Выступление на методическом объединении Воспитательные моменты на уроках в начальной школе

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, обладающие чувством ответственности за судьбу ближнего. Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности в новую систему общества. Одним из главных в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в новых условиях. Воспитать такого человека не легко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научится - ничего не уничтожать и все совершенствовать». Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников. Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.
Набирая учеников в первый класс, я столкнулась со следующими трудностями: Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым. Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д. В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно с самых первых дней обучения. Чтобы потом не услышать «Много твоя учительница знает».Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цели:
организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,
создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:
Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
Воспитывать толерантность.
В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а, следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей. Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности. За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал. У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло? Ведь успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей.


Направления воспитательной деятельности
Как обеспечить успех младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и другом? Уроки воспитания я систематизировала следующим образом:
"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).
"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).
"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).
"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).
Основная цель в воспитании ребенка, развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Но воспитывать детей нужно не только во внеурочное время. Воспитание процесс целостный и непрерывный.
К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно, уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время я широко использую и нестандартные. Это, в частности, конкурсы, путешествия, занятия-конференции, диспуты, уроки-сказки, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал.
«Настоящий, хорошо продуманный, четко спланированный урок воспитывает всегда: своим содержанием, поведением учителя, организацией работы детей, общением их между собой и педагогом. На одних уроках для воспитания больше возможностей, на других – меньше, но есть они всегда.
Идет урок математики. Решается задача о производстве хлебобулочных изделий. По ходу урока выясняется, что многие дети не знают, что такое каравай и крендели. После разъяснения разговор логически перетекает в беседу о том, как тяжело производится хлеб, как долог его путь от зернышка пшеницы до мягкой булочки на нашем столе, о бережном отношении к хлебу, а значит и к труду очень многих людей, овеществленном в этом хлебе. «Научиться считать - это, безусловно, важно, но и в душе после каждого урока что-то должно остаться, какое-то, пусть крохотное, нравственное зернышко».
Урок русского языка. Дети учатся не только грамоте, учатся ценить, любить, уважать родной язык . Я стараюсь найти возможность приблизить к жизни, любой содержательный материал. Предлагаю группу слов: мальчик, девочка, изучать, Москва, родной. На вопрос о том, что можно сказать об этом множестве слов, дети отвечают, что здесь представлены;
- разные части речи,
- двухсложные и трехсложные слова,
- слова с орфограммами,
- имена нарицательные, имена собственные.
Ребятам предлагается исключить «лишнее» слово. Снова много разнообразных предложений: исключить следует слово «мальчик» (как единственное, содержащее показатель мягкости), «родной» (как единственное прилагательное) и т.д. Никогда не останавливаю, не говорю «НЕТ», всегда даю высказать свое мнение. А добравшись до слова «Москва» (единственное имя собственное), ведем разговор дальше - о том, как мы понимаем слова «родной город», что значить «любить свой город», как и от кого мы его защищаем и бережем. Продолжаю разговор о нашем городе. Далее в тетради появляется составленное с использованием данных слов предложение о своем городе («Мне дорог мой родной город», «Мальчики и девочки нашего класса изучают сторию нашего города» и т.д.). Это ли не воспитание?
На уроках русского языка легко работать также с воспитательным потенциалом пословиц, поговорок, фразеологизмов. Что значит: «ищи дела, как хлеба», «лентяй посреди реки просит напиться», «дерево ценят по плодам, а человека по делам»? Объясните фразеологизмы: «сидеть сложа руки», «лодыря корчить». Какими пословицами и поговорками можно проиллюстрировать события, происходящие с нами в жизни? И ребятам это нравится. Большую роль в формировании личности, в ее гармоничном развитии играет литература. Еще К.Д.Ушинский советовал растить детей на произведениях русского народного творчества, с помощью которого ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обрядами и обычаями, познает язык, приобщается к миру прекрасного, учится распознавать добро и зло, помогать и защищать слабых, воспитывать в себе силу воли и стойкий характер. Сказки, былины, сказания, мифы и легенды наилучшим образом отвечают запросам детей, органично соответствуя детской психологии. Так, постепенно, на уроках литературного чтения я знакомлю детей с произведениями классиков русской поэзии. Мощный толчок духовному и социальному развитию дает детская поэзия: А.Барто, Е.Благинина, С.Михалкова, Б.Заходера и др. Мои дети с удовольствием читают эти книги, учатся сопереживать героям. В этом году родители сделали подарок классу и приобрели словарь Ожегова. Так теперь ни один урок не проходит без него. При работе с текстом встречаем непонятное незнакомое слово, пытаемся объяснить сами. Ученик, который прочитал это слово, выписывает его на доску. Так, в процессе знакомства с текстом появляется группа слов. На перемене ребята работают со словарем. Ищут значение, диктуют друг другу, выносят запись на доску. Не всегда возвращаемся к этим словам в этот день, иногда при проверке домашнего задания. ОДНАЖДЫ,,, Так появляется работа парами, в группах. Очень понравилось ребятам собирать материал для уроков и готовить презентации. Уже сейчас, в 3 классе. Пока их мало, 4 человека. Но вокруг каждого уже есть своя группа. Кстати компьютер здорово вручает на уроках. И я иногда даже начав показ, останавливаю на самом интересном месте и прошу к следующему уроку подготовить необходимый материал на тему. А потом мы всем классом продолжаем просмотр материала, доказывая правоту выступления учащегося.
Кстати о работе в группах. . Мои родные дети, на которых я ставила множество экспериментов. И им нравилось так работать.
В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!" Родители, занятые работой, в погоне за высокой зарплатой порой забывают о своих детях. Их больше интересуют мировые проблемы, нежели события, происходящие рядом с ними. Вместо бесед с детьми, они предпочитают просмотр детективных сериалов, фильмов, пропагандирующих насилие и различные развлекательные шоу-программы. Учащиеся предоставлены сами себе и их воспитание проходит вне дома. Конечно, существуют сейчас платные кружки, секции и бассейны, но не все родители могут позволить себе оплачивать эти занятия. И детям приходится самим искать себе развлечения. Нас часто волнует вопрос: «Почему наши дети стали озлобленными, ничем не интересуются, перестали мечтать». А ответ очень простой. Детей нужно воспитывать. Им нужно простое человеческое общение. Сейчас основная забота молодых родителей - чтобы их ребенок был сыт и одет, а воспитывать и обучать должны в детском саду и в школе. Школа старается многое сделать для детей, но нужна и помощь родителей. Учителя просто не успевают сеять «разумное, доброе, вечное». Они практически все свое время тратят на то, чтобы уменьшить то влияние, которое оказывает на детей улица. И все же только образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс.
Считаю, что моя система воспитательной работы, направлена на формирование творческой личности, с высокими нравственными качествами. Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети! Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души и, может быть, пройдет много лет, и я услышу их «СПАСИБО»