Статья. Приёмы формирования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Работу выполнила Крайнева Светлана Васильевна
учитель-логопед МАОУ «СОШ№11»
г. Чайковский Пермский край

Приёмы формирования фонематического слуха у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
Каждый ребенок, имеющий проблему, может
достигнуть успехов, если ему будет обеспечена
своевременная коррекционно-педагогическая помощь.
В рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования особое внимание отводится детям с задержкой психического развития, которые обучаются в общеобразовательных школах по адаптированным программам.
Задержка психического развития – особый тип нарушения интеллекта, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. В результате клинико-педагогических исследований, проведённых Т.А.Власовой, М.С. Певзнер, К.С.Лебединской и других, были выявлены четыре генезисных типа задержки психического развития: конституционального, соматогенного, психогенного и церебрально-органического происхождения.
Задержка психического развития конституционального происхождения - наследственное нарушение темпа созревания мозговых структур. Ребёнок как бы повторяет жизненный сценарий отца и матери. Наблюдается значительное несоответствие психического развития ребёнка его паспортному возрасту.
Задержка психического развития сомотогенного происхождения – следствие перенесённых в раннем детстве заболеваний: хронических инфекций, аллергии, дистрофии, стойкой астении, дизентерии, которые способствовали нарушению развития функций мозговых структур при сохранном интеллекте.
Задержка психического развития психогенного происхождения – психический инфантилизм, обусловленный социально-психолгическим фактором, неблагоприятными условиями воспитания. Дети имеют нормальное физическое развитие, функционально полноценные мозговые системы, соматически здоровы. Они воспитаны в неблагоприятной семье, где полная безнадзорность, вседозволенность. Со стороны родителей дети получают образец асоциального и безответственного поведения.
Задержка психического развития церебрально – органического происхождения - грубое и стойкое локальное нарушение созревания мозговых структур, недоразвитие коры больших полушарий головного мозга, вследствии патологии беременности, тяжёлого токсикоза, алкоголизма и наркомании, родовых патологий, тяжёлых инфекционных и нейроинфекционных заболеваний на первом году жизни.
Общим для всех форм ЗПР является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста. До 60 % слабоуспевающих учащихся массовой школы - это дети с ЗПР. Из практики известно, что если с ребёнком, имеющим задержку речевого развития, не ведётся соответствующая коррекционная работа до 5 лет, то к школьному возрасту задержка речевого развития трансформируется в задержку психоречевого развития. Это значит, что у такого ребёнка в перспективе затруднённая адаптация к обучению в школе, слабая успеваемость.
Их устная речь содержит нарушения, как звукопроизношения, так и грамматического строя речи. У таких детей недостаточно сформированы фонематический слух и фонематическое восприятие, беден словарный запас.
Отставание в фонематическом развитии у детей с ЗПР создаёт серьёзные препятствия для успешного усвоения ребёнком программного материала.
Исходя из этого основными задачами реализации заданной проблемы - выявить уровень развития фонематического слуха, эффективность методов и приёмов, влияющих на их развитие, их систематизацию и применение не практике.

Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Система преодоления фонематического недоразвития предусматривает два взаимосвязанных направления работы:

1 коррекцию произношения, т.е. постановку и уточнение артикуляции звуков, при обозначении которых буквы заменяются на письме, различение их на слух
2 последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова на основе развития фонематических процессов

