Сценарий проведения семинара для педагогических работников «Здоровьесберегающий принцип организации современного занятия»


Предлагаю вашему вниманию сценарий проведения семинара для педагогических работников «Здоровьесберегающий принцип организации современного занятия».
Цель семинара: Создание условий для осознания необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений.
Задачи семинара:
создать организационные условия для проведения семинара (временные, кадровые, материальные);
создать информационные условия для проведения семинара (научно-методические, правовые);
создать комфортную эмоциональную ситуацию для конструктивного общения;
создать условия для взаимодействия, осмысления, понимания сущности обсуждаемых проблем;
осознание необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений;
моделирование образовательного процесса с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий.
Актуальность темы здоровьесбережения сомнения не вызывает. «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Со словами немецкого мыслителя и философа Артура Шопенгауэра, сказанными им в 19 веке, и сегодня не поспоришь. Особенно если задуматься о том, как изменилась с тех пор жизнь, каким мобильным стал мир, сколько новых технологий появилось, каким воздухом мы дышим. Прибавим к этому неокрепший детский организм, школьные нагрузки и стресс, нерациональное питание, постоянное пребывание за компьютером – и перед нами серьезно пошатнувшееся здоровье учащихся.
Задача здоровьесбережения поставлена перед педагогическими работниками государством в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Программой определены одиннадцать основных направлений организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений. Здоровьесберегающее воспитание стоит в ней далеко не на последнем месте.
Может ли профессионально подготовленный педагог, просто взрослый и ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих обучающихся, его прогрессирующему ухудшению? Ответом на этот, во многом риторический вопрос, стала востребованность педагогами здоровьесберегающих образовательных технологий.
Педагогическая проблема не в том, надо или не надо в дополнительном образовании заниматься здоровьесберегающим воспитанием, а в том, что до сих пор их использование здоровьесберегающих технологий воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что достаточно заботиться о физическом здоровье обучающегося.
А психологическая составляющая данной проблемы состоит в интегративности и многогранности понятия «здоровье», в многочисленности факторов, на него влияющих. Существует даже теория волнового генома, которая доказывает, что в момент общения педагога с ребенком создается определенный волновой поток, который влияет не только на самого ребенка, но и его потомков. И здесь целесообразно говорить о качестве присутствия педагога на занятии. Поэтому есть определенная трудность в том, чтобы определить зону своего влияния, учесть и максимально использовать различные виды здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Я предлагаю за 2 часа 20 минут в активной форме, используя компетентностный подход, сориентировать участников семинара в понятиях технология, здоровьесберегающая технология, в видах здоровьесберегающих технологий и создать условия для осознания необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий.
При этом во время проведения семинара использовано 11 видов деятельности:
психорегуляция;
танец;
просмотр;
слушание;
дискуссия;
музыкальная разминка;
зрительная гимнастика;
популяризация педагогического опыта;
анализ занятия;
пальчиковая гимнастика;
рефлексия;
и 9 здоровьесберегающих методов и технологий:
релаксация;
психорегуляция;
активная форма познания;
смена видов деятельности;
музыкальная разминка;
схемы зрительных траекторий;
смена динамических поз;
положительные эмоции;
пальчиковая гимнастика.
Управление образования
Администрации города Новочеркасска
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
дом детского творчества
СЦЕНАРИЙ
семинара для педагогических работников
"Здоровьесберегающий принцип организации современного занятия"
Разработала: М.И. Салимова,
методист МБОУ ДОД ДДТ
г. Новочеркасск

