Коррекционно-развивающая прграмма по социально-бытовой ориентировки для детей с ограниченными возможностями в развитии.


Инностация.
Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации на повышение уровня развития учащихся. Курс СБО в кабинете психолого-педагогической коррекции рассчитан на два возрастных периода, что нашло свое отражение в индивидуально-развивающей программе, что позволили осуществить дифференцированный подход к обучению. Основываясь на программу социальной адаптации детей и подростков с проблемами в развитии специальной коррекционной образовательной школы 8 вид, я составила собственную и переработав ее, адаптировала к условиям КППК, с учетов возрастных и психофизических особенностей развития учащихся , уровня их знании и умении. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличение обьема сведений, что позволило решить и поставить следующие задачи
Совершенствование мелкой моторики, закрепление простейших качественных связей, сенсорных эталонов, простейших операций анализа и синтеза.
Коррекция межличностных отношений и общения.
Совершенствование навыков самообслуживания, личной гигиены, хозяйственно-бытовых навыков, расширение сферы социально-бытовых контактов.
Обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, при социально-бытовых контактах.
Использование продуктивных видов деятельности.
Перенос позитивного опыта в жизненную практику.
Паспорт рабочей программы.
Рабочая программа учебного предмета СБО составлена и разработана на основе:
Типовой программы специальной коррекционной образовательной школы 8 вида для 5-9 классов, под редакцией В.В. Воронковой, издательство «ВЛАДОС», 2000г.
Категория обучающихся:
Дети инвалиды детства 3-18 лет, УОВКО г. Риддер «Кабинет психолого-педагогической коррекции»
Сроки освоение программы:3 года, обьем учебного времени18 часов, форма обучения очная.
Тест
Индивидуальный
Фронтальный
Устный
Форма контроля:
Итоговая самостоятельная работа
Контрольная работа

Пояснительная записка.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся с детьми разного возраста с серьезными нарушениями в развитии (дети инвалиды детства). Данная программа ориентирована на работу с детьми 10-18 лет 2 раза в неделю. Организуются, эти занятия таким образом, чтобы дети имели возможность наблюдать за действиями взрослых и принимать участие в Работа строится на формировании навыков, предусматривающих овладение сначала простейшими, а затем более сложными действиями. Ведущим методом программы это метод поэтапного показа и отработки всех элементов действия с каждым ребенком. Используется также словесная регуляция и коррекция действий детей. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, выполняют с ними определенные действия в соответствии с назначением. Полученные представления расширяются и закрепляются в специально организованных дидактических и сюжетно-ролевых играх, в беседах и в ходе выполнения домашнего задания. Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры. В играх совершенствуются предметно-практические действия, формируются компенсаторные способы познания окружающего мира. В доступной и занимательной форме усваиваются нормы общепринятого поведения, формируются навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми.
Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: аккуратность, терпение, усидчивость, трудолюбие, соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда. Используются все виды наглядности: натуральная (одежда, посуда, игрушки и другие); образная (рисунки, плакаты, картины); символическая ( условные изображения различных служб, стиральной машины –автомат, температура режимов электроутюга и другие); графическая (учебные инструкционные карты, бланки квитанции, таблицы и другие); схематическая (схема передвижения пассажирского транспорта).Также используются разнообразный дидактический раздаточный материал. Останавливаясь на каждом разделе программы отдельно, можно использовать следующий минимальный перечень оборудования и методические пособия.
Требование к знаниям и умениям учащихся.
10-18 лет
Личная гигиена
-познакомить с частями тела;
-научить определять правильные предметы личной гигиены;
-закреплять навыки самообслуживания;
-добиваться того, что бы учащиеся самостоятельно без напоминания мыли руки, чистили зубы, причесывались, пользовались носовым платком.
- познакомить с названиями частей суток (утро, вечер, день, ночь).
-изучить правила бережного отношения к зрению.
-правила для поддержания правильной осанки, комплекс упражнений за осанкой ,походкой жестикуляцией.
Одежда и обувь
Обучающиеся должны знать:
- виды одежды;
- принадлежности для ухода за внешним видом.
- повседневный уход за одеждой;
-мелкий ремонт за одеждой (пришивание пуговиц, вешалок, ремонт порвавшейся одежды);
- стирка изделий в домашних условиях;
-чистка и сушка одежды;
- правила обращение с элктроутюгом;
- виды обуви;
- принадлежности для ухода за обувью
- чистка ботинок;
-просушка обуви;
Культура поведения.
--знакомить с правилами поведения во время занятия, перерыва.
- налаживать контакт со взрослыми и сверстниками;
-уметь правильно вести себя среди людей;
-приветствовать педагогов.
Питание.
- различать продукты питания разных групп: овощи, фрукты, молочные, мучные, мясные, рыбные продукты, крупы, кондитерские изделия; -обрабатывать продукты питания перед приемом в пищу: мыть (фрукты, овощи и ягоды), чистить , отваривать и др.,
- соблюдать правила приема пищи, культуру поведения и общения за столом;
- сервировать стол к завтраку;
-убирать стол после еды; мыть посуду.
Твое жилище.
-дать сведения о жилищах.
-формировать умение поливать комнатные растения,
-учить называть адрес учреждения, где занимается ребенок, домашний адрес, рассказать о своей комнате и нарисовать ее;
-наводить порядок в помещении;
-удалять пыль с мебели;
-подметать и мыть пол;
Медицинские учреждения
-знать название медицинских учреждении (поликлиника, аптека, больницы), их назначение;
-виды медицинской помощи, вызов скорой помощи;
-домашняя аптека (перевязочные, дезинфицирующие, обезболивающие средства, термометр).
-инфекционные заболевания и методы их предупреждения.
Транспорт
-познакомить с видами транспорта;
-научить учащихся читать дорожные знаки;
-познакомить с разметкой улиц и дорог. Светофор.
Средства связи
- знать основные средства связи: почта, радио, телефон, телевизор;
- научить учащихся писать и называть свой домашний адрес;
-знать виды почтовых отправлении;
-формировать навык набора телефона: домашний телефон, номера экстренного вызова (101, 102, 103 ), пользование телефонным справочником.