Развитие фонематического слуха – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов.
Иногда развитие фонематического слуха у детей приводит к специфическим недостаткам произношения, свидетельствующим о том, что усвоение звуковой стороны языка не закончено и вызывает трудности в овладении письмом и чтением. Недоразвитие и нарушение фонематического слуха преодолевается путем специальных логопедических занятий.
Исходя из этих специфических особенностей цель любого коррекционно-развивающего занятия, направленного на развитие речи и мышления младших школьников с ЗПР, реализуется через решение задач:
- развитие операций мышления: анализа-синтеза, сравнения-обобщения;
-развитие наглядно-образного, а затем логического мышления;
- обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, закрепление связей между словами в предложении;
- развитие ориентировки в звуковой действительности речи, фонематического анализа, синтеза и представлений;
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функций речи;
- развитие познавательной активности и учебной мотивации.
Работа на фонетическом уровне.
Работа на фонетическом уровне включает три основных направления:
1. Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным).
2. Развитие фонематического слуха
3. Развитие фонематического восприятия, т е дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики.
Фонематические представления формируются у детей в результате наблюдения за различными вариантами фонем, их сопоставления и обобщения. Развитие слухопроизносительной дифференциации фонем необходимо начинать с опоры на более сохранные зрительные восприятия, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произнесения звуков. Развитие кинестетических ощущений нужно начинать с уточнения артикуляции звуков. Ощущение положения речевых органов в процессе артикуляции затруднено, дети не сразу могут определить положение губ, языка при произнесении того или иного звука. Вследствие этого развитие речевых кинестезий осуществляется первоначально с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Коррекционно-развивающие упражнения
Для формирования подвижности органов артикуляционного аппарата необходимо проводить артикуляционную гимнастику, чтобы сделать его в достаточно степени управляемым, дети должны научиться оценивать свои мышечные ощущения при проговаривании звуков, слогов, слов, связывая эти ощущения с акустическими раздражениями. С этой целью в начале на каждом занятии отрабатывается артикуляция гласных звуков, а также тех согласных, произношение которых обычно не страдает. ([п],[т],[к],[ф],[м],[н] и др.). Затем проводится постановка, автоматизация и дифференциация неправильно произносимых звуков. Параллельно проводится работу по развитию фонематического слуха по следующему плану:
1.Уточнение артикуляции звуков с использованием зрительных, кинестетических и тактильных слуховых восприятий. Например, при работе со звуком [c] следует обратить внимание на то, что при произнесении этого звука кончик языка находится за нижними зубами, губы в положении “улыбочка”, зубы сближены, воздушная струя идет по середине языка и встречает преграду. Уточняется, какой это звук, гласный или согласный. Сравнивается звучание звука [c] со свистом ветра: сссс. Проводится игра “насос” и обращается внимание на холодную струю воздуха и отсутствие работы голосовых связок. Аналогично проводится работа над другими звуками.
2.Выделение звука на фоне слога.
Игра “Угадай звук”.
Задание 1:
Какой одинаковый звук слышите в слогах са, со, су, сы? (Дети называют звук [c]).
Задание 2:
Если услышите звук [р], поднимите синий кружок, если [р’] – зеленый. (Произносятся слоги ра, ри, ру, ро, рю, ре и др.).
Игра “Разноцветные кружочки”. Логопед называет слоги ма, ла, са, ва, га, мя, ля, ся, вя, гя. Услышав мягкий вариант, дети выкладывают на наборное полотно зеленые кружочки, а услышав твердый – синие.
Игра “Наоборот”. Логопед бросает мячик и называет твёрдый вариант слияния, ребенок должен назвать мягкий вариант и наоборот. Затем дети бросают мячик друг другу с тем же заданием.
Игра “Магазин”. Задание: Незнайка пошел в магазин за фруктами, пришел в магазин, а название фруктов забыл. Помогите Незнайке купить фрукты, в названиях которых есть звук [л’]. На наборном полотне выставляются предметные картинки: яблоки, апельсины, груши, мандарины, сливы, лимоны, виноград. Дети отбирают картинки, в названии которых есть звук [л’].
Игра “Поймай звук”. Задание: дети должны хлопнуть в ладоши, если в названном слове слышится звук [c]. Логопед называет слова “сова”, “зонт”, “лиса”, “лес”, “коза”, “слон”, “жук”, “коса”, “ёжик”, “нос”, “стакан”.
4.Определение места звука в слове (позиции).
С этой целью используется игра “Светофор”. В начале обучения используются кружки красного, желтого и зеленого цвета. Если дети слышат заданный звук в начале слова, они поднимают красный кружок, в середине – желтый, в конце слова – зеленый. В дальнейшем используются схемы = - -, - = -, - - =, фишки, или место звука дети указывают просто цифрой, используя звуковые линейки; предметные картинки и фишки, например, в слове лиса звук [л’] слышится в начале слова, дети под карточкой кладут красный кружок и т д.
Работа с гласными первого и второго ряда
А О У Э Ы
Я Ё Ю Е И
МА – МЯ РО – РЁ ЛУ – ЛЮ
МАЛ - МЯЛ РОВ – РЁВ
ЛУК – ЛЮК МЫЛ – МИЛ
НОС – НЁС ВОЛ – ВЁЛ
ПОТОК – ПОТЁК
ПОТОМКИ – ПОТЁМКИ
НАЧИНАТЬ - НАЧИНЯТЬ
Работа с парными согласными с опорой на таблицу
ЯЗЫК
ГУБЫ
ЗУБЫ
ВОЗДУШНАЯ СТРУЯ
ГОЛОС


Д Г Б В Ж З

Т К П Ф Ш С

12345678910 12345678910
12345678910 12345678910
12345678910 12345678910
12345678910 12345678910
12345678910 12345678910


