коем случае нельзя трогать экспонаты руками;
- не подходите слишком близко к экскурсоводу, чтобы не мешать другим посетителям;
- не надо говорить вслух, если вам что – то не понравилось;
- неприлично жевать резину, есть;
- если у вас возникли вопросы, их можно задать, когда экскурсия кончится.
Во многих музеях есть дополнительные правила внутреннего распорядка:
- большие сумки и пакеты, зонты сдают в камеру хранения;
Запрещается фотографировать экспозицию;
Посетители должны надеть специальные тапочки.
Ребята, а сейчас я предлагаю вам немного пофантазировать и представить музей будущего.
Ответы детей.
Послушаем, как представляет себе музей будущего Наумова Катя.
(Описание музея будущего).
Молодец, возможно в будущем будут именно такие музеи.
А сейчас я проверю насколько вы были внимательными.
Работа по слайдам «Виды музеев». «Распределите экспонаты по музеям».
Подведение итогов:
Наш проект составлен. Вы провели большую работу. Интересно было работать по данной теме?
Что вы сегодня узнали нового? (можно пользоваться таблицами).
Осталась третья колонка, вы заполните её дома. Эту информацию мы обсудим на следующем занятии, и возможно продолжим работу в данном направлении.
Сейчас я прошу оценить свою работу и работ у своих одноклассников в группе.
Умение высказывать своё мнение.
Умение выслушать мнение товарища.
Умение принять совместное решение.
Работать с хорошим настроением.
Я вижу, что вы оценили и себя и товарищей хорошо, у вас хорошее настроение. Я очень этому рада.
Посмотрите. Почему в конце нашего занятия появилось слово Россия?
Мы жители огромной, могущественной страны – Россия. Каждый из нас обязан быть достойным гражданином своей Родины. Мы должны знать историю, уважить прошлое. Без прошлого - нет будущего.
Предлагаю закончить наше занятие песней «Россия». Пусть она прозвучит в подарок для наших гостей.