Конспект внеурочного занятия«Формы и методы работы с использованием музейных материалов в учебном процессе»

Методическая разработка урока на тему
«Формы и методы работы с использованием музейных материалов в учебном процессе»
Автор: Нахаева Лариса Валерьевна, учитель истории и обществознания
Место проведения: МОБУ «Троицкая гимназия им. Б.Б.Городовикова», 10 «б» класс
Дата проведения: 10 ноября 2012г.
Пояснительная записка.
Существуют несколько видов элективных курсов, среди которых выделяют еще «общекультурные». Они дают знания в тех областях, которые отсутствуют в традиционном учебном плане, например «Путешествие в мир музея».
Данный курс знакомит учащихся с основными видами музейной деятельности, спецификой различных музейных профессий. Школьники приобщаются к поисково-собирательской работе, изучению и описанию музейных предметов, созданию коллекций, проведению экскурсий. Знания, полученные на данном курсе, могут быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев.
К данному уроку учащиеся 10 «б» класса (социально-экономический профиль) приступают с определённым запасом знаний по музееведению. Содержание и форму урока необходимо построить с учётом жизненного опыта и мировоззренческих позиций учащихся. Роль учителя заключается в организации познавательной и практической деятельности детей, обобщении и систематизации материала по проблеме, предупреждение затруднений, моральной поддержке отдельных учащихся. Основная идея урока заключается в ненавязчивой логике вопросов, которые помогут высветить искомый ответ и из таких ответов выстроить сюжет урока-исследования.
Цель урока: воспитание патриотизма и гражданственности на основе музейных материалов.
Задачи урока:
познакомить с новыми экспозициями музея;
научить учащихся воспринимать музейную информацию и музейные предметы, оценивать их как часть истории и культуры;
формировать практические навыки комплексной работы с музейными предметами.
Тип урока: музейный урок
Оборудование:
экспозиция «Летопись гимназии»;
экспозиция «Учитель, перед именем твоим»;
«Книга поступлений»;
фотографии из фондов музея;
личные вещи первого директора;
презентация.
Основные понятия темы: «экспозиция», «экспозиционная работа», «экспонат», «легенда предмета», «атрибуция».
Ход урока.
I. Организационный момент
Слайд №1.
II. Актуализация знаний учащихся
Слайд №2а «Чем, по-вашему мнению, отличается школьный музей от других музеев?». Обсуждение (слайд №2б – ответы слушателей курса).
Постановка проблемы: может ли музей, музейная экспозиция использоваться в образовательном процессе? Как? Каким образом?
Беседа с учащимися: что такое экспозиция? каков результат совместной работы экспозиционера и художника? что такое экспозиционная работа? какие бывают музейные экспозиции?
Слайд №3а «Схемы описаний музейных предметов».
III. Практическая работа учащихся – работа с экспонатами. Обновленные экспозиции «Летопись гимназии» и «Учитель, перед именем твоим» ученики, как и гости занятия, видят впервые.

Словарная работа – «Легенда предмета» (пример – статья «Калмыцкое седло» в газете «Известия Калмыкии» от 2 ноября 2010г); «Атрибуция».
Слайд №3б «Описание фотографий» – работа с экспозицией «Летопись гимназии», первый стенд: 2000 год – 90-летие Б.Б.Городовикова.
В статье «Человек до тех пор жив, пока он в памяти народной», опубликованной газетой «Новая жизнь» от 21 ноября 2000г., дан материал об этом событии.
В статье также сказано о персональной выставке картин ученицы 6-ого класса Юлии Дарминой. В музейном фонде есть фотография, на которой можно увидеть эту выставку. Судьба юной художницы станет темой исследования учащихся 10 «б» класса.
Работа с групповыми фотографиями разных лет, классов, по которым можно узнать многое из школьной жизни, позволила ученикам вообразить себя исследователями.
Темы возможных проектов: выпускники – участники конкурсов, конференций, олимпиад, фестивалей, Всероссийских акциях, спортивных соревнованиях.
Часть учащихся испытали себя в роли экскурсоводов.
Слайд №4 «Описание орденов, медалей, значков» - представлены ребятам удостоверения к медали «Ветеран труда», юбилейной медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина», выданные на имя Санджиева Владимира Мутуловича. Среди немногочисленных экспонатов музея есть ежедневник 1985 года и общая тетрадь с тематическим планированием, которые принадлежали первому директору.
Многие учителя нашей гимназии являются обладателями высоких званий и наград за педагогическую деятельность. Их вклад в развитие гимназии, в становление учеников может стать темой отдельных проектов.
Слайд №5 «Значки (знаки)».
2009, 2010 годы богаты юбилейными событиями: 400-летие добровольного вхождения калмыцкого народа в состав Российского государства, 65-летие Великой Победы, 100-летие со дня рождения Б.Б. Городовикова. Были выпущены к этим датам юбилейные медали, знаки, значки, которые также могут быть предметом исследований учащихся.
IV. Рефлексия.
Можно ли назвать наше путешествие экскурсией? Какие правила экскурсионной работы нам известны? – обратная связь.
Свободный микрофон. Творческий отчет о посещении музея.
V. Домашнее задание.
Слайд №6. Проект «Музейная студия».
Темы проектов: «История школы», «Семейные реликвии и предания», «Из бабушкиного сундука».
Почему именно проект? В основе этого метода лежит не информационный подход, а деятельностный, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей. Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей, чувства ответственности, самодисциплины. Это содействует развитию творческих способностей, коммуникативных умений и навыков.