г. Новочеркасск,
2014
Тема: Здоровьесберегающий принцип организации современного занятия.
Цель: Создание условий для осознания необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
№ п/пМероприятие Время Ответственный
1. Объявление темы семинара. Мотивация на совместную деятельность. 1 мин. 2. Мини-тренинг на переключение внимания 3 мин. 3. Создание позитивного настроения (танцевальная минутка) 3 мин. 4. Анализ существующей ситуации по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений. Вопросы и ответы (активная форма) 10 мин. 5. Организация обсуждения идеи в новом контексте. Вопросы и ответы (активная форма) 5 мин. 6. Выступление «Признаки и составляющие индивидуального здоровья» 20 мин. 7. Флэш-моб с целью разминки 3 мин. 8. Мультимедийная презентация «Виды здоровьесберегающих технологий» 5 мин. 9. Разминка на зрительную координацию 1 мин. 10. Обсуждение темы семинара и существующих проблем как инновационных. Вопросы и ответы (активная форма) 3 мин. 11. Представление педагогов, популяризирующих собственный опыт 4 мин. 12. Открытое занятие «Развитие у обучающихся ценностного отношения к здоровью на основе единства тела и духа» 30 мин. 13. Мастер-класс «Движение под музыку и его значение для физики и психики обучающегося» 10 мин. 14. Систематизация материала, полученного в ходе дискуссии. Анализ эффективности здоровьесберегающего занятии по схеме 15 мин. 15. Пальчиковая гимнастика 1 мин. 16. Моделирование образовательного процесса с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий. Выполнение практических заданий по группам 25 мин. 17. Подведение итогов семинара. Рефлексия 3 мин. Цель семинара: Создание условий для осознания необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений.
Задачи семинара:
создать организационные условия для проведения семинара (временные, кадровые, материальные);
создать информационные условия для проведения семинара (научно-методические, правовые);
создать комфортную эмоциональную ситуацию для конструктивного общения;
создать условия для взаимодействия, осмысления, понимания сущности обсуждаемых проблем;
осознание необходимости использования всех видов здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений;
моделирование образовательного процесса с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий.
Алгоритм проведения семинара
1. Мотивация на совместную деятельность.
Ведущий. Актуальность темы здоровьесбережения сомнения не вызывает. «Девять десятых нашего счастья зависит от здоровья». Со словами немецкого мыслителя и философа Артура Шопенгауэра, сказанными им в 19 веке, и сегодня не поспоришь. Особенно если задуматься о том, как изменилась с тех пор жизнь, каким мобильным стал мир, сколько новых технологий появилось, каким воздухом мы дышим. Прибавим к этому неокрепший детский организм, школьные нагрузки и стресс, нерациональное питание, постоянное пребывание за компьютером – и перед нами серьезно пошатнувшееся здоровье учащихся.
Задача здоровьесбережения поставлена перед педагогическими работниками государством в «Программе развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях». Программой определены одиннадцать основных направлений организации воспитания и социализации учащихся образовательных учреждений. Здоровьесберегающее воспитание стоит в ней далеко не на последнем месте.
Может ли профессионально подготовленный педагог, просто взрослый и ответственный человек бесстрастно относится к неблагополучному состоянию здоровья своих обучающихся, его прогрессирующему ухудшению? Ответом на этот, во многом риторический вопрос, стала востребованность педагогами здоровьесберегающих образовательных технологий.
Педагогическая проблема не в том, надо или не надо в дополнительном образовании заниматься здоровьесберегающим воспитанием, а в том, что до сих пор их использование здоровьесберегающих технологий воспринимается многими педагогами как аналог санитарно-гигиенических мероприятий. Некоторые считают, что достаточно заботиться о физическом здоровье обучающегося.
А психологическая составляющая данной проблемы состоит в интегративности и многогранности понятия «здоровье», в многочисленности факторов, на него влияющих. Существует даже теория волнового генома, которая доказывает, что в момент общения педагога с ребенком создается определенный волновой поток, который влияет не только на самого ребенка, но и его потомков. И здесь целесообразно говорить о качестве присутствия педагога на занятии. Поэтому есть определенная трудность в том, чтобы определить зону своего влияния, учесть и максимально использовать различные виды здоровьесберегающих технологий на своих занятиях.
Предлагаю вам принять участие в мини-тренинге по переключению настроения.
Звучит релаксационная музыка. Сядьте поудобнее… Закройте глаза… Расслабьте плечи… Отпустите мышцы лица… Послушайте музыку… Представьте, где и с кем вы могли бы оказаться под такую музыку… Положите ладони лодочкой на коленях… Ведущий кладет в «лодочки» шарики. Покатайте шарик в ладонях… Почувствуйте его текстуру… Отключите все ощущения, кроме тактильных… Сделайте шарик своим другом… Расскажите ему, что вас огорчало в последнее время… Поделитесь с «другом» своей радостью… А теперь откройте глаза и расскажите мне, что вы сейчас чувствуете? Участники по очереди возвращают шарики и отмечают положительные перемены в своем настроении.
