ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ для детей 6 – 8 лет


Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «МОУ СОШ № 100»г. Волгограда


ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
Программа дополнительного образования детей 6 – 8 лет
Срок реализации — 1 год
Составитель:Корсакова Анна Геннадьевна,педагог-психолог


Волгоград – 2014
Направленность программы «Развивающая программа по развитию мелкой моторики »по содержанию является социально-педагогической; по функциональному предназначению  — специальной; по форме организации — групповой; по времени реализации — годичной.
Программа разработана на основе методических разработок И.Н. Кузнецовой, С.Е. Гавриной, Н.Л. Кутявиной).
требования взяты за основу при разработке программы: формы занятий в основном носят игровой характер, который наиболее доступен и близок детям. Это способствует обеспечению комфорта  для развития личности учащегося. Занятия предназначены для индивидуальной и групповой работы.
Новизна программы состоит в том, что она предназначена для учащихся начальных классов без ЗПР, обучающихся в общеобразовательных школах, классах, в отличие от существующего аналога по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время в образовательной программе не уделяется должного внимания развитию мелкой моторики, в то время как она играет важную роль в развитии психических функции, что в дальнейшем влияет успешный процесс обучения в школе. Развитие мелкой моторики наиболее актуально в возрасте с 6 до 8 лет, т.к этот период наиболее сензитивен . К числу наиболее актуальных проблем относится недостаток интеллектуального развития; недостаточность развития памяти, внимания, связной речи; недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе; Трудности с овладением навыкам письма;
Педагогическая целесообразность программы объясняется:
эффективным для развития мелкой моторики у детей является организация занятий способствующих стимулированию развития центральной нервной системы, всех психических процессов; созданию атмосферы творчества, сотрудничества, развитию коммуникативных навыков, эффективной и быстрой адаптации школьника к учебной деятельности; профилактике школьных неврозов и созданию психологического комфорта.
Дополнение новым материалом помогает решить проблему возникновения затруднений обучения у здоровых детей вследствие слаборазвитой мелкой моторики.
Цели программы:
1. Обучить способам развития мелкой моторики
2. Сформировать у детей предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой  моторики рук.
3. Воспитать ценностное отношение к развитию мелкой моторики
Задачи:
Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
Создать условия для накопления двигательного и практического опыта.
Сформировать навыки ручной умелости, плавных, точных и координированных движений и подготовить ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
Выявить изменения в двигательном и практическом опыте детей.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа предназначена для учащихся начальных классов без ЗПР, обучающихся в общеобразовательных школах, классах. Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена исправлением негативных тенденций  развития, препятствующих успешному освоению образовательного стандарта, так как решает проблему не только развития руки и подготовки к овладению навыкам письма, но и косвенным образом влияет на развитие речи и всей интеллектуальной деятельности ребенка. Программа ориентирована на применение широкого комплекса диагностических, обучающих и развивающих процедур. В структуру программы входят четыре образовательных блоков: диагностический, начальный, основной и заключительный. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у детей мелкой моторики, умения координировать работу рук.
На занятиях первого блока программы происходит определение круга проблем участников программы, подбор диагностического инструментария, диагностику психологического здоровья Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования диагностических средств могут быть представлены в виде упражнений.
Для того, чтобы подвести детей 6 - 8 лет, к освоению способов развития мелкой моторики предлагается игровой метод: для данного возраста игровой метод наиболее эффективен, т.к ведущей , в данном возрасте, является игровая деятельность.
Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом развития координации движений является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит объяснение важности данного умения при помощи иллюстраций.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: от 6 до8 лет. Дети 6 лет способны на начальном уровне выполнять предлагаемые задания пальчиковая гимнастика, графические умения, элементы письменных букв.
Дети младшего школьного возраста, имеющие небольшие затруднения с координацией движений рук, слабо сформированными навыками письма а так же дети не имеющих явно выраженных затруднений для дальнейшей прфилактики.
Сроки реализации образовательной программы 1 год, разделенный на четыре этапа. Продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются наличием сформированных навыков. Первый период является диагностическим направлен на первичное знакомство с уже сформированными навыками, второй — на выявление индивидуально – личностных особенностей, третий посвящен формированию и развитию мелкой моторики, четвертый этап заключается повторной диагностике. Предусмотрена дополнительная диагностика для вновь прибывшего ребенка.
Формы занятий:
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятий при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания и об инструкции к упражнению. Практическая часть включает в себя упражнения и игры.
Режим занятий:
Занятия проходят 2 раза в неделю, в основном групповые, но по мере необходимости проводятся и индивидуальные занятия.
Ожидаемые результаты освоения программы. 
Ученик будет знать:
О важности развития мелкой моторики
О способах развития мелкой моторики
Ученик будет уметь:
Координировать собственные движения рук
Обладать навыками правильного письма
Ученик сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
Мелкая моторика обеспечивает развитие других психических функций таких как мышление, память, речь, что способствует успешному обучению в дальнейшем
Ученик способен проявлять следующие отношения:
Заинтересованность к целям и задачам программы на протяжении всего времени

