Программа курса За страницами учебника математики для учащихся 6 класса



Департамент образования
администрации города Липецка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23
имени С.В. ДОБРИНА города ЛИПЕЦКА
РАССМОТРЕНО
На заседании
методического совета
МАОУ СОШ №23
г. Липецка
Протокол № 8
от 07.03.2014 года СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе
__________ Г.В. Зыкова
07.03.2014 года УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора МАОУ СОШ №23
г. Липецка
№ 122 от 12.04.2014 года

Рабочая программа
научно-познавательной направленности
для учащихся 6 Б класса (12-13 лет)
«За страницами учебника»
модуль математика
на 2013/2014 учебный год
Разработчик программы
Москвина И.А., учитель математики
первой квалификационной категории
2013 год
Пояснительная записка
Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования.
Математика занимает особое место в образовании человека, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления человека, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Являясь частью общего образования, среди предметов, формирующих интеллект, математика находится на первом месте.
Цель программы– способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и развитию математических способностей.
Образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний учащихся по математике;
- привитие интереса учащимся к математике.
Воспитательные задачи:
- воспитание культуры личности;
- воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;
- воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса.
Развивающие задачи:
- развитие ясности и точности мысли, критичности мышления;
-формирование математического кругозора.
Нормативные документы
Закон Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 9, статья 54).
Правила оказания платных образовательных услуг, утверждённые постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 года № 706.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей и взрослых.
Приказ ОУ «Об организации работы по оказанию дополнительных платных образовательных услуг» от ______.2014 года № _____.
6.Приказ МАОУ СОШ №23 г.Липецка от ______.2014 года №_____«Об утверждении плана работы, учебного плана и календарного учебного графика».
Программа дополнительных платных образовательных услуг изучения курса математики в 6 классе «За страницами учебника» рассчитана на детей 12-13 лет, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.
Основная форма организации учебных занятий: очные занятия в группах по 11-12 человек.
Учебные занятия проводятся один раза в неделю. В течение восьми месяцев. Продолжительность одного занятия – 45 мин. В соответствии с договором каникулярные и праздничные дни не входят в учебное время, поэтому программа рассчитана на 29 часов.
Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и другое), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и другие). Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Учебно-тематический план
№ п/пНаименование тем курса Количество часов
1 Числовые множества. Действия с числами. 13
2 Нестандартные приёмы решения задач олимпиадной тематики. 8
3 Решение текстовых задач. 8
ИТОГО 29 часов
Содержание изучаемого курса
Числовые множества. Действия с числами (13 часов):
Историческая информация о происхождении чисел. Рассмотреть задачи, решаемые без карандаша и бумаги. Развивать умения учащихся представлять данное число с помощью нескольких одинаковых чисел и с помощью действий сложения, умножения, вычитания, деления или их комбинации. История возникновения магических квадратов, решение и составление магических квадратов. Рассмотреть задачи на запись натуральных чисел с помощью сложения, вычитания, умножения, деления, а так же скобок. Обратить внимание на неоднозначность решения таких задач. Рассмотреть задачи, где часть цифр чисел известна, а большая часть нет. Рассмотреть задачи, где одинаковые цифры обозначаются одинаковыми буквами, обращая внимание, что если ответов несколько, то требуется найти их все.
Нестандартные приёмы решения задач олимпиадной тематики (8 часов):
Решение задач с помощью составления таблиц, с помощью рисунка, графы. Верные и неверные высказывания. Решение задач на переливание жидкостей с конца, путём проб. Научить решать задачи на взвешивание наиболее рациональным способом. Решение задач на перевозки. Знакомство с задачами на «доказательство». Рассмотреть «доказательство от противного», рассмотреть, что общего у равносоставленных фигур, свойства площадей, метод дополнения для вычисления площадей фигур.
Решение текстовых задач (8 часов):
Ввести понятие предложения «истинного» и «ложного». Объяснить методы решения логических задач: с помощью таблицы, с помощью рассуждения. Знакомство с историей математики. Использование понятия «процент» в жизненных ситуациях.
Итогами реализации данной программы является:
приобретение предметных знаний по математике ,
формирование позитивного отношения к предмету «математика»,
приобретение опыта самостоятельной работы.
Виды деятельности учащихся:
- практикум по решению заданий;
- работа с различными источниками информации;
- отбор материала по изучаемой теме (индивидуальные сообщения);
-создание презентаций.
Методическое обеспечение
При реализации данной программы используется игровая технология, проблемное обучение, частично-поисковые методы обучения, когда учащиеся участвуют в коллективном поиске решения поставленной задачи совместно с педагогом, а так же исследовательские методы научного познания.
Основные формы отчетности: тетрадь с конспектами и заданиями, презентации, созданные учащимися.
Условия реализации программы:
Материально-техническое обеспечение: кабинет, ученические столы, стулья, доска, мел, компьютер.
Методическое и дидактическое обеспечение: подборка информационной и справочной литературы, обучающие и справочные электронные издания, доступ в интернет.
Литература и средства обучения
Е.В. Галкин. Нестандартные задачи по математике. Задачи с целыми числами:: Учеб. пособие для учащихся 7 – 11 кл. Челябинск: «Взгляд», 2010.
Карасева Е.И. решение нестандартных задач на внеклассных занятиях по математике. В 5-6 классах: учебно-методическое пособие. – Магнитогорск, МаГу, 2010
Д.В. Клименченко. Задачи для любознательных: Кн. для учащихся 5 – 6 кл. ср. шк.-М.: Просвещение, 2011.
«Учим дроби», 1С Образовательная коллекция, Интерграфика.
А.В. Фарков Математические олимпиады: метод., пособие. М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2010
Шарыгин И.Ф. Решение задач.-М.: Просвещение,2012.
«Приложение к рабочей программе
дополнительных платных образовательных услуг
изучения курса математики
в 6 классе «За страницами учебника»
на 2013/2014 учебный год»
Календарно-тематическое планирование
№ занятия Содержание материала Кол-во часов Планируемая дата
1 Вводное занятие 1 02.10
2 Происхождение чисел. Старинные русские меры длины 1 16.10
3 Решение задач, с использованием старинных мер 1 23.10
4 Числовые множества 1 30.10
5 Числовые множества 1 06.11
6 Числовые головоломки 1 13.11,
7 Числовые головоломки 1 27.11
8 Магические квадраты 1 04.12
9 Составление и решение магических квадратов 1 11.12
10 Восстановление знаков действий 1 18.12
11 Восстановление цифр натуральных чисел. 1 25.12
12 Решение задач на восстановление знаков действий и цифр натуральных чисел 1 15.01
13 Числовые ребусы 1 22.01
14 Логические задачи 1 29.01
15 Задачи на переливание 1 05.02
16 Задачи на переливание из бесконечного по объёму сосуда 1 19.02
17 Задачи на перевозки. 1 26.02
18-21 Геометрические задачи 4 05.03, 12.03
19.03, 26.03
22-23 Задачи, решаемые с конца 2 09.04, 16.04
24-25 Задачи на взвешивание 2 23.04, 30.04
26-27 Задачи на разрезание 2 07.05, 14.05
28-29 Решение олимпиадных и конкурсных задач 2 21.05, 28.05