Практическая работа по информатике. Системы счисления (перевод чисел в десятичную систему счисления)


Фамилия Имя ___________________________________
Группа___________________________________ Отметка_______________
Дата___________________
Подпись преподавателя____________
Практическая работа 79921101656080Системы счисления. Перевод чисел из различных систем счисления в десятичную.
Цель: Отработка умений представления чисел в различных системах счисления. Научится представлять числа в развернутой форме и переводить в десятичную систему.
Напишите определения следующих понятий:
Записать основание и алфавит следующих систем счисления:
Двоичная: q=_____алфавит:___________________________________________________
Восьмиричная: q=_____алфавит:___________________________________________________
Десятичная: q=_____алфавит:___________________________________________________
Шестнадцатеричная: q=_____алфавит:___________________________________________________
Дать определение понятию основание системы счисления:
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Правило Для того чтобы число из любой системы счисления перевести в десятичную систему счисления, необходимо его представить в развернутом виде и произвести вычисления.
Пример1. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.
Решение:
5 4 3 2 1 0
1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20 =32+16+4+2=5410
Ответ: 1101102 = 5410
Пример2. Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.
Решение:
2 1 0 -1 -2
1 0 1, 0 1 2 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2 =4+0+1+0+0,25=5,2510
Ответ: 101,012 = 5,2510
Пример 3. Перевести число 2Е16 в десятичную систему счисления.
Решение:
2 1
2 Е16 = 2*161 +14*160 = 32 +14 = 4610.
Ответ: 2Е16 = 4610.
Практические задания:
Задание 1
Записать двоичные числа в развернутой форме и посчитать полученное выражение: 1012, 1102, 1112, 1011112,, 11012
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 2
Записать восьмеричные числа в развернутой форме и посчитать полученное выражение: 1238, 3458, 6738, 1258, 3428
_________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Задание 3
Записать шестнадцатеричные числа в развернутой форме и посчитать полученное выражение: А2316, 79B16, 45СА16, 1В516, 3С4F16.
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Задание 4
В 10А и 10Б классах девочек 11102. Сколько мальчиков, если всего 1816 человек?
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________