Ведущий. Эту методику можно использовать для переключения собственного настроения вечером, после трудного дня, или утром, чтобы зарядиться позитивом. А можно использовать в начале занятия с целью создания общего настроя для всех обучающихся объединения.
А теперь, когда в нашей группе возник общий положительный настрой, желаю вам успеха в работе семинара.
Звучит ритмичная музыка («Я рисую на окне»). Ведущий предлагает подвигаться и потанцевать: Гиподинамия – проблема 21-го века, а физические нагрузки стимулируют выработку «гормонов радости» - эндорфинов.
2. Анализ ситуации, существующей в учреждении, по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях объединения.
Ведущий. Неоспоримо, что основная задача дополнительного воспитания - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Однако, здоровьесберегающие технологии нельзя рассматривать как альтернативу всем другим педагогическим технологиям, так как цель любой педагогической (образовательной) технологии – достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, оно может быть только условием достижения главной цели. Понятие здоровьесбережение относится к качественной характеристике образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся). Либо здоровьесбережение может выступать в качестве приоритета в идеологии и принципах педагогической деятельности.
Мы придерживаемся мнения, что эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. Хаотичный набор методов, имеющих то или иное отношение к заявленной цели, не составляет никакой технологии, в том числе и здоровьесберегающей!
Ведущий. Прежде чем мы начнем говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”.
Что такое “технология”?Какие составные части входят в понятие “технология”?
Ответы педагогов:
- В технологию входят различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.- Технология - это некая совокупность приемов работы педагога.- Технология – это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.- Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
Ведущий. Все правильно. Необходимо объединить ваши ответы в определение. Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.
Что такое здоровьесберегающие технологии?
Ответы педагогов:
- Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.- Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.
Ведущий: Здоровьесберегающие образовательные технологии –
1. системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;
2. качественная характеристика педагогических технологий по критерию их воздействия на здоровье учащихся и педагогов;
3.технологическая основа здоровьесберегающей педагогики.
Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании?
Ответы педагогов:
- Главная цель в воспитании и образовании детей - это сохранение здоровья. Достижению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в доме детского творчества учат детей культуре здоровья, прививают полезные привычки, учат безопасному поведению, то есть осознанному отношению к своему здоровью.
Ведущий: Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей обучающемуся самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно ко взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья педагогов и валеологическому просвещению родителей.
Какие виды здоровьесберегающих технологий используются вами в работе с детьми?
Ответы педагогов.
- закаливание, физкультурные занятия, физкультурные минутки, утренняя гимнастика, прогулки на свежем воздухе;
- выполнение требований СанПиН, неукоснительное выполнение режима дня;
- педагог добивается создания благоприятной эмоциональной обстановки в объединении;
- педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход к детям. Это так же способствует сбережению здоровья детей.
3. Организация обсуждения идеи в новом контексте.
Ведущий. А как вам кажется имеет ли значение для здоровья умение правильно организовать свое время, переключиться с плохого настроения на хорошее, позитивное отношение к жизни, возможность находиться в благоприятной психоэмоциональной среде?
Как мы выяснили, здоровье – понятие интегральное и, занимаясь укреплением только физического здоровья обучающихся, педагоги упускают очень важный и большой аспект здоровьесбережения. Здоровье – это гармоничное внутреннее состояние личности, когда хочу, могу и надо находятся в гармонии.
4. Насыщение информацией участников семинара.
Ведущий:
^ Физическое здоровье – это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде (педагогическое определение); это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
^ Психическое здоровье – это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение); это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение).
^ Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Нравственное здоровье - это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе.^ Духовное здоровье - система ценностей и убеждений.
В характеристике понятия «здоровье» используется как индивидуальная, так и общественная характеристика. В отношении индивида оно отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Разобраться в том, что такое здоровье и от чего оно зависит, нам поможет педагог-психолог в своем выступлении «Признаки и составляющие индивидуального здоровья».
Признаки индивидуального здоровья
специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
показатели роста и развития;
текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности;
наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим целостный взгляд на индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов и представлена их иерархия:
^ Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими па различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
^ Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.
^ Психический компонент - состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.^ Нравственный компонент - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья, в некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирования индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Здоровье человека, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
благоприятное социальное окружение;
духовно-нравственное благополучие;
оптимальный двигательный режим (культура движений);
закаливание организма;
рациональное питание;
личная гигиена;
отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни личности - это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры, социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.^ Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
аксиологический, проявляющийся в осознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно-ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях.
гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умениями сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных.
эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов — эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля — психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определёнными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает ее физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро- и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
^ Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая, осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно-коммуникативная, обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая, заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптивная, воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.
рефлексивная, заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.
интегративная, объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Педагог-организатор проводит флеш-моб с целью разминки после доклада.
Мультимедийная презентация «Виды здоровьесберегающих технологий
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в образовании: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дополнительного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии.
Медико-профилактических технологии:
организация мониторинга здоровья дошкольников;
разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
организация физического развития обучающихся, закаливания;
организация профилактических мероприятий в доме творчества;
организация обеспечения требований СанПиНов;
организация здоровьесберегающей среды в ДДТ.
Физкультурно-оздоровительной технологии:
развитие физических качеств, двигательной активности;
становление физической культуры дошкольников;
дыхательная гимнастика;
формирование правильной осанки;
воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка:
технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
Ведущий: Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего, сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:
технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Ведущий: Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание уделяют родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребенка.
Технологии валеологического просвещения родителей:
папки-передвижки, беседы, личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы) и др. формы работы.
Ведущий: Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы из всех вышеперечисленных для здоровья детей. Существует здоровьесберегающая технологии В.Ф.Базарного (“технология раскрепощенного развития”). Отличительная особенность этой технологии состоит в следующем: занятия проводятся в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия.
Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую – либо игрушку или фигуру. Затем “пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху вниз.
Обсуждение темы семинара и существующих проблем как инновационных.
Ведущий: Какие здоровьесберегающие технологии и их элементы необходимо включить в вашу педагогическую практику, исходя из того инновационного определения здоровья, которое мы с вами обсуждаем?
Ответы педагогов.
- методики переключения настроения;
- техники релаксации и медитации;
- подвижные игры: во время физических нагрузок выделяются эндорфины — гармоны счастья. Занимаясь спортом, дети получают прилив хорошего настроения, плюс укрепляют организм;
- можно слушать музыку и устраивать танцевальные минутки в перерывах между академическими часами или перед началом занятия;
- можно добавить к музыке визуальный ряд из картин классиков или фотографий пейзажей.
Ведущий: Давайте обратимся к опыту нашего коллеги – педагога дополнительного образования объединения «Богатырь». В дополнительной образовательной программе по шинкиокушинкай каратэ психорегуляция включена в учебно-тематический план.
