Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе.


Приёмы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школеПодготовила: Л.В. Ветчинкина, учитель начальных классовМКОУ Лаптево-Логовская СОШ2015 год Что такое проблемная ситуация?Проблемные ситуации – это такие учебные ситуации затруднения, которые возникают в моменты, когда учащийся принимает задачу, пытается её решить, но чувствует недостаточность прежних знаний. Эти ситуации вызывают активную мыслительную деятельность учащегося, направленную на преодоление затруднения, т. е. на приобретение новых знаний, умений, навыков. Технологии проблемного обученияТехнология проблемно-диалогического обучения;Технология постановки учебной проблемы;Технология продуктивного обучения;Технология деятельностного метода;Технология проектного обучения;Проблемно-поисковые технологии. Методы постановки учебной проблемыПобуждающий от проблемной ситуации диалог;Подводящий к теме диалог;Сообщение темы с мотивирующим приёмом. Побуждающий от проблемной ситуации диалогСоздание проблемной ситуации.Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации.Побуждение к формулированию учебной проблемы.Принятие предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы. Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации Представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?Сколько же в нашем классе разных мнений?Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Побуждение к формулированию учебной проблемы Две формы учебной проблемы: «удивления» и «затруднения». Текст побуждающего диалога: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?» Этапы проблемного диалога на примерахОкружающий мирТема: «Растения»Демонстрирую 4 помидора: 1 – красный, 1 – жёлтый, 1 – зелёный, 2 – розовых.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}- Что это? Что у них общего? Где вы можете их видеть?Предъявление первого факта.Это помидоры. Это овощи. Они растут в огороде на грядке. Они растут в теплице.- Какого они цвета?Предъявление второго факта.Красный, жёлтый, зелёный, розовые.Возникновение проблемной ситуации.- Что интересного заметили?Побуждение к осознанию противоречия.Всё это помидоры, но цвет у них разный.Осознание противоречия.- Какой возникает вопрос?Побуждение к формулированию проблемы.- Почему они разные по цвету?Учебная проблема как вопрос. МатематикаТема урока: «Масса. Единицы измерения массы»Перед вами 1 кг конфет, 1 кг гиря, пуховая подушка весом 1 кг.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}- Что тяжелее?Вопрос на ошибку.Подушка больше, значит она тяжелее конфет.Гиря тяжелее подушки, так как она металлическая.Давайте взвесим на весах.Предъявление факта.Ученики испытывают удивление.- Что вы сказали сначала? (Ответы)Возникновение проблемной ситуации.- Как оказалось на самом деле?Побуждение к осознанию противоречия.- Какой же будет тема урока?Побуждение к формулированию проблемы.Тема урока: «Масса. Единицы измерения массы».Учебная проблема как тема занятия. Подводящий к теме диалогЭто ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока.Русский языкТема урока: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Действия учителяДействия учащихсяАнализУчитель работает над постановкой проблемы с помощью подводящего диалога. Ученики выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.Прочитайте слова, записанные на доске.На доске написаны слова: мяч, дочь, печь, шалаш, камыш, мышь.Подводящий диалог- Как распределить слова в два столбика?Распределяют слова в два столбика:мяч дочьшалаш печькамыш мышь- Что общего заметили?В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.- В чём различие?В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.- Значит, какая сегодня будет тема урока?Мягкий знак после шипящих на конце существительных .Учитель и учащиеся фиксируют тему урока МатематикаТема урока: «Деление многозначного числа на однозначное»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Действия учителяДействия учащихсяАнализУчитель работает над постановкой проблемы с помощью подводящего диалога.Ученики выполняют задание и отвечают на вопросы учителя.- Сравните два столбика выражений на доске.На доске записаны выражения в два столбика:44:4 28:456:4 32:472:4 36:4Подводящий диалог- Что общего заметили?Эти выражения на одно правило «деление двузначного числа на однозначное».- А теперь сравним с предыдущими выражениями новый столбик выражений.Учащиеся сравнивают данные выражения с предыдущими 536:41768:4- Чем этот столбик похож на предыдущие выражения?Нужно делить числа и делитель у них одинаковый.- В чём различие?Делимое многозначное число.- Какая сегодня тема урока?Деление многозначного числа на однозначное.Учитель и учащиеся фиксируют тему урока Сообщение темы с мотивирующим приёмомПриёмы: «яркое пятно» и «актуальность». «Яркое пятно»: сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры, повседневной жизни, шутки, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но всё-таки связанный с темой урока. Русская народная сказка «колобок»МатематикаРешите задачу: Сколько мог весить колобок, если бабка замесила тесто из 300 г муки, 3 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.Какая тема урока может быть?Русский языкКакую тему вы можете изучать, опираясь на сказку «Колобок»?Окружающий мир - Кто встретился по дороге Колобку?Чем питаются эти звери?Кто реально опасен для Колобка? «Актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого. МатематикаТема урока: «Правило проверки решения уравнения»За 5 секунд (время недостаточно) найдите правильно решённое уравнение:Почему сразу не можем ответить?Попробуйте назвать тему урока. (На этапе «Открытия нового знания» учащиеся решают учебную проблему на основе побуждающего к гипотезам диалога.){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}40+x=200x=200+40x=24040+x=200x=200-40x=16040+x=200x=200-40x=150 ГЛАВНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ НЕИЗВЕСТНОЕ, НОВОЕ,ТО, ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ ОТКРЫТО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ, ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НУЖНОГО ДЕЙСТВИЯ. Презентация составлена на основе материалов с различных интернет-ресурсов.