Презентация Законодательные и нормативные акты


Законодательные и нормативные акты регулирующие трудовые отношения в образовании Выполнила студентка группы 931 з Кондратьева Л. В. В современном правовом государстве образование должно иметь основательную нормативно-правовую базу. Требование тщательного законодательного регулирования отношений в области образования обусловлено рядом причин. Во-первых, нормы образовательного законодательства должны стать надежными юридическими гарантиями реализации закрепленного на конституционном уровне права каждого на образование.Во-вторых, нормы образовательного законодательства регулируют ту сферу общественных отношений, в которую сегодня, вовлечено все российское общество, все его возрастные группы. В-третьих, образование представляет собой огромную по своим масштабам отрасль российской экономики, грандиозный имущественный комплекс, нуждающийся, с одной стороны, в регламентации возникающих в сфере образования гражданских и трудовых отношений, а с другой – в достойном и бесперебойном финансировании, без которого невозможно предоставление качественных образовательных услуг. Вот почему современное образовательное право формируется как комплексная отрасль российского законодательства, объединяющая нормы различной правовой принадлежности – гражданского, семейного, трудового, административного и других отраслей права. Так же следует выделить, что в сфере образования накопилось значительное число проблем, связанных с кадровым обеспечением, недостаточным финансированием, ухудшением состояния материально-технической базы образования.Среди них центральное место занимает проблема поиска эффективных путей совершенствования системы мотивации и регулирования труда преподавателей. . На основании нового Трудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений в отношении правового положения в сфере труда педагогических работников, были приняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19марта 2001 г. № 196, постановление Правительства Российской Федерации « О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие. По юридической силе все нормативно-законодательные акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-законодательных актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. признаком Классификация нормативно-правовых актов Классификация нормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объему и характеру действий; по субъектам, Юридическая сила нормативно-правовых актов определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования.Содержащие нормы имеют акты одного содержания и только одной отрасли права. Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют акты ,имеющий комплексный характер. он включает нормы различных отраслей права ,обслуживающих определенную сферу общественной жизни. По основным субьектам нормативно правовые акты подразделяют: акты законодательтной власти, акты исполнительной власти, акты судебной власти. Закон – это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Признаками закона нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, являются: 1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума; 2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности; 3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не Присуще подзаконным нормативно-правовым актам. Принятие закона включает в себя четыре обязательные стадии: внесение законопроекта в законодательный орган; обсуждение законопроекта; принятие закона; его опубликование (обнародование). Принятие закона в результате референдума также осуществляется в законодательном порядке, предусмотренном Законом о референдуме; 4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган; 5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов по отношению друг к другу. Классификация образовательного законодательства Российской Федерации внутригосударственных источников, регулирующих отношения в сфере образования, формируется на трех уровнях: - федеральном, - региональном (уровне субъекта Российской Федерации), - местном (муниципальном). - Региональные законы могут приниматься так же по отдельным организационным, социальным, экономическим и финансовым вопросом деятельности образовательных учреждений в данном субьекте Муниципальное образовательное право представляет систему нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией в области образования. Муниципальные законы, регулирующие отношения в сфере образования, немногочисленны. Они принимаются для предоставления дополнительной социальной поддержке образовательных отношений Федеральные законы российского законодательства, регулирующих отношения в сфере образования, наряду с Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, семейное, уголовное законодательство, законодательство об образовании). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство — примеры комплексных нормативно-правовых актов. Образовательная система современной России предоставляет широкие возможности для учета национальных, религиозных , культурных, индивидуальных, различий в обучении и воспитании. Между тем характер современного образования может иметь не только положительные , но и отрицательные последствия . Регулирование отношений участников образовательного процесса возможно при условии сформированности у них позиций и одновременно устойчивость собственных взглядов и убеждений. Но пока гуманитарная позиция не сформирована, необходимо регулирование с использованием правовых норм. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!Кондратьева Л.В.