Нестабильная социально-экономическая обстановка приводит к росту негативных явлений и вредных привычек в молодёжной среде, снижает общий уровень духовности. Такая тенденция требует усиления воспитательной работы и развития новых форм организованного досуга, ориентированных на общечеловеческие ценности, показывающих глубину и целостность мироздания, единство всего живого, позволяющих подросткам почувствовать себя продолжателем культурных традиций своего народа и всего человечества. Необходимо, чтобы различные формы работы объединялись в целостную систему обучения, где осуществлялся бы комплексный подход, в результате которого укрепление физического здоровья неразрывно переплеталось бы с формированием морально-этических принципов, развитием общей культуры и становлением интеллектуальных способностей растущего человека.
Такой системный подход осуществляется в рамках объединения каратэ-до, работающего по программе «Богатырь».
Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на возраст обучающихся от 5 до 17лет, с различным уровнем физической и психологической подготовки, что является отличительной особенностью от других программ по восточным единоборствам. Занятия по данной системе привлекают большое количество желающих и вызывают интерес у людей различного возраста, поэтому нередко на занятия вместе с детьми приходят и их родители.
Работа ведётся на базе дома детского творчества с 2007 года.
Обучающиеся объединения «Богатырь» являются членами Федерации Ростовской области Киокусинкай каратэ.
За последние 3 года ребята завоевали более 40 призовых мест в городских, областных и региональных соревнованиях. Более 50 обучающихся объединения «Богатырь» получили сертификаты соответствия различным Кю-уровням. Основной целью программы является воспитание гармонически развитой личности и формирование активной жизненной позиции ребенка посредством приобщения его к здоровому образу жизни и самосовершенствованию на основе всестороннего изучения боевых искусств, их философских, исторических, этических, социально-культурных, медицинских и других аспектов. Она основана на постепенном формировании двух психофизических состояний:
гармонии психики и тела, при которой наступает согласие в стремлениях и действиях личности и осуществляется их взаимный контроль;
гармонии человека с окружающим миром, для которой характерно соответствие личности биологическим и физическим законам природы и удовлетворение потребностей в согласии с потребностями других людей и общества.
Уже 20 лет в доме детского творчества реализуется дополнительная образовательная программа «Аделаида» и с этого учебного года программа «Пластилин» для младшей группы Образцового коллектива эстрадного танца «Аделаида».
Коллектив является победителем многочисленных областных, Всероссийских и международных конкурсов, участником губернаторских концертов, концертов, организованных Управлением культуры и Управлением образования Администрации города Новочеркасска.
Миссия программы, по которой занимается коллектив, – обеспечить формирование гармонии тела, физическое, эмоционально-психологическое развитие и ценностную ориентацию обучающихся в процессе освоения ими современной танцевальной культуры.
Актуальность и значимость образовательной программы связана с тем, что изучение быта, нравов, традиций танцевальной культуры развивают эмоционально-нравственную и сенсорную культуру личности, побуждают способность видеть, ценить и сознавать красоту в жизни и искусстве; развивать воображение и творческие способности, закладывать основы художественной культуры современного человека.
Здесь происходит тесное переплетение физкультуно-оздоровительных здоровьесберегающих технологий с технологиями обеспечения социально-психологического благополучия ребенка, потому что физические нагрузки стимулируют выработку «гормонов радости» - эндорфинов, а значение музыки для психорегуляции человека трудно переоценить. Плюс изучение приемов саморегуляции на занятиях актерским мастерством, что безусловно способствует формированию здорового и экологически целесообразного образа жизни детей.
6. Систематизация материала, полученного в ходе дискуссии.
Анализ эффективности здоровьесберегающего занятия по схеме.
Педагог-организатор проводит методику «Пальчиковая гимнастика».
7. Моделирование образовательного процесса с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий.
Ведущий: Итак, прежде чем разработать модель занятия с использованием
здоровьесберегающих технологий, давайте проговорим, что необходимо учитывать педагогу при его проведении?
Ответы педагогов:
- обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
- число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
- число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
- чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
- наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);- место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- позы учащихся, чередование поз;
- физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с тремя повторениями каждого упражнения;
- наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;- психологический климат на занятии;
- наличие на занятии эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
Педагоги делятся на 3 команды, каждая из которых создает свой вариант модели с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий и рассказывает о ней:
создать модель здоровьесберегающего занятия;
создать модель деятельности по здоровьесбережению и здоровьеобогащению педагогов в учреждении дополнительного образования детей;
создать модель деятельности по валеологическому просвещению родителей в учреждении дополнительного образования детей.

