Рабочая программа За страницами учебника математики 5 класс

Пояснительная записка

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Индивидуально – групповое занятие является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Оно способствует углублению знаний учащихся, развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, данный курс по математике имеет большое воспитательное значение, ибо цель не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.
В содержание курса включены исторические аспекты возникновения чисел, вычислений и математических знаков, жизнь и работа великих математиков, введены понятия геометрических фигур и терминов геометрии. Рассматриваются различные практические вопросы и задачи, игры, ребусы, головоломки, софизмы, сказки, фольклор. Проводится подготовка к олимпиаде по математике.
Занятия проходят в форме эвристической беседы с опорой на индивидуальные сообщения учащихся. В ходе занятий предполагается выполнение практического занятия. Темы предстоящих занятий следует объявлять заранее, чтобы каждый ученик имел возможность выступить на занятиях.
Основная цель курса – развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке, и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Достижение этой цели обеспечено посредством решения следующих задач:
привитие интереса учащимся к математике;
углубление и расширение знаний учащихся по математике;
развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;
формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы.
Частично данные задачи реализуются и на уроке, но окончательная и полная реализация их переносится на внеклассные занятия.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
доброжелательный психологический климат на занятиях;
личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
оптимальное сочетание форм деятельности;
преемственность, каждая новая тема логически связана с предыдущей;
Программа может содержать разные уровни сложности изучаемого материала и позволяет найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.
Программа рассчитана на один год обучения. Образование осуществляется в виде теоретических и практических занятий для учащихся – 2 часа в неделю.

Тематическое планирование


п/п
Тема занятий
Кол-во
часов

1
Вводное занятие
1

2
История возникновения цифр и чисел
1

3
Системы счисления. История нуля. Календарь
3

4
История математических знаков. Числа великаны
1

5
История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни
2

6
Великие математики древности
3

7
Треугольник. Египетский треугольник
2

8
Старинные задачи по математике
2

9
Логические задачи в сказочных сюжетах.
3

10
Параллелограмм
2

11
Пять правильных многогранников
2

12
Сказки о геометрических фигурах
3

13
Женщины математики
2

14
Готовимся к олимпиаде
6

15
Задачи народов мира
3

16
Задачи о «мудрецах и лжецах»
2

17
Как возникли проценты.
1

18
История дробей. История десятичных дробей
2

19
История возникновения отрицательных чисел.
1

20
Необходимость введения отрицательных чисел.
3

21
Животный мир на координатной плоскости.
5

22
Задачи о природе
2

23
Решение логических задач с помощью «спичек»
4

24
Секреты быстрого умножения
2

25
История циркуля, транспортира
1

26
Игры, ребусы, загадки
3

27
Кроссворды, головоломки
3

28
Софизмы, афоризмы, сказки
2

29
Заключительное занятие
1


Итого
68


Требования к уровню подготовки
По окончании обучения учащиеся должны знать:
нестандартные методы решения различных математических задач;
логические приемы, применяемые при решении задач;
историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.
должны уметь:
рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
применять нестандартные методы при решении программных задач

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Берман Г. Счет и число. Москва,1956.

2. Ганчев И.и др. Математический фольклор. Москва, 1987.

3. Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.

4. Депман И. Из истории математики. Москва,1960

5. Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений в 2ч./ Н.Я. Виленкин, В.И.
Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.-17-е изд.-М.: Мнемозина, 2006.

6. Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”, №5, 1989.-С. 78.

7. Цыпкин А.Г. Справочник по математике для средней школы. Москва, 1981.

8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика / глав. ред. М.Д Аксёнов. - М.: Аванта + , 2002.



Заголовок 315