Урок Формы размножения организмов

Урок модуль
«Формы размножения организмов»














Учитель биологии МБОУ СОШ № 58 г.Брянска Котенко Л.В.






№ учебного элемента

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

УО-0
Цели урока: в результате работы над модулем вы расширите, углубите, обобщите и систематизируете знания о бесполом и половом размножение; продолжите развивать навыки самостоятельной учебной работы
Внимательно прочитайте цель урока

УЭ-1
Входной контроль

Подготовка к работе
1. Обсудите и подготовьте устные ответы на вопросы:
Что такое жизнь?
Что означает самовоспроизводящаяся система?
Что такое размножение? Что лежит в основе размножения?
Какие виды деления клеток вы знаете?
Митоз: суть, значение?
Что такое мейоз?
2. Обсудите результаты выполнения заданий.
3. Оцените свою работу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 2 балла. Максимальное количество баллов – 5.


Работа в парах.



Устная беседа.



Ваша оценка----

УЭ-2
Цель: На основе анализа рассмотренных вопросов, спрогнозируйте тему нашего урока и поставьте проблему для совместного решения.
Слайд 1, 2,3, 4

УЭ-3
Цель: Изучить бесполое размножение.
1. Размножение организмов – основа существования вида и в целом жизни на Земле. (Беседа).
2. Формы бесполого размножения организмов ( Внимательно прочитайте текст §31 на стр. 117-118. Запишите какое размножение называется бесполым? Начните заполнять схему:
Виды размножения


Бесполое Половое
(Беседа по вопросам с использованием слайда)
Самостоятельно проверьте правильность выполнения работы, используя ключ Оцените свою работу по следующим критериям: «5» – всю схему заполнили верно; «4» – всю схему заполнили правильно, но приходилось обращаться за подсказками (к учебнику или учителю) или допустили 1–2 неточности; «3» – выполнили все задание, но допустили 2–3 ошибки, или не успели заполнить все (2–3 части); «2» – почти ничего не смогли заполнить правильно или почти все перепутали; «1» – вообще не выполнил задание, но такого быть не может!!!
Устные ответы оцениваются в 1 балл. (дополнительно)


Самостоятельно с учебниками, запись схемы в тетрадь.
Подготовить устный ответ.





Беседа по схеме.
Слайд 5-ключ.



Ваша оценка----





УЭ-4
Цель: Изучить половое размножение.

Внимательно прослушайте объяснение учителя о половом размножении.
Запишите какое размножение называется половым.
Продолжите заполнение второй части схемы.

Оцените усвоение вами полученного материала по 5-ти бальной системе.
4. Работа по рядам: учащимся 1-го ряда используя текст учебника (стр. 121) изучить строение и функции яйцеклетки; 2-го ряда – строение и функции сперматозоидов (учебник стр.121). Рассмотреть в микроскоп препараты. Данные занести в таблицу:
Сравниваемые признаки
Женские гаметы
Мужские гаметы

1. Форма и размеры
 
 

2. Особенности строения
 
 

3. Функции
 
 

На основе изученного материала составьте устный ответ.
Оцените свою работу.

Критерий оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 5 баллов.



Рассказ учителя с демонстрацией слайдов (6-7)



Ваша оценка----



Работа по рядам.
Самостоятельно с учебником и микроскопом. Запись в тетрадь.

Слайды 8-9

Устные ответы на вопросы.

Ваша оценка-----

УЭ-5
Цель: Сравнить формы размножения.
1. Сравните бесполое и половое размножения по следующим характеристикам:
Число особей, участвующих в размножении;
Образуются ли гаметы?
У какого способа отсутствует мейоз?
На кого похожи потомки?
Для каких организмов характерны?
Где быстрее происходит увеличение численности?
(Беседа по вопросам)
2. Оцените свою работу.
Критерии оценки: каждый правильный ответ на вопрос – 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.




Устные ответы на вопросы.




Ваша оценка-----

УО-6
Цель: Определить качество знаний по изученной теме.