8. Подведение итогов семинара
Ведущий: Во время проведения семинара вы, дорогие коллеги, сменили 11 видов деятельности и попробовали на себе 10 здоровьесберегающих методов и технологий.
9. Рефлексия.
Обмен мнениями по вопросам:
на семинаре я научилась (лся)…
я понял(а)…
я смогу на практике…
мне не хватило…
мне на семинаре было комфортно, я получил(а) удовлетворение от работы;
ощущал(а) дискомфорт, усталость.
Критерии эффективности проведения семинара
- имело место конструктивное общение;
- сложились условия для взаимодействия, осмысления, понимания сущности обсуждаемых проблем;
- педагоги осознали необходимость использования здоровьесберегающих технологий на занятиях объединений;
- в процессе проведения семинара создана модель занятия с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий.
Список использованной литературы:
1. А.В.Радионов. Психофизическая тренировка // М.: ДАР. – 1995.- 64 с.
2. И.С. Барчуков. Физическая культура-М.;Юнити-Дана,2003 г.
3. М.И.Чистякова. Психогимнастика / Под ред. М.И.Буянова. М., Просвещение, 1995.
4. В.Синельников. «Как стать здоровым, познав радость жизни». М. Центрполиграф, 2009 г.
5. Л.Хей. «Книга жизни». М; Олма Медиа Групп; Олма-пресс 2010 г. (энциклопедия Луизы Хей)
6. «Большая энциклопедия народной медицины». Олма. Медиа групп. М., 2009 г.
7. Самые лучшие системы оздоровления. Издательство «Сталкер», 2007 8.В.И.Ковалько, Здоровьесберегающие технологии в 1-4кл.-М.,2004
9.А.В. Наследухов “Охрана безопасности жизнедеятельности”, М., АСТ – ПРЕСС, 2003 г.
10.В.В. Аршинова Классные часы и беседы, М., Творческий центр, 2004 г. 11.Н.И. Дереклеева Родительские собрания, М., ВАКО, 2004 г.
12. Базарный В.Ф. Методология оздоровления детей и подростков. М., 1996.
13. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
14. Чимаров В.И. О стратегических ориентирах формирования здоровья детей в образовательных учреждениях // Образование и наука, 2000, № 1(3).
«ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ» (обратная связь)
на семинаре я получил (а) опыт
медитации;
проведения пальчиковой гимнастики;
анализа занятия;
проведения музыкальных разминок;
другое __________________________________________________________________________________________________________
семинар помог углубить знания
о здоровьесберегающих технологиях;
я понял (а), какие моменты мне нужно добавить при планировании занятия;
я понял (а), то, что я делаю каждое занятие, – здоровьесберегающие технологии;
я понял (а), что предстоит еще много работать в плане здоровьесбережения участников образовательного процесса;
другое
__________________________________________________________________________________________________________
я смогу на практике
на каждом занятии использовать здоровьесберегающие технологии;
организовать работу по валеологическому просвещению родителей;
организовать в своем учреждении работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению педагогов;
проводить флэш мобы в перерывах между занятиями;
другое
__________________________________________________________________________________________________________
мне не хватило
представленных теоретических знаний;
возможности попробовать себя на практике;
общения с коллегами;
возможности рассказать о своем опыте (опыте учреждения);
другое
__________________________________________________________________________________________________________
мне на семинаре было комфортно, я получил(а) удовлетворение от работы
да
нет
ощущал(а) дискомфорт, усталость
да
нет

Ведущий сообщает тему семинара.

Мотивация на совместную деятельность
Ведущий проводит методику переключения настроения


Выступление педагога-психолога «Признаки и составляющие индивидуального здоровья»

Обсуждение темы семинара и существующих проблем как инновационных

Открытое занятие «Развитие у обучающихся ценностного отношения к здоровью
на основе единства тела и духа»
Медитация на занятиях объединения «Богатырь»
Использование здоровьесберегающих технологий социально-психологического благополучия ребенка

Психорегуляция на занятиях объединения «Богатырь»

Мастер-класс «Движение под музыку и его значение для физики и психики обучающегося»


Анализ эффективности занятия

Моделирование образовательного процесса
с использованием потенциала здоровьесберегающих технологий

Рефлексия: обратная связь (заполнение «избирательного бюллетеня»)

Подведение итогов семинара