Формы подведения итогов освоения программы:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме графического диктанта, поделок детей и в повторной диагностике.
Учебно-тематический план
№пп Раздел, тема Количество часов
Всего Теоретич. занятия Практич. занятия
1 Диагностика 4 1 3
2 Начальный 4 2 2
3 Основной 48 12 36
4 Заключительный 8 2 6
ИТОГО 64 17 47
Содержание курса
этапы направления работы цели и задачи
Диагностика обеспечивает своевременное выявление детей с недостаточно развитой мелкой маторикой,проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
определение круга проблем участников программы, подбор диагностического инструментария, диагностику психологического здоровья
начальный
Формирование интереса, создание благоприятной атмосферы, создание условий для реализации программы Побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать.
Формирование целостного видения (чувствования) возможностей, способностей, мелкой моторики
Основной 1)Развитие движений рук и ручной
умелости.
2)Пальчиковая гимнастика
3)Графические упражнения
4)Подготовка к обучению письму Гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной стадии развития к положительной, овладение новыми способами дейтвия
заключительный Закрепление новых навыков мелкой маторики измерение изменения психологического содержания и динамики реакции способствующие появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной оценки
Раздел 1. Диагностический этап
Диагностика
Содержание материала: определение круга проблем участников программы, подбор диагностического инструментария, диагностику психологического здоровья
Формы занятий: групповые, по мере необходимости проведение индивидуальной диагностики.
Методическое обеспечение:
графический диктант, домик Гудкиной, Дорожки Венгера, рисунок простым карандашом
Раздел 2. Начальный этап
«Давайте знакомиться!»
Содержание материала: формирование интереса, создание благоприятной атмосферы, создание условий для реализации программы
Формы занятий: групповые, по мере необходимости проведение индивидуальных занятий.
Методическое обеспечение: рассказ сказки, игры и упражнения на создании мотивации взаимодействия с психологом.
Раздел 3. Основной этап
«Учись играя »
Содержание материала: гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной стадии развития к положительной, овладение новыми способами дейтвия
Формы занятий: групповые, по мере необходимости проведение индивидуальных занятий.
Методическое обеспечение: игры и упражнения, манипуляция с крупными деталями, работа с конструктором, лепка, вращательные движения мелких предметов пальцами, складывание бумаги, изготовление аппликаций, рисование, раскрашивание, штриховка.
Раздел 4. Заключительный этап
«Что же мы теперь умеем?»
Содержание материала: измерение изменения психологического содержания и динамики реакции способствующие появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной оценки
Формы занятий: групповые, по мере необходимости проведение индивидуальных занятий.
Методическое обеспечение: графический диктант, «домик» Н.И. Гудкиной, Дорожки Венгера, рисунок простым карандашом.
Методическое обеспечение
Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса, предполагают наличие (специального учебного кабинета, психолог педагог). Из дидактического обеспечения необходимо наличие (тренировочных упражнений, разно уровневых заданий, лото, конструктор мозайки, шарики крупных и мелких размеров, пуговицы, крупа, деревянная игрушка со шнуровкой, крышки и бутылки. Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: простые карандаши, цветные карандаши, шариковые ручки, фломастеры, ножницы, маркер, гуашевые и акварельные краски, цветная бумага, пластилин, картон, белые листы бумаги, тетради, специализированные рабочие тетради направленные на развитие мелкой моторики (по количеству детей).
Методы и техники:
Методика «Домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей 5—10 лет и может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш

Методика "дорожки" (разработана Л.А.Венгером) На листе бумаги нарисуйте "дорожки", в одном конце которых стоят машинки, в другом - дом. Ширина дорожек разная: начинается с 1 см, а дальше дорожки становятся все уже. Тип каждой дорожки постепенно усложняется: вначале она прямая, а дальше может быть извилистая, с крутыми поворотами. Скажите ребенку: "Здесь нарисованы машинки и дорожки к домикам. Машинка должна "проехать" по дорожке к дому, проведи линию посередине дорожки, не отрывая карандаша от бумаги и не съезжая с дорожки". Выходы за пределы "дорожки" могут учащаться с приближением к домику - торопясь к цели, ребенок забывает о других условиях задачи. Уровень выполнения высокий, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более трех раз; низкий - три и более выходов за пределы "дорожки", неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу , многократное проведение карандашом по одному и тому же месту. Монометрический тест для оценки зрительно-моторной координации ребенка.  На листе плотной бумаги начертите три окружности одна в другой. Средняя имеет диаметр 8 см и начерчена "жирной" линией толщиной 1,5-2 мм. По обе стороны от нее на расстоянии одного миллиметра начертите по одной "тонкой" окружности. Предложите ребенку за одну минуту вырезать круг по широкой линии. Отсчет времени начинайте, когда ножницы находятся в исходной позиции - на широкой окружности. Качество работы оценивается по наличию и величине отклонений от заданного пути. Допускается не более двух перерезаний узких линий. При большем количестве перерезаний и превышении времени результат оценивается как отрицательный. Разрешается вторая попытка (после первой неудачи). 
1.      Манипуляция с крупными деталями.
·        Работа с конструктором «Лего», мозаиками, с деталями крупных размеров.
·        Пришивание больших пуговиц с двумя отверстиями.
·        Нанизывание шариков на проволоку.
Лепка из пластилина.
·        Лепка способом  обрубовка крупных форм.
·        Налепные украшения с использованием элементов: завитки, конусы, лепестки, шарики.
·        Лепка из целого куска вытягивание.
Вращательные движения мелких предметов пальцами.
·        Запуск мелких волчков.
·        Катание по очереди каждым пальчиком камешков, шариков.
·        Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание).
·        Закручивание крышек.
·        Завод механических игрушек ключом.
Работа с нитками, проволокой, шнурками.
·        Завязывание и развязывание узелков.
·        Наматывание тонкой проволоки  в цветной обмотке на палец (получается колечко или спираль).
·        Шнуровка ботинок, сапог, курточек.
Складывание бумаги.
·        Изготовление изделий способом складывания – «гармошка».
Вырезание из бумаги и склеивание.
·        Изготовление аппликаций.
·        Изготовление закладок с элементами аппликации.
Рисование, раскрашивание.
Раскрашивание сюжетных картинок в «Книжках - раскрасках».
Рисование различными материалами: ручкой, карандашом, мелом, восковыми мелками, акварелью, гуашью, углём, фломастерами с использованием кисточки, шерстяных ниток и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика: Инсценирование руками стихов по образцу учителя.
·       « Моя семья»
·        «Улей»
·        «Черепаха»
·        «Капуста»
·        «Дружба»
Граффические упражнения: Прямые линии.
·        «Я самый меткий»
·        «Дорожки»
·        «Дождик»
·        «Парашютисты»
Штриховка.
·        Обведение по трафаретам фигур и их штриховка  (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).
Обведение рисунка точно по линиям без отрыва карандаша.
Клубочки.
·     Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против.
 
Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.
Графические диктанты.
Корректировка навыков письма:
От рисунка к букве:  Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению угловатости овалов.
·        «Грибочек»
·        «Зонтик»
·        «Снежинка» (постепенное усложнение рисунка)
Литература
1.      Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда.     Издательство    «Педагогика» 1997.
2.      Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития 1997.
3.      Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9  1988.
4.      Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо – моторных навыков у детей 5 – 7 лет М.: Владос 2003.
5.      Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени  готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.
6.      Мамайчук И. И., Ильина М. Н. Помощь психолога ребенку -  С.- П. 2004.
7.      Серия книг для развития творческих способностей учащихся.
8.      Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: Сфера 2003.
9.      Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.
10.  Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.