Педагогический проэкт Музыкально-театрализованная сказка-Рукавичка



Педагогический проект «Музыкально – театрализованная сказка
«Рукавичка»».
Музыкальный руководитель МАДОУ№44
Хозяйкина Елена Александровна
Томск-2013г

Пояснительная записка
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства.
Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Забаву, озорного Буратино, добрую Дюймовочку.
Наше общество требует энергичных, амбициозных и здоровых людей, владеющих знаниями, умеющих добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслящих самостоятельно и творчески, имеющих мужество пробовать и ошибаться в поисках и принятии верных решений.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется стремительно разворачивающими инновационными процессами, инициаторами которых выступают те или иные люди – личности. Становление и развитие личности, познание окружающего мира, накопление опыта, знаний, практических навыков происходит в процессе деятельности человека. Человек формируется в деятельности, и чем она разнообразнее, тем ярче его личность.
Всем известно, что формирование навыков, умений, зарождение личности, развитие познавательных процессов человека, первоначальное накопление впечатлений, информирование об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений и т.д. происходит в дошкольном возрасте человека.
Дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств.
Актуальность
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, педагогов, психологов, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства, и позволил нам обратиться к театральной деятельности в нашем дошкольном учреждении, не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной личности.
Занятие музыкально-театрализованной деятельностью направлены на то, чтобы развивать у детей способность чувствовать, понимать, любить, оценивать явления театрального искусства, наслаждаться и создавать в меру своих творческих возможностей свои музыкальные, театральные ценности. В настоящее время это особенно важно, т. к. подрастающее поколение лишено возможности восприятия шедевров мирового музыкального искусства, слушают примитивную популярную музыку. Именно поэтому насыщение ребенка духом музыкального искусства является одним из важнейших условий музыкально-театрализованной деятельности.
Личностно ориентированный подход в воспитании детей – самое актуальное направление в педагогических методиках.
Мы должны предлагать детям, а не навязывать, помочь, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, мы обязаны предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения.
Вид проекта: художественно-творческий;
Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель, дети и их родители.
По времени: с15.09.20012-по20.11.2012.
Проблема: у детей недостаточно развит интерес к театральной деятельности
Цель: прививать интерес к театрально-игровой деятельности.
Задачи:
Развивать способности ребёнка средствами игровой, музыкально-театрализованной деятельности и формировать интерес к театральному искусству.
Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя музыкальные и игровые импровизации.
Развивать навыки чистого интонирования, выразительного исполнения, чувство ритма.
Развивать у детей желание участвовать в танцевальных импровизациях.
Развивать выразительность жеста, обучать выражению различных эмоций, учить ролевому воплощению
Развивать умение разыгрывать спектакль по знакомой сказке.
Учить интонационно и выразительно передавать характер и эмоциональное состояние выбранного персонажа.
Закреплять умение рисовать разными материалами по сюжету произведения.
Развивать стремление принимать посильное участие в оформлении и изготовлении декораций, атрибутов к спектаклю.
Накопление опыта в музыкально –творческой деятельности.
Материалы и оборудование: ширма, герои в костюмах (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, Жучка, Дед с коробом), макет – рукавица, декорации (елки, сугробы, пенек).
Музыкальный репертуар: музыкальная партия для каждого действующего лица написан музыкальным руководителем – Хозяйкиной Еленой Александровной.
Ожидаемый результат:
Знакомить с историей и развитием театрального искусства.
Познакомить детей с театральными понятиями: ширма, сцена, театр, гример, афиша, анонс и др.
Учить детей чувствовать и понимать другого человека, взаимодействовать друг с другом и взрослыми.
Учить понимать содержание литературного произведения, песни, потешки, инсценировки, этюда и т.д.
Учить выражать свои эмоции в речи, мимике, движениях.
I этап – Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и
посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Содержание
Цель воспитателя Цель музыкального руководителя Сроки
Выбор сказки
Поиск материала (чтение сказки, видеопоказ)
соответствующий возрастным и личностным особенностям подготовительной группы.
Вызвать эмоционально-положительный настрой
15. 09.12г
Изучение различных вариантов сказки
Составление авторского сценария спектакля
Составление авторского сценария спектакля 17.-19.09.12г
Рассказывание русско-народной сказки «Рукавичка». Рассматривание иллюстраций по сказке. Прослушивание аудиосказки и беседа по содержанию
Подборка книг с разным изданием сказки. Вызвать интерес к данной сказке.
Развитие умения высказывать свои впечатления о прослушанном
23.09-30.09-12г
Знакомство детей со сценарием спектакля. Слушание музыкальных произведений по сказке
Активизировать внимание детей при знакомстве с новым вариантом сказки и
вызвать положительный эмоциональный настрой.
Закрепление знаний о жанрах музыки, обогащение музыкальных впечатлений, формирование навыков культуры слушания музыки
02.10.12г
II этап – Разработка содержания проекта, планирование деятельности по достижению цели:
Выполнение проекта (практическая часть).
Распределение ролей между детьми, сотрудниками, родителями.
04.10.--05.10.12г.
Просмотр мультфильма и слайдов по сказке.
Учить детей охарактеризовать героев мультфильма
Эмоциональное восприятие героев
08.10.-11.10.12г
Рассказывание сказки с использованием настольного театра
Учить сочетать движение фигурки с речью. Формировать дружеские взаимоотношения.
15.10.-19.10.12г.
Этюды «Изобрази замерзшую мышка», «Веселую лягушку», «Сильного ревущего медведя»…
Учить отождествлять себя с заданным персонажем
Совершенствования танцевальных движений, развитие умение исполнить свою вокальную партию.
22.10-26.10.12г.
Разучивание отдельных ролей
Помочь детям найти средства выражения образа в движениях, мимики, жестах, интонациях
Развитие эмоционально-образного исполнения
20.10-16.11
29.10-16.11.12г.
Изготовление афиши, пригласительных билетов, декораций. Предлагать детям принимать посильное участие в оформлении
19.11.12г.
Обновление костюмов
Привлечь родителей к активному участию в данной работе
20.11.12г.
Ручной труд (совместная работа воспитателя с детьми)
Учить детей создавать эмоционально выразительные образы на основе бумажного рулончика
21.11.12г.
Игры «Узнай по голосу», «Узнай на слух», «Кто спрятался?».
Развивать внимание, память. Учить детей выразительно произносить фразы несущие различную эмоциональную окраску.
22.11.12г.

3 этап - презентационный
(публичное представление проекта)