Ответить на вопросы( каждый правильный ответ 1 балл.):
А) Почему размножение считается важнейшим и необходимым атрибутом живого?
Б) Назовите способ размножения папоротников и мхов?
В) Встречается ли бесполое размножение у человека? В какой форме?
Г) Какое размножение дает преимущество при изменении среды обитания?
Д) Проблема: какая форма прогрессивней и почему?
2. Выполнить тестовое задание по уровням (прилагаются).
Поменяйтесь работами со своим партнером. Проведите взаимопроверку по ключу на слайде. Оцените работу по критериям на слайде, поставив за каждый правильный ответ «+».

Устно дайте ответы на вопросы.


Индивидуальная работа. Запись результатов в бланк №1
(прилагается).


Взаимопроверка по ключам и оценивание работы. Слайд 10-11

УЭ-7
Домашнее задание и подведение итогов урока:
Д/з: §31-32, в рабочей тетради №№ 123-131.
Прочитайте цель урока; 2.Достигли ли вы поставленной цели?
Оцените свою работу:
5 – 18 баллов и более; Молодец!!!
4 – 17-15 баллов; Так держать!
3 – 14-12 баллов; Подтянись!
2 – менее 12 баллов (не отчаивайтесь и изучите еще раз материал)







ИТОГОВАЯ
ОЦЕНКА---






Приложение
Тесты
Уровень А и В. Для каждой формы размножения выберите соответствующие характеристики: А – половое; Б – бесполое размножение.
1. В размножении участвует одна родительская особь. 2. В размножении обычно участвуют две родительские особи. 3. Образуются гаплоидные гаметы, ядра которых будут сливаться в момент оплодотворения. 4. Гаметы не образуются. 5. Возникают новые комбинации свойств в результате генетической рекомбинации. 6. Потомки идентичны родительским особям 7. Характерно для растений, низших животных и микроорганизмов. 8. Потомки с качественно новыми признаками в отличие от родительских особей. 9. Часто приводит к быстрому созданию большого числа потомков. 10. Численность потомков увеличивается медленнее.
Уровень С. Выберите один или несколько верных ответов.
1. Размножение – это процесс:
а) увеличения числа клеток; б) воспроизведения себе подобных; в) развития организмов в процессе эволюции; г) изменения особи с момента рождения до ее смерти.
2. Оплодотворение – это процесс, в результате которого:
а) происходит слияние мужской и женских гамет; б) не образуется зигота; в) образуется гаплоидная клетка; г) развиваются гаметы.
3. Бесполое размножение широко распространено в природе, так как оно способствует:
а) росту численности вида; б) возникновению изменений у особей вида; в) появлению внешней изменчивости; г) приспособлению организмов к неблагоприятным условиям.
4. Обмен наследственной информацией происходит при:
а) почковании; б) половом размножении; в) митозе–делении клеток; г) вегетативном размножении.
5. Путем почкования способны размножаться:
а) хрящевые рыбы; б) гидра; в) моллюски; г) ящерицы.
6. Споры у папоротника образуются на:
а) листьях; б) на шишечках; в) на корневищах; г) на стебле.
7. При вегетативном размножении многоклеточных дочерние особи развиваются из:
а) одной неспециализированной клетки; б) одной специализированной клетки; в) множества клеток одинакового происхождения; г) множества клеток разного происхождения.
8. Гермафродиты встречаются у:
а) только высших растений; б) только высших растений и некоторых грибов; в) многоклеточных животных и всех низших растений; г) высших растений и многоклеточных животных

Бланк ответов:
Уровень А и В
Формы размножения
Половое размножение
Бесполое размножение

Цифры ответов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ваша оценка_________________________________
Уровень С
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8

Буквы ответов
 
 
 
 
 
 
 
 

+/–
 
 
 
 
 
 
 
 

Ваша оценка_________________________________

КЛЮЧ
Уровень А и В
Формы размножения
Половое размножение
Бесполое размножение

Цифры ответов
2
3
5
8
10
 
 
 
 
 
1
4
6
7
9
 
 
 
 
 

Уровень С
№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8

Буквы ответов
б
а
а
б
б
а
в
г



qђ Заголовок 415