«Буквы заблудились»
Цель: развитие операций мышления: анализа и синтеза, развитие фонематического восприятия и слуха, развитие ориентировки в звуковой действительности речи, профилактика нарушения чтения и письма.
Предлагается «исправить» слова, в которых перепутались буквы. Игра может проводиться в парах, в группах, а так же со всем классом.
ЯБЛОНО БОРОСА
БАКАН ВОКЗАГ
ДОРОКА ДОРОЛА
«Четвёртая лишняя»
Цель: развитие операций мышления: сравнения и обобщения, развитие фонематического анализа и синтеза, профилактика нарушения чтения и письма.
А М К П
Ф О Р Ь

Ю С Е Я
Ш П Г И


« Вершки и корешки»
Цель: развитие операций мышления: анализа и синтеза, развитие целостного восприятия графической формы, развитие способности логического построения связного предложения.
Карточки со словами разрезать или перегнуть по горизонтали, чтобы были видны только «вершки» или «корешки» слов. С каждым угаданным словом составить предложение.
ЛИСА ЦВЕТОК ЗАГАДКА
ТОРТ ГОРОД ПОДАРОК
«Продолжи стихотворение»
Цель: развитие логического мышления, анализа, обобщения; обогащение и уточнение словаря, развитие познавательной активности, формирование фонематического слуха и восприятия при дифференциации парных согласных.
Целый день он спать не прочь,
Но, едва наступит ночь,
Запоёт его смычок.
Музыканта звать(сверчок).
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это?...(Зайка).
Мы посеем зёрна,
Пусть заколосится
На широком поле спелая (пшеница).
Уж давно забылись лютые морозы,
Распускают почки белые (берёзы).
У нас важная работа:
Осушаем мы(болота).
«Рифмы»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие операций мышления: анализа и синтеза, развитие фонематического слуха.

Придумать как можно больше слов, рифмующихся с заданным словом-стимулом, заданным ведущим.

ДОМ – СОМ – ТОМ – КОМ– ГНОМ – ЖДЁМ – ВДВОЁМ ..

ДОЧКА – ПОЧКА – НОЧКА – КОЧКА – СТРОЧКА – СОРОЧКА
«Слоговая цепочка» или «Звуковая цепочка»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие операций мышления: анализа, обобщения, развитие фонематического слуха, звукослоговой структуры слова.
Игроки по очереди подбирают слова так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего слога предыдущего или последней буквы.
(например: нора- рама- машина- налим;
например: вишня- яма- акробат- трава..).
При этом, какие бы приёмы мы не использовали, нужно помнить, что учебная мотивация детей с ЗПР отсутствует или слабо выражена, ведущей деятельностью у них остаётся игра. Да и то, не всегда сформирована её высшая форма - сюжетно-ролевая игра - предпосылка учебной деятельности. Поэтому, учитывая зону ближайшего развития первоклассника или второклассника с ЗПР, необходимо предлагать коррекционно-развивающие упражнения в игровой форме. Важен тот язык, на котором происходит общение с детьми. Имеется в виду не только речь педагога, но и невербальные коммуникации. Педагог должен быть предельно искренним в своих эмоциональных проявлениях.
Обязательным условием психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР является создание коррекционно-развивающей среды, и, в тоже время, с обязательным учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Поэтому, предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы учителем на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

На логопедических занятиях в процессе работы со школьниками следует использовать различные виды коррекционной работы по формированию недостатков речевого развития в комплексе в зависимости от того, какую цель преследует конкретное занятие. Кроме того, на занятиях необходимо уделять много внимания развитию зрительного восприятия, мелкой моторики кисти руки, развитию ориентировки во времени и в пространстве, развитию психических процессов. Одновременно с работой над формированием фонематических процессов нужно проводить работу над артикуляцией и правильным произнесением звука в речи, уточнением, активизацией и обогащением словарного запаса, над развитием и совершенствованием грамматического строя путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций и над связной речью в целом. Всю работу можно представить в таблице “Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов” (см. Приложение 4).
Коррекция- процесс творческий. Поэтому новое осознание, открытие новых путей для решения проблемных ситуаций – это и есть основа творческого подхода к личностному росту ребёнка. Предложен лишь небольшой комплекс специальных игр и упражнений, направленных на формирование фонематического слуха и мышления младших школьников с ЗПР.
Обязательным условием психолого-педагогического сопровождения детей с ЗПР является создание коррекционно-развивающей среды, и, в тоже время, с обязательным учётом индивидуальных особенностей ребёнка. Поэтому, предлагаемые игры и упражнения могут быть использованы учителем на уроках русского языка, чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

Используемая литература
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб.пособие .-М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
Годовникова Л.В. Интегрированное обучение в массовой школе: психолого –педагогическое сопровождение учащихся с ограничеснными возможностями здоровья: учеб.пособие.- Белгород: Изд-во БелГУ, 2006.
Логопедия: учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений/ под ред. Л.С.Волковой.- 5-е изд., перераб. и доп.- М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2007.
Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003.
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2003.












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915